Доброго времени суток!
Я решил написать эту статью в связи с тем, что мне часто задают множество вопросов по поводу как я получаю такой звук при записи гитары в линию. Здесь объясню как это делаю Я (т.е. эта статья не истина в последней инстанции).
Статья рассчитана на тех кто знает азы звукозаписи (умеет записать гитару "в компьютер") и работы с программами. Опишу все на самых простых в управлении плагинах, но от того не хуже звучащих. Не буду разводить демагогию, и постараюсь сразу быть ближе к теме.
Что нам нужно?1. Руки. Что бы получить четкий и мощный саунд гитары необходимо поставленное, четкое звукоизвлечение. Тут я могу вам дать один совет - занимайтесь, и обязательно под метроном!
2. Инструмент. Гитара должна звучать и соответствовать тому что вы хотите из неё извлечь. Грайндкор на стратокастере с синглами это конечно очень забавно, но упаси вас сатана:) Если нужен металл, я вам советую проверенный лично мною вариант - краснушная гитара, активные датчики (EMG 81, Seymour Duncan Blackouts AHB-1) или пассивы (Seymour Duncan SH-4). На ней должны стоять новые струны соответствующего калибра.
3. Примочки, предусилители. Этот пункт мы пропустим ведь у нас задача сделать все на компьютере. Но скажу о другом. Если датчики на гитаре пассивные - вам понадобиться di-box для согласования импедансов между датчиком гитары и входом звуковой карты. Без него у вас будет мутный низ и спад наверхних частотах. Если датчики активные то этим можно пренебречь. Так же существуют звуковые карты с инструментальным входом. (
Если у вас внутренняя карта то как правило там нет инструментальных входов. Инструментальный - значит с входным сопротивлением 1 МОм. Когда будете выбирать карту, обязательно обращайте на это внимание - прим. ред.).
4. Звуковая карта. Здесь нужно хорошее качество конвертеров AD-DA и соотношение сигнал/шум и конечно же поддержка ASIO для того что бы мы могли играть без задержки ввода-вывода сигнала. Могу вам посоветовать EMU 0404 - очень хороший вариант для начала.
5. Секвенсор. Значения не имеет. Цифра она и в африке цифра, поэтому идиотские споры на тему "кто лучше звучит - cubase или sonar", "protools звучит ламповее, а в logic все само сводится" можно сразу пресечь. Я пользуюсь Cubase потому что лично мне он очень удобен и я могу в нем сделать все, что мне нужно.
6. Plug-Ins & Impulses. Советую вам скачать шикарнейшие бесплатные гитарные плагины TSE 808, TSE X30, SoloC, Le456, Nick Crow Wagner Sharp, 8505, 7170 и Kefir. А так же вам будут необходимы импульсы гитарных кабинетов (они придадут вашему звуку частотную характеристику того или иного кабинета). Есть множество бесплатных, а так же платных импульсов, например - recabinet, red wirez (
кроме того, в прикрепленных темах есть ссылка на плагин Mercurial - очень годный кабсим - прим. ред.)
Начинаем. Мы записали дорожку гитары.
1. Вешаем в 4-5 слот (для удобства) инсерта плагин Kefir, загружаем в него импульс любого кабинета (я поставил свой любимый импульс из пака Catharsis, 1on-preshigh, сделанного одним очень хорошим западным умельцем) и ставим регулятор MIX на 100%.
2. Например в 1 канал вешаем грелку (TSE 808) для того что бы подрезать ненужный низ, подкомпрессировать и немного "придрайвить" сигнал. Я обычно ставлю такие настройки.
3. Затем идет очередь за усилителем. Тут у нас широкий выбор. Выбираем например LE456 (эмуляция усилителя ENGL). Отстраиваем GAIN. Как это делаю я - добавляю гейн до тех пор пока не начнут хорошо звучать флажолеты. С недобором гейна звук будет сухим, а с перебором мутным и неуправляемым. Затем мы отстраиваем положение ручек темброблока на вкус. Я стараюсь получить упругий низ, хорошую середину и достаточно яркий верх.
4. Поиграйте с палммьютом. Слышите бубнеж по низким частотам ? Здесь нам пригодиться плагин мультибенд компрессор, который будет подавлять всплески нижних частот при палммьюте. Как мы его отстраиваем - оставляем активной 1 полосу на частотах 80-250 гц (все остальные либо не трогаются если не влияют на звук, либо ставятся в байпасс), делаем атаку 5-20 мс, релиз 25 мс, трешхолд -20, а степень подавления сигнала (range) -6. Этими настройками я обязан метал-гуру Andy Sneap.
5. Затем можно добавить внешний эквалайзер для более тонкой отстройки звука. Я обычно всегда срезаю низ до 70-100 гц (выбор частоты среза зависит от строя гитары и от самого будующего микса) потому что там нет никакой важной для гитары информации. Далее стоит обратить внимание на область частот 100-200 гц. Здесь не должно быть переизбытка частот. Почему? Потому что большую долю мяса в грамотных миксах дает бас гитара, а не гитара. Оставьте этот диапазон для баса, но надо знать меру. Далее можно подрезать 300-500 гц для более утробного звучания, 2-5 кгц по вкусу, 5-7 кгц тут ядовитость гитары, и от 8 до 13 - песочек. Насчет последнего - не стоит сразу же его вырезать - порой в некотором количестве он бывает очень приятным
И далее срез где-то с 13 кгц до конца.
В итоге у нас вышло (я не использовал внешний эквалайзер)
guitars-soloc.mp3 (223.43 КБ - загружено 14565 раз.)
скриншот
Не обращайте внимания на название в аттаче - soloc, это просто ошибка в названии, здесь использован LE456 как на скриншоте.
Этот звук я получил буквально за 3 минуты.
Путем смешивания разных кабинетов можно получать разные звучания (здесь записано 4 гитары + микс):
guitars-faq-01.mp3 (223.43 КБ - загружено 10451 раз.)
guitars-faq-02.mp3 (223.43 КБ - загружено 7410 раз.)
guitars-faq-03.mp3 (223.43 КБ - загружено 9275 раз.)
Но не забываем, что мы можем ещё менять и усилители
Надеюсь это руководство вам поможет в ваших начинаниях!
Андросов Сергей "Nu-Sound Studio" 2011 год. P.S. Это разбор конкретно моего случая. С другими гитарами и потребностями в звуке будут и другие настройки всего. Но основа схожа