Как победить уныние?
Слово 13. Об унынии и лености.1. Уныние часто бывает одною из отраслей. Одним из первых исчадий многословия, как мы уже и прежде сказали; потому мы сей порок и поставили здесь, как на месте приличном ему, в лукавой цепи страстей.
14. Свяжем теперь и сего мучителя памятию о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах; и когда оно предстанет нам, предложим ему подобающие вопросы.
- Скажи нам, страсть нерадивая и расслабленная, кто есть зле родивший тебя? Какие твои исчадия? Кто суть воюющие против тебя? И кто убийца твой? – .
– Родительницы у меня многие: иногда бесчувствие души, иногда забвение небесных благ, а иногда и чрезмерность трудов. Исчадия мои, со мною пребывающие – перемены местопребывания, пренебрежение заповедей отца духовного, непамятование о последнем суде, а иногда и оставление монашеского обета. Противники мои, которые вяжут меня, суть – псалмопение с рукоделием. Враг мой есть помышление о смерти; умерщвляет же меня молитва с твердою надеждою сподобиться вечных благ.
(прп. Иоанн Синайский, "Лествица")
"Безводное облако уносится ветром, а не имеющий терпения ум – духом уныния.
Весенняя роса прибавляет роста полевому плоду, а духовное слово возвышает устроение души.
Как больной не выносит тяжелого бремени, так унылый не в состоянии тщательно исполнить Божия дела; ибо у того телесные силы в расстройстве, а у этого не стало сил душевных.
От уныния врачует терпеливость, и то, чтоб делать свое дело, (не смотря на недостаток охоты), со всяким самопринуждением, из страха Божия.
Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно, – и дух уныния бежит от тебя."
(прп. Ефрем Сирин)
"
Любящий мiр много имеет печалей, а презирающий все, что в мiре, всегда весел.Кто победил пожелания, тот победил страсти; а кто победил страсти, тем не овладеет печаль.
Не печалится воздержный, что не достал снеди, целомудренный, что не улучил срамного непотребства, негневливый, что не удалось отмстить, смиренномудрый, что лишен человеческой почести, нелюбостяжательный, что потерпел неудачу. Они совершенно погасили в себе все такие пожелания, – почему и не испытывают печали; ибо бесстрастного не уязвляет печаль, как одетого в броню не пронзает стрела.
Воину доставляет безопасность щит, городу – стена; но большую щита и стены доставляет монаху безопасность бесстрастие. Ибо щит нередко пробивает стремительно летящая стрела, и стена разоряется множеством воителей, а бесстрастия не одолеет печаль.
Одолевший страсти одолел печаль; а побеждаемый страстною сластью не избежит ее уз.
Любостяжательный, понесши утрату, горько печалится, а презревший имущество беспечален.
Славолюбивый печалится, когда терпит бесчестие, а смиренномудрый принимает его, как сотоварища.
Плавильная печь очищает не очищенное серебро; а печаль по Богу – сердце, сущее в грехах.
Частое плавление убавляет свинец, – и мiрская печаль ослабляет ум.
Темнота уменьшает энергию глаз, и печаль притупляет созерцательность ума.
Кто презирает мiрские удовольствия, того не потревожат печальные помыслы.
(Добротолюбие, том 2)