Группа, играющая рок-н-ролл в баре…
Статья, представленная вашему вниманию, есть осмысление и систематизация опыта, накопленного мной и моим другом Александром Вахрушевым в результате совместной деятельности в группе «Роза Ветров». Речь пойдет о применении новейших цифровых технологий в студийной и концертной работе вокально-инструментального ансамбля. Я надеюсь, что материал, представленный ниже, покажется Вам интересным.
I. Тягай железо!
В чем нуждается музыкант? Конечно же, в устройствах формирования и воспроизведения звука! К примеру, гитаристу требуется:
a. Гитара (желательно хорошая или очень хорошая!).
b. Комбоусилитель или гитарный процессор в связке с усилителем.
В принципе 1000$ должно вполне хватить. Это минимальная конфигурация.
Когда Лео Фендер создавал свои инструменты, он задумывал, что связка гитара – усилитель является полностью звукоформирующим звеном. И действительно, тембровая окраска звука начинается уже со струн, материала гитары, частотных характеристик звукоснимателей, инструментального кабеля, электронных компонентов усилителя и заканчивается подбором динамиков и микрофонов. В результате, меняя разные компоненты приведенной схемы, мы можем формировать собственное неповторимое звучание. Поэтому, когда мы слышим, что у какого-то именитого музыканта добрая сотня инструментов и он еще не доволен, то это не буржуазные прихоти, а острая необходимость! Последуем же их примеру! Для этого нам нужно закупить достаточное количество гитар, преампов, комбиков, гитарных стеков, микрофонов, приборов динамической обработки, частотной, модуляционной и т.д. Для удобства количество аппаратуры будем измерять в центнерах! Бюджет составляет от n000$ до бесконечности (где n – любое натуральное число)!
Итак, мы все это купили, поставили в студию или куда там еще, записали парочку сногсшибательных альбомов! Отпраздновали, проспались и решили дать серию концертов. Но как носить с собой несколько центнеров аппаратуры, чтобы не ударить в грязь лицом и концертный звук приблизить к студийному? Придется нанимать КАМаз, бригаду техников и грузчиков, чтобы все любимые устройства были на сцене! Не хочешь платить грузчикам, тогда тягай железо – развивай мускулатуру!
Другое дело, когда есть только гитара и комбик. Таскай их по концертам на тележке, если есть машина – вози на машине. Вот только в поезде не очень удобно, но можно отдать в багажный вагон, чуть-чуть заплатив. Правда, комбику эти поездки не очень понравятся, особенно если он ламповый.
В последнее время в клубах все чаще стали появляться разные специализированные устройства, типа комбов, стеков и прочая. Это не может не радовать! Так что с собой ничего не нужно брать, кроме гитары. Однако в этом случае музыкант не может выбирать, он вынужден играть на том, что дают. А вдруг мне этот звук совсем не нравиться и мне не приятно его слышать? А что если выступают несколько команд? Тогда вся сцена завалена железом в случае с индивидуальной аппаратурой, и как сохранять настройки, если один аппарат на всех? Здесь музыканта подстерегает другая опасность: «Внимание! Незнакомый звукорежиссер!» В нашей стране незнакомый звукорежиссер нужно читать как ВРАЖЕСКИЙ ЗВУКОРЕЖИССЕР! Даже если ты что-то и «нарулил», все равно он превратит звук в кашу. По-моему это интересная особенность большинства российских звукорежиссеров. Возможно, она вызвана полнейшей некомпетентностью или же это одна из черт национального менталитета... Ясно одно: «Товарищи, порицайте таких звукарей повсеместно!»
В итоге мы получили, что от музыканта совершенно ничего не зависит, наоборот, он зависит от всех. Тяжелое заболевание…Так и до нервного срыва недалеко! В следующей главе мы попробуем найти средство, которое бы исправило положение.
II. Вечное сияние чистого разума.
Несколько лет назад мы открыли для себя все преимущества ASIO мониторинга, а потом для нас буквально расцвел мир цифрового звука! Манерные гитаристы-металлисты и консерваторы от музыки скажут: «Фу! Цифра!» При этом будут наслаждаться прослушиванием CD своих любимых исполнителей, записанных в формате 16 бит 44100 Гц! Человеку свойственны крайности, поэтому споры о том, что лучше, аналоговый или цифровой звук, не утихнут еще долго. Мы не будем уподобляться таким людям! Мы заявляем, что в ходе творческого поиска нужно комбинировать оба способа формирования звука. Начнем прямо сейчас!
Шаг номер один. Нам потребуется компьютер. Сегодня этим никого не удивить, а ведь было время, когда целой толпой собирались в доме счастливого обладателя Pentium 266, чтобы всю ночь напролет играть в первый Quake! Современный компьютер на базе двуядерного процессора обладает высокой производительностью. Именно он станет платформой для организации нашей маленькой, но функциональной студии.
Шаг номер два – это аудиокарта, то есть устройство ввода-вывода звука. Для «живой» работы и репетиций потребуется многоканальный интерфейс. Предположим, что в группе есть две гитары, бас и вокал. Соответственно потребуется аудиокарта с четырьмя инструментальными моно входами, один из которых должен иметь микрофонный предусилитель, плюс выходная стереопара.
В начале главы мы упомянули об ASIO мониторинге. Этот термин напрямую связан с понятием ASIO протокола. ASIO - разработка компании Steinberg. ASIO расшифровывается, как Audio Stream Input Output и в основе этого протокола заложен принцип, позволяющий обойти уровень Sound Manager (Мас) и ММЕ (РС) в операционной системе вместе с ее ограничениями и обращаться непосредственно к установленному оборудованию (аудиоплате). Это позволяет в несколько раз повысить пропускную способность тракта «приложение-плата» в обе стороны и организовать надежную многоканальную передачу аудиоданных.
Проследите, чтобы Ваша аудио карта поддерживала ASIO, хотя есть и другие протоколы. Кстати, не забываем об устройствах согласования импендансов, они же директ-боксы. Еще лучше использовать специализированные предусилители сигнала.
Шаг номер три. Покупка мониторной акустики – залог качественного звука! Требования к мониторной акустике такие же, как и к аудиокарте, то есть максимально честное воспроизведение звука. Чем АЧХ ровнее, тем лучше.
Шаг номер четыре. Устанавливаем любимый секвенсор и целую пачку аудиоплагинов, работающих в реальном времени. Цифровая индустрия достигла такого уровня, что виртуальные приборы приближаются по качеству звучания к своим лучшим «железным» собратьям. Имитируется работа различных аналоговых устройств: компрессоров, эквалайзеров, а что самое интересное, работа лампы! Думаю, в скором времени имитация достигнет такого уровня, что обладатели ламповых приборов быстренько от них откажутся. Шутка.
Как видите, избавиться от нашего недуга оказалось очень просто! Всего лишь нужно организовать домашнюю студию на базе персонального компьютера. Конечно, потребуются определенные вложения, но зато мы получим следующие преимущества:
- Компактность – целая студия в одной коробке.
- Мобильность – играем, репетируем там, где захотим.
- Гарантия качественного звука, т.е. какой микс отстроили дома, такой идет на вход концертного микшера или усилителя.
- Полная независимость от звукорежиссера – главное, чтобы он ничего не трогал на микшере, все регуляторы в положении «0».
- Независимость от звуковоспроизводящей системы. Хотим играть в клубе, а там кроме музыкального центра ничего нет (ха-ха!). Тогда включаем эквалайзер и подгоняем низы. Играем на телестудии – сильнее компрессируем звук и т.д.
- Неограниченное количество алгоритмов обработки. Ты можешь выбрать именно то, что тебе нравиться!
- Полная автоматизация всех параметров и сохранение настроек! Теперь уже никто случайно или специально ничего не накрутит! Лень переключать пресеты – компьютер переключит их сам! Для фестиваля можно заранее сохранить настройки хоть сотни групп!
- Можно выводить звук в разных форматах. Выступаем в кинотеатре – сводим все в формате 5.1 или 6.1, или 7.1...
- Самое главное - огромная экономия времени и нервов! Ценнее этого ничего нет!
III. Судьба барабанщика.
Мечты - личное дело каждого.
Айзек Азимов
Я хочу уехать, товарищ Шура, уехать
очень далеко, в Рио-де-Жанейро.
Илья Ильф и Евгений Петров. Золотой теленок
До сих пор в статье мы обсуждали только гитарно-вокальные проблемы. Внимательный читатель естественно заметил, что совсем не уделяется внимания фундаменту всей музыки – ритм-секции, а конкретно, барабанам.
Каково же место барабанов в виртуальной студии? Как они могут эффективно функционировать в виртуальном звуковом пространстве?
К сожалению, ударная установка очень громоздкая, оперативно перевозить ее с места на место совершенно нереально. Много времени уходит на монтаж-демонтаж установки. Кроме того, требуется специально отведенное помещение, так как барабаны обладают широким динамическим диапазоном. В жилом доме нормально не порепетируешь - ищем бомбоубежище!
Отстройка звука барабанов на концерте и на записи требует наличия достаточного количества аппаратуры, а так же высокого профессионализма звукорежиссера. А с этим, как мы говорили ранее, у нас большие проблемы.
Как один из вариантов представляется полный отказ от «живой» ударной установки с заменой последней на VSTi инструменты. К примеру, Drum Kit From Hell от Toontrack. На записи ее порой трудно отличить по звуку от «живых» барабанов, но на концерте даже хороший звук барабанов при отсутствии их на сцене воспринимается нашим населением как «фанера». Прискорбно, что никто из слушателей не думает, что за этим звуком скрывается гигантский труд, может быть, самого же барабанщика.
Можно конечно притащить на сцену ударную установку, поставить в барабаны миди-триггеры и назначить звуки в том же Drum Kit From Hell, но зачем, если лучше сразу приобрести электронную ударную установку. И убить одним выстрелом двух зайцев: мобильность и качество звука. К тому же можно играть хоть в квартире!
P.S.
Каждое утро я просыпаюсь с неестественно реалистичным воспоминанием одного и того же сна: «Выхожу я в ромашковое поле, кругом цветочки-василечки, бабочки летают, солнышко светит! Вдруг вижу, барабанщик в красных труселях, а рядом ударка Roland TD-20 Kit V-Pro! И манит, и манит меня! Давай, мол, нахлобучивай!»
Приснится же такая чертовщина! Господь, спаси меня от наваждения!
F.A.Q.
- Обязательно ли покупать очень мощный компьютер, к примеру, на базе четырехядерного процессора Intel Core 2 Quad Q6600?
- Нет, вовсе не обязательно. Мы долгое время выступали, репетировали и записывались с использованием Intel Celeron 1,7 ГГц и 512 Мб оперативной памяти. Сейчас, конечно же, перешли на Intel Core 2 Duo))) Дома я обхожусь такой конфигурацией: AMD Athlon 2000Xp, 768 Мб оперативной памяти, звуковая карта Emu 0404 PCI. Аудиокарты фирмы EMU обладают встроенным процессором эффектов с очень качественными алгоритмами обработки. Это позволяет разгрузить CPU, так как большую часть нагрузки, связанной с обработкой звука, карта берет на себя.
- А я не хочу программировать, хочу музыку писать!
- Вас никто и не заставляет! Вы видите те же самые ручки и «крутилки», что и на аналоговых приборах, только виртуальные! Просто нужно еще изучать и звукорежиссуру, но мы считаем, что современный музыкант должен быть всесторонне развит.
- При живой игре появляется задержка звука. Как ее убрать?
- Никак. Ее можно свести к минимальному значению 2-5 мс. Все зависит от мощности компьютера. На самом деле, человеческое ухо не улавливает такое малое время задержки. К сведению, различные гитарные процессоры эффектов, сэмплеры и подобные устройства в ходе работы редко имеют показатели лучше, чем 6-8 мс.
- Есть ли риск «зависания» компьютера, скажем, во время концерта?
- Определенный риск есть, но за три года выступлений у нас такое было всего один раз, и то по нашей же вине. Если грамотно отстроить систему, все будет работать как часы.
- Если зрители увидят на сцене только компьютер и ничего больше, то нас не закидают помидорами, подумав, что «крутят фанеру»?
- К счастью уровень грамотности населения нашей Родины повышается ежедневно и таких неандертальцев становится все меньше! Хотя есть отдельные снобы, оставшиеся еще со времен «совка», которые заявляют, что нет, с компьютером нельзя принимать участие в концерте: у нас только живой звук! А сами обложатся со всех сторон цифровыми процессорами и купаются в незабываемых волнах отвратительно грязного звука! Впрочем, мы не хотим больше об этом говорить…
- Мне нравится такой расклад! Я - клавишник и давно уже юзаю совтовые синты. Предлагаю создать клуб любителей новых технологий )))
- Хорошая мысль! Заходи на нашу страничку
www.rose.sykt.ru, пиши на мыло
[email protected] или
[email protected] !