MrLf, это уже современное определение скорее. А Кант жил в другую эпоху и направил все свое карате против философии Декарта. Объект познания познается субъектом, само познание - субъективно, а не объективно. Кант критикует так же и познавательную деятельность, разум, а потом возводит новую концепцию познания, почему познание вообще возможно.
... и добавил:Чистая природа как объект может быть адекватно познана только очищенным от искажений субъектом – "чистым разумом". Поиск чистого разума, чистого сознания, разума как творческой субстанции пронизывал всю философию Нового времени. Абсолютизировав противоположности материального и идеального (соответственно объективного и субъективного), философия вынуждена была искать теоретические пути их соединения.
Ну можешь за аксиому принять позицию, где разум делает выводы. Ведь согласно теореме Геделя о неполноте, всегда будет бесконечно малая неполнота в любом знании.
Но тогда твое заявление о том, что разум не может познать сам себя, очевидно, тоже неполноценное и может быть выброшено на свалку истории.
... и добавил:Корректно ли вообще парадокс лжеца применять в отношении теоремы Геделя о неполноте, относительно ее собственной неполноты, в смысле неполноценности и бесполезности?