по видео -
насчет того, что началось ближе к нулевым не совсем соглашусь.
Эксперименты с панорамированием, планами и локализацией начались по сути с начала семидесятых прошлого века,
вот кстати упомянутые им Пинк Флойд тому и пример по хронологии их альбомов.
Например мало известный и забытый в настоящее время Гари Глиттер, а точнее его продюсер и по факту звукорежиссер
Майк Линдер писали с большим ближним планом рабочего барабана и бочки, а все остальное
на контрасте с ним создавало пространство микса.
И это было не в нулевые, а именно начало семидесятых, этакий фирменный стиль звучания.
Если покопаться в архивных закромах того времени то разные примеры найдутся.
*
Вообще программ для работы с построением пространства и панорамированием много и появились
они не только вот теперь.
Вполне себе неплоха
Parallax-Audio Virtual Sound Stage, есть и аналогичные ей более продвинутые.
Очень давнишние
Auburn Sounds Panagement,
Wave Arts Panorama да еще много чего было, всего не упомню.
*
насчет задних, тыловых планов это с началом экспериментов по бинауральной записи началось и
для прослушивания достаточно простых наушников, разумеется две звуковые стерео колонки не годятся.
*
алгоритмы у эти программ могут быть разными, но по сути они используются для формирования
отражений, панорамирования как основного сигнала так и отраженного, их динамической компенсацией,
работой с поворотом фазы, эквализацией отражений, их компрессией, задержкой и т.д.
Если кто нибудь очень хорошо знает и понимает физику отражений, то все это может сделать при помощи
просто набора отдельных плагинов,
Конечно такое на очень редкого продвинутого любителя, вот прям замороченного именно на этом.
но зато он не будет ограничен алгоритмами какого то конкретного плагина