Автор Тема: Как в плане АЧХ отстраивать гитару для лайвов?  (Прочитано 1516 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Agessum Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 306
Хочу нарулить на своём сетапе тембрально нейтральные пресеты, преимущественно для лайвов, так что наиболее ценными будут советы от тех, кто имеет опыт звукорежиссуры живого бэнда. Если чо - у нас набор инструментов стандартный рок квартет с акустической гитарой фронтмена. У меня электрогитара и борд с трактом аналог->FX->IR и я предпочитаю подключаться в линию: по опыту лайвов так все-таки звук более предсказуемый, чем в разные гитарные усилки, наличествующие на разных площадках. Тем не менее и линия везде разная - где-то низ бубнит, где-то его мало, где-то есть какой-то мерзкий верх, ну и прочие варианты. Так что хочу настроить условно усредненный звук электрогитары, чтобы корректировки по месту были бы минимальными.

Дома я отстраиваю пресеты через мониторы JBL 306 mk2 - далеко не самые честные, к тому же ещё и среднего поля, без возможности корректной расстановки и раскачки. Так что прошу советов у уважаемой публики как отстроить свой звук посредством софта - чем смотреть спектр и к чему мне стремиться? Как выглядит условно-нейтральный готовый гитарный звук по АЧХ? Прошу по возможности с конкретными примерами софта, скриншотов и с пояснениями.

Спасибо!

Оффлайн vangrieg

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5952
Ну общие соображения - меньше верха, поскольку на концертных уровнях он воспринимается громче, и меньше низа, чтобы гитара не попадала в сабвуферы и не мешала басу, но это всё, конечно, настолько общие слова, что мало практического значения имеют.

Запишите микс всей группы и послушайте на большой громкости, под этот микс и надо настраивать пресеты.

Оффлайн Agessum Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 306
не ну такое-то понятно )) методом тыка и на слух - так оно сейчас и происходит, в общем-то... но хотелось бы более научного подхода ))

Оффлайн vangrieg

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5952
Agessum, да нет никакого научного подхода

Оффлайн Rony

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3191
vangrieg в целом правильно написал.
Для репетиций на стадии разучивания желательно не занимать или минимально занимать нишу в частотном диапазоне других инструментов,
т.е. для гитары классическая середина ближе к верхней, для баса только низы и т.д.

Для лайва это дело творческое для того кто зает, что и как делать,
конечно не точь в точь как для студийного сведения микса, потому как есть много своей специфики,
особено когда например опен эйр или наоборот закрытое очень маленькое помещение.
Но если как спасительный и самый примитивный вариант, то стоит придерживаться правила как в начале написал,
касается всех инструментов конечно.

Оффлайн Зебр

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1662
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Очень много факторов - от свежести струн до акустики помещения и возможностей порталов.
  По быстрому - простенький эквалайзер на 7-12 ручек, на пульте экв по нулям, уходим в зал с  радиосистемой.
 И аккуратно строим гитару в бас  и ударку.  Часто звукари звучат свадьбы и корпоративы, и немногие имеют опыт работы с группами.
 Хотя сейчас грамотный саундчек - роскошь)

Оффлайн Jhav

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3517
  • I'm not Able, I'm just Cain
Мало данных. Какой звук - чистый, лоугейн, хайгейн или все вместе?

Общие рекомендации такие -

1.не проваливать середину 500-2000 Гц именно эта область отвечает за жир и присутствие гитары в миксе. можно немного прибрать 250-500 Гц - будет прозрачнее.

2. Верх можно отрезать параметрическим эквалайзером со спадом 6 дб/окт где-то начиная с 5000 Гц. Верх на лайве зачастую от перегрузки твиттеров порталов плюс железо барабанов - очень много на высокой громкости верха, короче. Это быстро утомляет слух, так что если вы отрежете верх у гитары - общий микс будет восприниматься хорошо.

3. Низ - самая сложная часть, так как напрямую зависит от акустики на площадке, параметров самого помещения и настроек басовой линии. Все, что ниже 70 можно смело резать. Далее, у вас должна быть возможность для конкретной площадки настроить частоты от 80 до 200 Гц - в этой области находится тот самый фундамент звука, когда чистая гитара звучит полно, а палм мьют на хайгейне вызывает ощущение "fuck yeah!". Нужно, чтобы не было ощущения закладывания ушей на палммьюте внизу диапазона и была слышна разница, когда вы играет с басистом и без. Вообще с низом в данном случае так - лучше чуть меньше (но только чуть!), чем нужно, чем переборщить.

Ели все сделать правильно, то гитара в микс ляжет хорошо, звукорежиссеру останется только подкрутить АЧХ под порталы и дальше управлять звуком исключительно фэйдером.

Оффлайн Agessum Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 306
>>>>>Мало данных. Какой звук - чистый, лоугейн, хайгейн или все вместе?
Всё вместе. Композиции разные, есть и чистый звук, и брейкап, и мидгейн, и хайгейн. Но жанрово всё по классике - рок/металл, никакого лютого рубилова в дропах. Строй стандартный Е, 6 струн.

В остальном спасибо за советы, да так в общем и делаю. Подобрал себе импульс с акцентом на середину, с подрезкой низа и верхнего верха. Весь звук гонится через мастер-преамп, в качестве которого выбрал AMT Vx-Clean. Выбрал его из соображений компактности, разумного аппетита по питанию и серединистого звука, который хорошо дружит с перегрузами из других педалей. В принципе его эквализации достаточно, чтобы вписать в ту или иную площадку.

Тем не менее, исходный вопрос остаётся открытым. В смысле как у себя дома отстроить звук предельно нейтральный, и отследить это в какой-нибудь софтине глазами. Дело ведь ещё какое... Всё очень сильно зависит от субъективного восприятия в конкретный момент. Например, могу с вечера нарулить звук, играть на нём и тащиться. А утром он покажется слишком "мутным", без верха. Или наоборот - слишком верхастым. Для самопроверки могу запустить какой-нибудь минус (бэкинг трэк) с ютуба, и посмотреть как мой звук вписывается в это окружение, и подкорректировать, но это тоже не панацея. Хотелось бы исключить эту субъективность, отследить по спектру.


На самом деле я стараюсь следовать концепции, что дивайсы не дураки делают, и в положении "все на 12" должно звучать наиболее нейтрально (кроме фуззов - но с ними всё вообще нестандартно), соответственно добавлять/прибирать что-то стараюсь минимально, когда есть на то конкретная причина. И вот ещё. Возможностей по эквализации масса, и не всегда понимаю, где правильнее это рулить. Например, много верха. Можно его прибрать на педалях перегруза. Можно на мастер-преампе. Можно импульс потемнее. Вот в каком месте лучше это сделать?

Долго собирался с мыслями, чтобы написать. Да так и вышло - сумбурно по мелочи несколько мыслей выдал.
« Последнее редактирование: Января 03, 2022, 18:17:09 от Agessum »

Оффлайн sinister

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1915
Agessum, всегда будет разный результат, потому что наш слух нелинейная система. Дома тихо включил и наваливаешь больше верха и низа, сделал погромче начинаешь верх прибирать. Как вариант, это наушники или мониторы с калибровкой чем то типа Sonarworks и отстраивать громко. Но, как правило, на концерте это все будет ядовито из за более высокой громкости, но это уже тебя как гитариста не должно волновать, там звукорежиссер должен компенсировать порталы частотно, исходя от нужной громкости.

Оффлайн vangrieg

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5952
Agessum, запиши микс всей группы.

Настраивай пресеты, проверяя на большой громкости.

Это всё.

Оффлайн Agessum Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 306
sinister, Это понятно, что результат будет разный. Потому и отстроить хочу не на слух, а по науке - по спектрометру )) Вот пытаюсь узнать у общественности чем это смотреть и как примерно должно выглядеть.


Agessum, запиши микс всей группы.
Настраивай пресеты, проверяя на большой громкости.
Это всё.
Есть эфиры "в пульт", и поканалка с пары концертов. Все разные по миксу. Брать что-то как ориентир - нет смысла. Да, мы сейчас намерены записаться, но это будет студийный микс, к лайву отношения имеющий весьма далекое. Ну и это.... кого мне писать? Если драммер и фронтмэн играют как играют, до инженерии звука люди далекие, а басист вообще любитель навалить середины посредством 10-полосного эквалайзера (зачем только я ему этот мхр продал???) - в каком-то ролике на ютубе услышал вредый совет, что типа так будет круче..... ну ппц. Я к тому, что сегодня они звучат так, а завтра по-другому. В данном случае мне есть смысл быть интровертом - менять себя (свой звук).

Да, отстраиваю пресеты на хорошей громкости на репе, втыкаюсь целенаправленно "в линию", чтобы дебажить свой звук именно в таком варианте подключения (хотя где мы репаем есть 2 хороших ламповых стэка - энгл и маршалл). Однако звучание на концерте всё равно всецело в руках звукорежа и того аппарата, который в наличии. Отсюда вырисовывается моя задача - предельно усложнить задачу запороть звук безухому безрукому звукорежу, дав максимально хороший исходник.

PS: в принципе в последние где-то полгода звучу везде хорошо. В смысле читаемо и гитару слышно даже на видео с телефонов из дальнего угла очередного заведения. Но... всё равно хочется научного подхода ))

Оффлайн vangrieg

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5952
Agessum, по науке - это на слух как раз.

Если, как ты говоришь, у всех остальных каждый раз звук разный, значит и у тебя он должен быть разный, как ты собираешься дома это сделать на все случаи жизни?

И что касается звукорежиссера - он слышит конечный результат, поэтому ему и рулить. По-другому никак. Просто для него гитара - последняя из забот. Потому что аудитории гитара тоже не очень важна.
« Последнее редактирование: Января 03, 2022, 23:27:08 от vangrieg »

Оффлайн Agessum Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 306
vangrieg, На слух я и так делаю. Ну а как ещё? Я ж не глухой. Включился, позвучал, подкрутил где надо.
Тему начал, чтобы получить советы как дебажить звук в домашних условиях и подобрать IR. Да, в моём сэтапе на лету он, увы, не меняется.

Оффлайн Сергий Ширшов

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1596
vangrieg, как дебажить звук в домашних условиях и подобрать IR.
Не читал тему и не знаю, советовали тебе прошерстить и при необходимости проредить аранжировки.
Как пример могу привести пинклойдовскую Стену, Выш ю вы хи и Обратную сторону луны. Там почти нет вещей, в которых аранжировка создаёт неудобоваримую кашу из фоновых гармонических инструментов, как это стало принято со времён гранджа и подхвачено другими, особенно тяжелыми стилями.
Там каждая партия уникальна и не мешает остальным, а если сразу несколько инструментов сходятся, образуя новый звук, новую текстуру, то это носит фрагментарный или мелодический характер.

Это я к тому, что возможно. недовольство звуком проистекает не от самого его качества, а от неверного взаимодействия инструментов. Может даже ошибок в гармонии, когда например некоторые ноты баса не верны относительно гармонического инструмента и наоборот. Или тот же бас играет слишком протяжные ноты, создавая гул там, где хорошо бы басисту сыграть малм мьют с медиатором, создавая насыщенный басами, приятно щелкающий и лишенный лишних резонансов звук.
Может тогда и звук гитар сразу покажется совсем другим.

Оффлайн Jhav

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3517
  • I'm not Able, I'm just Cain
Сергий Ширшов, так почитай ;)