Вместе с рекламой нового Сонара получил статью по сведению. Не готов безоговорочно подписаться под каждым советом, но кое-что полезного в этих советах, безусловно, есть. Предлагаю ознакомиться. ссылка на оригинал статьи - в конце.
Хотел еще вставить в текст иллюстрации, но кривые руки не дали такой возможности
========================================================
10 Подсказок для амбициозного инженера по сведениюДэн Гонзалес Начало сведения – это нечто, в чем многим трудно разобраться. По сути, на этот вопрос нет правильного ответа, так как это нечто, что приходит естественным путем к каждому инженеру. Если у вас возникают сложности с началом сведения – попробуйте разработать для себя сценарий, и вскоре вы будете в состоянии начать практически с любого места и смешивать дорожки с легкостью.
1. Прослушайте эталонные песни, которые вам передал исполнитель, чтобы вы могли лучше понять, куда надо стремиться в процессе сведения. Если у вас заранее сложилось представление о звуковых характеристиках микса без учета предоставленных эталонов, то вы будете тратить ваше драгоценное время на микс, который стремится в никуда. Всегда убедитесь в том, что клиент доволен миксом до того, как вы сделаете с миксом нечто радикальное. В ряде случаев полное игнорирование целями микса может стоить вам ангажемента. Некоторые группы любят пробовать нескольких инженеров сразу и смотреть, что у них получается.
2. Начинайте любую сессию сведения с прослушивания того, что вы получили от инженера звукозаписи вне зависимости от того, выполняли ли вы эту роль или нет. Импортируйте все дорожки, поставьте все фейдеры на 0dBu и нажмите «воспроизведение». Как только начался процесс сведения песни – никаких корректировок, аранжировок, замены ударных, подстройки вокала или ре-ампинга. Если вы все еще занимаетесь этим – заканчивайте. Ваш процессор будет вам благодарен. Эти процессы должны быть завершены до начала собственно процесса сведения. К сожалению, иногда сведение становится латанием в зависимости от уровня мастерства инженера, которого нанимает исполнитель.
3. Создайте группы для того, чтобы рабочий процесс был быстрее и эффективнее. У каждого редактора свой метод создания групп дорожек. Изучите его и поймите как это работает. Если вы можете создать независимые группы Mute, Solo, Fader и Bypass – сделайте это. По мере того, как вы будете становиться опытным инженером, ваши сессии будут становиться все больше и больше. Понимание как упростить большие сессии в течение нескольких минут сведет напряжение к минимуму. Самый напрягающий момент во всем процессе сведения – это когда клиент стоит и ждет, когда ты закончишь простейшую вещь. Лучше, когда ты ждешь клиента, а не наоборот.
4. Направьте дорожки по шинам (buses), чтобы у вас был один общий уровень громкости для всего инструмента. Если у вас 18 дорожек ударных, 3 дорожки баса, 15 гитарных дорожек и почти бесконечное количество вокальных дорожек, то вы выиграете от перевода их на объединенные органы управления, находящиеся дружка около дружки в сессии. Перевод большого числа дорожек в шины ведет к упрощению сессии. Обычно я направляю дорожки в соответствующие шины, а затем вывожу все эти шины на общий, «мастер» фейдер. Это помогает организовать сессию, а также дает определенное понимание того как выглядят уровни громкости каждой группы инструментов. Если у вас все направлено на «мастер» фейдер, то это становится угадайкой – какая же дорожка приводит к перегрузу всей песни.
5. Поймите, что не надо выводить панораму жестко влево или жестко вправо только потому, что у вас есть ручка панорамирования. Многие начинающие инженеры панорамируют жестко влево или вправо, не понимая тяжелых последствий того, что они делают. Обычно это происходит с гитарой, записанной на две дорожки (double-tracked), записанным на две дорожки вокалом, записью рояля, хора и томов при записи ударных. Иногда избыточное панорамирование приводит к тому, что микс распадается, поэтому не делайте это автоматической привычкой при начале сведения. Я видел инженеров, которые заходят настолько далеко, что делают основу микса блокируя кнопку стерео на «мастер» дорожке и выводя уровни в моно режиме.
6. Ограничивайте себя выведением необходимого уровня сигнала без применения эффектов. Эта практика заставит вас слушать более внимательно. Конечно, баланс не будет безупречным, но это даст вам понимание того как каждый инструмент в вашем миксе взаимодействует с другими. Что если у вас в распоряжении будет только управление уровнями? Задайте себе этот вопрос и посмотрите насколько близко к совершенному балансу вы сможете подойти без того, чтобы полагаться на эквалайзер, к которому вы обычно прибегаете.
7. Нет ничего зазорного в том, чтобы сбросить все фейдеры вниз и начать все снова, если вы чувствуете, что зашли со своим миксом в тупик. На самом деле, это поможет вам понять какие ваши привычки не дают возможности достичь того звука, которого вы добиваетесь в миксе. Скажем, вы не можете правильно смешать ударные, и что бы вы не делали ваш микс постоянно перегружается на «мастер» фейдере. Начните заново и переделайте все сначала. Все дорожки будут иметь тот же звук, что и раньше. Единственная разница – вы будете предвидеть какие проблемы могут случиться. Чего бы не хотелось, так это чтобы кто-то (продюсер, исполнитель) сбросил бы все фейдеры вниз за вас (это всегда ставит вас в неловкое положение). Наступите на горло собственной песне, хотя у вас это заняло столько много времени, и начните заново. В конце концов, лучший способ узнать как делать что-то правильно – сначала сделать это неправильно.
8. Получите представление о ваших миксах в разных форматах. Прочувствуйте как они звучат:
• В вашей студии
• В вашей спальне
• На динамиках переносного компьютера
• В наушниках-затычках
• В студийных наушниках
• В машине с отличной стереосистемой
• В машине с плохой аудиосистемой
• На маленьком моно динамике
• На старых динамиках с прорванным диффузором
• В комнате вне вашей студии
• В комнате вне студии с закрытыми дверями
Это условия, в которых многие потребители обычно слушают музыку, поэтому почему бы не попробовать как ваш предварительный микс будет звучать? У некоторых из вас поднимутся брови, но я выяснил, что такое представление заставило меня предпринять практические шаги по отношению к эквализации, панорамированию и общему уровню, особенно по низким частотам.
9. Приучите себя уходить на время и возвращаться к миксу со «свежими ушами». Это может быть очень трудной задачей, когда работаешь с плотным миксом. Наши уши могут утомляться и уставать точно так же, как затягиваются мышцы. Сильная концентрация на работе может начать исказить ваше представление о том, как звучит микс. Известно, что вокальные дорожки начинают звучать в тональности, хотя они совершенно в нее не попадают, после 2-3 часов их подстройки. Сделайте перерыв, глотните свежего воздуха.
10. Сводите на низкой громкости. Пожалуй, это один из самых полезных уроков, который вы можете выучить с годами. Это поможет вашим ушам меньше уставать и даст вам возможность принимать лучшие решения относительно уровней. Когда вы сводите на малой громкости, обращайте внимание на низко звучащие инструменты – бочку и бас. Слышно ли их? Нужно ли добавить им презенс? Это связано с п. 8 «Получите представление», но вполне заслуживает отдельного упоминания. Если вы хотите сделать эту работу своей карьерой – берегите уши. Слух ухудшается только со временем, поэтому важно предохранять его от повреждений. Да, это ВПОЛНЕ НОРМАЛЬНО если вы будете затыкать уши, когда по улице едет машина с сиреной. Да, это ВПОЛНЕ НОРМАЛЬНО носить с собой затычки для ушей на концерт, даже если зал известен своим отличным звуком. У вас только одна пара ушей, поэтому берегите их.
Приводятся изображения SONAR X2 Producer. Пробную версию можно загрузить бесплатно.
Последнее обновление: 19 июля 2013
Оригинал статьи: http://www.cakewalk.com/Support/kb/reader.aspx/2007013312?utm_source=bronto&utm_medium=email&utm_term=Image+-+Mix+Engineers&utm_content=Save+up+to+30%25+off+new+Blue+Cat+Audio+FX%3B+Mixing+tips%3B+more&utm_campaign=July+23+-+All