исследование.
Гроздья гнева.
Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России. Весна — осень 2014 года.
Украинский кризис сплотил российское общество, отодвинув на задний план такие острые проблемы, как неконтролируемая среднеазиатская и кавказская миграция и этническая преступность.
Несмотря на снижение числа межэтнических конфликтов и внимания к ним со стороны СМИ, принципиально этноконфессиональная ситуация за полгода не изменилась. Об этом свидетельствует ряд резонансных преступлений с участием приезжих в Москве, на Ставрополье, в Саратовской области и в ряде других субъектов.
После окончания украинского кризиса или его перехода из острой в вялотекущую фазу можно ожидать возобновления роста межнациональной напряженности в наиболее проблемных с этой точки зрения российских регионах (красная, оранжевая и желтая зоны).
К беженцам с востока Украины большинство населения России относится с сочувствием, в том числе из-за этнокультурной близости, однако масштаб переселения и неготовность многих регионов к дополнительной социальной нагрузке создают конфликтный потенциал. В полной мере он может проявиться в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации. Кроме того, в некоторых регионах местное население уже выражает недовольство «чрезмерными благами», выделяемыми беженцам.
Среднеазиатская миграция постепенно становится одной из наиболее острых проблем в силу повсеместного проникновения и колоссальных масштабов. Государственные инициативы по социальной адаптации трудовых мигрантов не решают таких хронических проблем, как наркотрафик из Средней Азии, высочайший уровень преступности среди мигрантов, особенно нелегалов, конфликты между гастарбайтерами и т.д. Прогнозируемое ухудшение социально-экономической ситуации еще больше обострит эти проблемы.
Так называемая этническая преступность остается предметом ожесточенных дискуссий. Многими экспертами не признается в принципе этнический характер противоправной деятельности тех или иных ОПГ. Вместе с тем констатируется, что объединение преступников по языковому критерию (или по принципу землячества) и выбор жертв исключительно среди чужаков по сути совпадают с этническим делением.
Экспансия радикального ислама остается мощным дестабилизирующим фактором. В последние полгода еще сильнее обозначилась тревожная тенденция проникновения исламского фундаментализма не только на Северный Кавказ и в Поволжье, но и в немусульманские регионы с высоким уровнем межнационального напряжения, в первую очередь в ХМАО.
Серьезная озабоченность национальным вопросом, демонстрируемая федеральным центром в конце 2013г. – начале 2014г. (вызванная пугачевскими, бирюлевскими и другими событиями), сменилась успокоенностью на фоне консолидации российского общества перед лицом «внешней угрозы». По мнению некоторых экспертов, именно этим (наряду с оптимизацией бюджетных расходов) объясняется упразднение Минрегиона, ответственного в том числе за нацполитику.
Неявным, но значимым фактором межэтнической напряженности остается фактическое неравноправие «равноправных» по Конституции субъектов РФ, которое выражается в специфическом распределении средств федерального бюджета, а также в ощутимой разнице между уровнями реальных полномочий глав некоторых республик с одной стороны и губернаторов большинства регионов – с другой.
В связке «местные-приезжие» каждая группа воспринимает себя ущемленной по этническому признаку. Так, причинами массовых протестных акций неоднократно становились преступления, совершенные выходцами с Кавказа, и убежденность местного населения в лояльности правоохранительной и судебной систем к таким преступникам. В то же время многие представители северокавказских сообществ убеждены в несправедливом отношении к себе и своим землякам со стороны полиции и более лояльном – к русским.
Многие эксперты негативно характеризуют систему негласного этнического квотирования должностей в национальных республиках, в то же время заявляя, что отказаться от нее в настоящее время не представляется возможным, так как эта практика позволяет достичь хотя бы хрупкого общественного согласия.
В ряде регионов преобладающей формой межнациональной розни стал интернет-экстремизм, с которым весьма энергично борются компетентные органы. Фигурантами многочисленных уголовных дел по известной 282-й статье становятся, как правило, подростки и молодые люди, размещающие в соцсетях ролики, фото и комментарии ксенофобного характера. При этом мера наказания за одни и те же правонарушения в разных регионах может сильно отличаться: символический штраф, крупный штраф, административный арест, условное или реальное тюремное заключение.
Все более серьезной проблемой становится дефицит в ряде национальных республик учителей русского языка, являющихся его носителями. Плохое знание языка межнационального общения влечет целый ряд проблем, связанных с интеграцией в общество: во время службы в армии, при трудовой миграции в другие регионы, при усвоении норм поведения в местных сообществах.
Сохраняется тренд на увеличение числа конфликтов между организованными группами, сформированными, с одной стороны, по принципу этнической идентичности (диаспоры), с другой – по принципу общего хобби, рода занятий, идеологии (футбольные фанаты, байкеры и пр.).
Экстраполяция конфликтов в регионах происхождения мигрантов на их взаимоотношения в России прослеживается в разной степени. Для выходцев из Закавказья это почти не характерно. Причин здесь может быть несколько. Во-первых, данные мигранты зачастую не занимаются тяжелым неквалифицированным трудом, а занимаются бизнесом, соответственно, цена конфликта для них (в результате, например, увечья либо депортации) заметно повышается. Что касается мигрантов из Средней Азии, то, говоря о взаимоотношениях между ними, большинство экспертов сделали вывод, что экстраполяция конфликтов велика.
Этнократические режимы в национальных республиках формируются скорее не по этническому, а по земляческому принципу, соответственно, этническая принадлежность для региональных политических элит играет гораздо меньшую роль, чем представляется. Отношения в политической элите являются патрон-клиентскими и требуют подтверждения лояльности друг другу, соответственно, этническая близость может уступать близости семейной, клановой, земляческой и иной. А это означает, что представители титульных этносов вытесняют друг друга с привилегированных должностей с такой же интенсивностью, как и представителей других этнических групп.
В большинстве регионов с непростой этноконфессиональной ситуацией отсутствует внятная национальная политика, местные власти демонстрируют реактивное управление, устраняя «симптомы», а не «причину болезни». В значительной степени это обусловлено существующим на федеральном уровне негласным табу на откровенное обсуждение межэтнических проблем. Предметная дискуссия чаще всего подменяется ритуальным воспроизведением догмы о многонациональном характере России.