Автор Тема: FAQ по снятию гитарного звука микрофоном с кабинета  (Прочитано 374488 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Santjago Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10919
  • Hard As A Rock
 Итак, друзья, ввиду отсутствия в разделе единой темы по вопросам снятия звука микрофоном с гитарного кабинета, решил взять на себя скромную миссию по созданию небольшого faq. Спасибо техническому прогрессу и умам, уверенно двигающим его вперёд, за то что дарят нам, простым смертным, такие возможности как создание бюджетной домашней студии, использование необычайно богатого ассортимента виртуальных инструментов и обработок. Важное место, для нас, гитаристов, заняли такие виртуальные обработки как ампсимы и импульсы гитарных кабинетов... Последние, вчастности, реально выручают, если мы не имеем гитарного кабинета, или имеем, но не тот, что хотелось бы, или, не имеем возможности шуметь, живя в квартире и жалея нервы родни и соседей... Но, при всей прелести доступности импульсов (вернее, холявности  :) ), их широкого выбора, и возможности использовать "втихую", мы, зачастую, забываем, что импульс - это всего лишь "слепок", частотный отклик системы динамик - микрофон, и он несёт лишь половину (в лучшем случае) информации о том как реально звучит, ведёт себя система... импульсный отклик, к сожалению, не может передавать нелинейные характеристики, такие важные как компрессия сигнала вследствие массы и инертности диффузора динамика и мембраны микрофона, нелинейных искажений динамика на разнах мощностях... Вообщем, дорогой читатель, если ты имеешь гитарный комбик или кабинет, который тебя устраивает, хороший микрофон, терпеливых соседей, ты полон сил и желания,- за дело, сделай свою работу с гитарным звуком гораздо интереснее и увлекательнее...

Итак, микрофон... Классика съёма гитарного звука - это динамические микрофоны Shure SM57, Sennheiser MD421, Audix i5. Так же применяются конденсаторные микрофоны, они не дают такого плотного скомпрессированного звучания как динамические, но передают звук более "честно", и в более широком диапазоне частот, как правило, используются для подмеса к динамическому. Благо, ассортимент на нашем рынке не бедный, выбрать можно, исходя из финансов. 57-й, например, можно приобрести на первичном ранке за 100-150 долларов, Audix i5, f5 - 70-100 долларов. MD421 заметно дороже,- 200-400 долларов, но смысл в его покупке есть, скорее, если это для зароботка... Дешёвые подделки (особенно на Shure их много) и неизвестные бренды лучше не рассматривайте как вариант, вы побубните в него и сначала удивитесь как он хорошо, на свои деньги, звучит, но гитарный кабинет быстро раскроет все его "прелести"...

Кабинет... тут уж, чем богаты - тем и рады... Не отчаивайтесь, если у вас комбик 1х10, а не 4х12, как говорится, не в размере счастье... все размеры по своему прекрасны и уникальны, важнее, чтоб динамик был качественным. Динамиков хороших в продаже тоже полно, Celestion, Eminence, Jensen... глаза разбегаются... Благо, большинство комбарей сейчас не ленятся комплектовать хорошим динамиком... если вам, например, не хватает уверенного низа с вашим 1х12, никто не запрещает подмешать к нему параллельно импульс каба 4х12  ;)

Микрофонный преамп... Большинство современных внешних аудиоинтерфейсов имеют на борту микрофонные преампы, насколько они качественны - это иной вопрос, зависит от конкретной модели, и реально проверенных характеристик. Если ваша карта не имеет преампов или качество их вас не устраевает, можно приобрести внешний преамп. Отличное соотношение цена/качество имеют приборы отечественных производителей Digilab и Peratronika, первые ориентированы на профессионального пользователя, вторые более доступны, бюджетного класса для персональных студий... Так же в бюджетном классе стоит отметить продукцию M-Audio (модели Audio Buddy, DMP3) и ART. О дорогом профессиональном
оборудовании речь вести не буду, т.к. статья ориентирована на начинающего пользователя с ограниченным бюджетом.

 Итак, усилитель прогрели, сполчасика рифф "Smoke On The Water" пальчиками погоняли, микрофон включен в преамп или в звуковую (конечно же симметричным кабелем... ведь вы же не хотите, чтобы волны радио "Мелодия" или бреющийся электробритвой сосед испортили вашу первую запись?  ;D ), установлен на микрофонную стойку, и... и куда же его, микрофон наш, собственно, направлять? Вот теперь рассмотрим четыре основных позиции микрофона
относительно динамика: Cap, Cap Edge, Cone и Cone Edge.

Cap - микрофон направлен строго в центр динамика, в его пылезащитный колпачёк... перпендикулярно плоскости диффузора естественно (далее по умолчанию, пока не познакомимся с понятием OffAxis). Характеризуется звонким, резким, пробивным звуком с преобладанием высокочастотной составляющей.
* V12-f5-CAP_1in.mp3 (664.73 КБ - загружено 2960 раз.)

CapEdge - микрофон направлен в место склейки колпачка с диффузором. Наиболее нейтральная позиция, наилучший балланс низких и высоких частот. С этой позиции лучше и начинать поиск своего звука.
* V12-f5-CAPEDGE_1in.mp3 (664.73 КБ - загружено 1825 раз.)

Cone - микрофон направлен на среднюю часть диффузора, между краем колпачка и гофром. Меньше высоких, больше низа, "рычащая" середина. Может использоваться как основной тон, так и для подмеса.
* V12-f5-CONE_1in.mp3 (664.73 КБ - загружено 1531 раз.)

ConeEdge - микрофон направлен на край диффузора, т.е. в точку, где диффузор переходит в гофр. Мощный низ, мало высоких, используется, как правило для подмеса, для получения жирных низов.
* V12-f5-CONEEDGE_1in.mp3 (664.73 КБ - загружено 1397 раз.)

OffAxis (досл. "вне оси")- микрофон находится под углом относительно оси динамика. Позволяет избавиться от назойливых высоких, "песка". Чем больше угол, тем меньше в спектре высоких частот. Применимо ко всем выше перечисленным положениям.
* V12-f5-CAPEDGE_OFFAXIS_1in.mp3 (664.73 КБ - загружено 1562 раз.)

549548-5

Вообщем, грубо говоря, чем дальше микрофон от центра динамика и ближе к краю, тем больше низкочастотной составляющей и меньше высокочастотной. Ньюансы звучания зависят от конкретного микрофона и динамика. Так же стоит отметить что, увеличивая расстояние от динамика к микрофону, мы получаем меньше низкочастотной составляющей, захватываем больше реверберации помещения, и уменьшаем эффект "близости". Дальние положения, 1-2 м и больше называются room, используются для получения и подмеса реверберации помещения, а так же эффекта фазовой эквализации. Фазовая эквализация возникает вследствии разницы фаз сигнала снятого вблизи динамика и на расстоянии, при их суммировании. Расстоянием room микрофона от кабинета можно подбирать резонансную частоту. Эффект фазовой эквализации часто используется в тяжёлых направлениях, но если переборщить, то получится, извините, "эффект унитаза". Если же от room вам необходима лишь реверберация, без фазового сдвига, то необходимо будет в секвенсоре подогнать дорожку по фазе подрезкой, либо регулятором "задержка трека".
При использовании открытого каба, зачастую, полезно параллельно снимать и подмешивать сигнал с открытой стороны. Необходимо лишь изменить фазу этого сигнала на 180 градусов переключателем на преампе, либо на дорожке в аудиоредакторе.

Пару слов о маркировке импульсов, которую, кстати, полезно применять и в именах гитарных треков...
например: MesaRectifierV30-i5-Cap-3in.wav
означает, что звук снят микрофоном Audix i5 с кабинета MesaRectifier с динамиком Celestion Vintage 30 в положении Cap на расстоянии 3 дюйма от фронтальной плоскости динамика... Просто добавьте подобную информацию в метаданые вашего трека, и вы гарантировано не забудете как чем и с чего снимали этот звук.

Ещё один дружеский совет, из личного опыта... Когда вдоволь налазитесь с микрофоном возле своего каба, аж до искр в глазах и стреляющей боли в спине, не поленитесь создать собственную подробную библиотеку импульсов своего каба... Очень выручает, когда вы с импульсами подберёте в проэкте нужный звук, и уже на 100% знаете куда установить микрофон при реампинге.

Аудиопримеры записаны в домашних условиях, квадротреком, микрофоном Audix f5 с кабинета 4х12 Eminence Legend V12 в аудиоинтерфейс E-MU 1616, перегруз - BMT Black Diamond в ламповый мощник 4х6Р3С. Поскольку народ у нас на форуме на добрых 80% металлюжный, а я не смог изменить своим вкусам и привёл рок"н"ролльные аудиопримеры  :) , прошу комрадов, имеющих достаточную аппаратную часть, дополнять тему своими аудиопримерами в разных жанровых направлениях, а так же замечаниями, и, основанными на собственном опыте умозаключениями и хитростями...

В заключение хочу отметить, что снятие гитарного звука микрофоном - дело творческое, и позволяет неограничено импровизировать... Любое положение микрофона, любые комбинации верны, если это вам лично подходит. Кто угодно может дать дружеский совет, как попробовать, но никто не имеет права заявить что вот такое положение 100% для вашего случая... Играйте, снимайте, творите... Ваш звук в ваших руках...

Ну и миксец на затравку....  ;D * faq'n_rock'n'roll_mix.mp3 (808.49 КБ - загружено 1463 раз.)
и с подмесом ConeEdge в ритм-гитарах....  ;D * faq'n_rock'n'roll_mix2.mp3 (808.49 КБ - загружено 1143 раз.)

спасибо комраду Владимир Владимирович за видео

How To Record Professional Metal Guitar Tone Excerpt

Mic Placement for Metal Guitar

примерчики тяжёлого саунда от комрада NSb:
* V30-4x12-sm57-SPM102_Cap.mp3 (727.55 КБ - загружено 1359 раз.)
* V30-4x12-sm57-SPM102_CapEdge.mp3 (727.55 КБ - загружено 1073 раз.)
* V30-4x12-sm57-SPM102_Cone.mp3 (727.55 КБ - загружено 882 раз.)
* V30-4x12-sm57-SPM102_ConeEdge.mp3 (727.55 КБ - загружено 921 раз.)
два аудиопримера не влезли, т.к. превышен лимит 8 МБ, см. Ответ #27  https://guitarplayer.ru/index.php?topic=219342.msg4765145#msg4765145
« Последнее редактирование: Ноября 06, 2011, 21:23:00 от Santjago »

Оффлайн Darth-Vader

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3262
Santjago, Сантьяжыщеее !!!!
   К
Р Е С    Тебе георгиевский за это!
   Т


FAQing great job !!!
« Последнее редактирование: Ноября 06, 2011, 00:23:39 от Darth-Vader »

Оффлайн Димочка

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3262
Спасибо за статью   :alc:

Оффлайн golbol1

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9411
  • .... УХ ---ТЫ ....
Santjago, Привет ...  ;) ... Ну вот можеш же писать ----  ;D ;D ;D ... и понятно и не занудно .... :alc: :alc: :good:
 Но чаще новичков в ПОЕЗГ отправляеш....  ;) ;D ;D + табе ....
 неделю буду плюсовать .... ;)

Оффлайн NSb

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 23373
  • shit in - shit out
теперь есть куда посылать людей  ;D :crazy: :crazy: :crazy:

Оффлайн гуляющий бас

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 187
плюсАдын, молоцца  :clapping:

Оффлайн batuchenko

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1153
плюсигэ мэн!
по поводу реверберации-один знакомый звукарь делает так: выносит мик в соседнюю  не заглушенную комнату\коридор и прописывает естественный ревер, говорит получается просто мега жыр, ни один софтовый ревер не идёт в сравнение  :crazy: , что то вроде того, как эти пиндосы на 1,30 минуте
Universal Audio original 610 Console


Ещё один дружеский совет, из личного опыта... Когда вдоволь налазитесь с микрофоном возле своего каба, аж до искр в глазах и стреляющей боли в спине, не поленитесь создать собственную подробную библиотеку импульсов своего каба... Очень выручает, когда вы с импульсами подберёте в проэкте нужный звук, и уже на 100% знаете куда установить микрофон при реампинге.

а как самому сделать импульс?, пробовал подавать розовй шум-в итоге имеем какой  то сартир на выходе!

Оффлайн Santjago Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10919
  • Hard As A Rock
а как самому сделать импульс?, пробовал подавать розовй шум-в итоге имеем какой  то сартир на выходе!

впринципе, вопрос для отдельной темы...  ;D
batuchenko, самый простой дедовский способ - прогонка импульса (одного сэпла) через систему... создаёшь в soundforge или wavelab сэмпл (просто рисуешь инструментом "карандаш") амплитудой, близкой к 0 дБ, затем загружаешь в куб, канал сэмпла назначаешь на отдельный выход карты, этот выход подключаешь к усилку (я подключаю не к ламповому концу, а к максимально честному ресиверу на полевиках, дабы не замылить лампарём частотку динамика), к усилку каб, к кабу микрофон, микрофон в карту... вот так и записываешь импульс... длину готового импульса выбираешь сам, в зависимости от того, сколько тебе нужно реверберационного хвоста... вкратце, вот так вот...

Оффлайн batuchenko

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1153
а какая оптимальная длинна семпла?,
или лучше без ревера, думаю в максимально близком расстоянии мика к кабу ревера вобще быть не должно!?,
если не трудно, выложи семпл про который ты говоришь (прост не уверен что его можно в аудишине сделать, вернее даж не знаю как, ибо там нет инструмента "карандаш")

Оффлайн NSb

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 23373
  • shit in - shit out
batuchenko,
ставишь микрофон (для нескольких микрофонов, импульсы делай для каждого) так как ты это делаешь обычно, только вместо гитары пропускаеш импульс (файлик в атаче ) и записываешь щелчёк с кабинета
далее нужно немного отредактировать импульс после записи, отрезать самое начало и конец



... и добавил:

есть нюанс, чтоб получить правильный импульс, нужен усилитель без тембр блока, в противном случае его АЧХ скажется на конечном импульсе
« Последнее редактирование: Ноября 06, 2011, 05:58:25 от NSb »

Оффлайн batuchenko

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1153
ога, спс!, кароче, тупо в мощник ))

Оффлайн NSb

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 23373
  • shit in - shit out
да или в разрыв если он после тембр блока
еще лучше, воспользоваться обычным студийным усилителем, ват на 100, лучше прокачает помещение  :crazy:
микрофоны, ну тут на твой вкус  ;D

Оффлайн ROM-ROM

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1294
  • "..выше гор могут быть только ГорЫ
Santjago, Подпишусь, интересно
 читать завтра! :)

Оффлайн batuchenko

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1153
NSb,
мужик, у тя 666 плюсеков!  >:D >:D >:D

Оффлайн River-Disco

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 480
Santjago, отличная статья