Долгое время использую Guitar Rig. В целом, я всегда был им доволен. Большие возможности для автоматизации, широкие возможности для получения разнообразных звуков, серьезная экономия средств, предсказуемые результаты, компактность и мобильность - вот что мне нравится в этом инструменте.
Однако, часто приходится слышать упреки, что, мол, полноценный звук раскочегаренного лампового усила с него не получить. Я не играю в power-стилях, и рубилово мощных риффов со звуком, подобным треску раскалываемых дровишек, в-общем-то не для меня. Но подобные ремарки всегда воспринимал как некоторый вызов собственной изобретательности. Действительно, а почему нельзя-то? Что мы привыкли слышать в хай-гейн звуке?
1. Предельная компрессия динамического диапазона.
2. Амплитуда входящего сигнала влияет не на громкость выходящего сигнала, а на степень искажения.
3. Как следствие первых двух пунктов, появляется возможность не теряя громкости, оперативно варьировать уровень искажений от практически чистого(но, все же, предельно компрессированного звука) до убойного искажения. Например, ручкой громкости на гитаре, а то и пальцами.
4. Вследствие сильной компрессии, в звук лезет масса косяков, так как даже слабый звук усиливается весьма существенно.
Попробуем все это смоделировать на Риге. Если тема вызовет интерес, или будет непонятно, позже прилеплю скриншоты, но вообще, все предельно просто. Моделировать будем экстремальный вариант, с несколько утрированно "лампово-хайгеновым" звуком, далеким от реальности. Но, в меньшую-то сторону, мы всегда покрутить сможем. Потом.
Берем чистый пресет и кидаем туда, ну, скажем, усилок Lead 800 вместе с Matched Cabinet. Ручка Master на 6-7, Preamp пока поставим достаточно близко к 0, ну, или, скажем 1. Тембр рулим... какой понравится. Volume на кабе - пока любой, лишь бы слышать результат.
Перед усилком кидаем компрессор. Я буду описывать настройки для Stomp Compressor, но можете поэспериментировать и с Tube Compressor, если поймете основную идею.
Нам нужно выровнять громкость и целенаправленно убить динамический диапазон. Все сигналы, достигающие эмулятора усилка должны быть по возможности одинаковой громкости. Поэтому Sustain на компрессоре крутим сильно вправо. У меня сейчас стоит 8.5. Volume в зависимости от мощности звучков, но для начала берем среднее положение, которое 0 dB. Attack на максимум вправо, Release на максимум влево, Treshold на максимум влево. Максимальная компрессия без подчеркивания атаки. Как-то так.
Переходим к главному. Нам надо связать уровень ограничения на усилителе с громкостью входящего на наш риг сигнала(именно на весь риг, а не на усил). Во втором Риге для этого, ЕМНИП, возможностей не было. В третьем, хвала Аллаху, она наконец есть. Это компонент, называемый Input Level(вкладка MDF). Собственно, это центральный компонент нашей "лампизации". Что он позволяет делать? Компонент попросту меряет уровень входящего сигнала, никак его не изменяет, но выдает управляющие сигналы на любой другой компонент рига в соответствии со значением измеренной громкости. В чем прелесть цифрового варианта - нет запаздывания. Сигнал измеряется, команды тут же применяются на соответствующие контролы, следующие за Input Level и только после этого сигнал будет обработан этими компонентами. Естественно, это происходит только в том случае, когда контролируемый компонент следует в риге после Input Level.
Итак, следующий шаг - перед нашим Stomp Compressor мы кидаем компонент Input Level. Настройки для начала такие. Volume - 0dB, это обеспечит линейное соответствие величины управляющей команды амплитуде входящего сигнала. Offset - крайне правое положение. То есть - 0. Это обеспечит нам начальное положение контроллируемого органа управления точно от его положения, выставленного вручную. Attack - крайне левое положение, Release - крайне левое положение. Команды должны вырабатываться максимально оперативно и чутко реагировать на изменение уровня громкости входящего сигнала. Речь идет здесь об attack|release только управляющих команд. Атаку звука рулим компрессором, если надо.
Следующий шаг - самый главный. Drag'n'Drop-ом присваеваем команды на ручку "preamp" нашего усила. Просто скидываем кнопку Assign компонента Input Level на соответствующий контрол усила. Всё. Основная работа закончена, дальше мелкий тюнинг.
Включим, попробуем. При каждом ударе по струнам, контрол гейна ака "preamp" начинает весело прыгать в сторону больших значений, обеспечивая высокий уровень искажений. Чем сильнее лупим, тем сильнее искажает, достаточно быстро опять спадая до, практически, чистого. Чем мы тут можем управлять? Первая возможность управления - масштабирование команды. Щелкаем ПКМ на контроле preamp, выбираем Input Level, там по дефолту что-то в районе 50%. Это значит, что при подаче максимально громкого звука, ручка preamp будет совершать двжение на половину своей шкалы. То есть, в нашем случае, от 1 до 6, примерно. Мы собираем экстремальный вариант, поэтому, пока поставим 100%. Включаем, пробуем. А! Намано! Грохот, шо песец. Причем, достаточно правильный грохот. Возможность для регулировки №2 - контрол Volume компонента Input Level. Этот контрол позволяет управлять, скажем так... скоростью спада искажения. Крутим вправо, получаем более длительный период искажения, крутим влево, становится проще высекать чистый, а искажение начинает проявляться только при очень сильных ударах по струнам. И все это не трогая ручку гейна! Очень правильная мысль повесить на этот контрол педаль экспрессии, ежели таковая имеется.
Можно двинуться дальше и, допустим, подчеркнуть басы и высокие при ударах по струнам. Для этого, кидаем с того же Input Level конпку Assign на Bass и Treble. Больше 20-30% выставлять вряд ли стоит, но, дело вкуса. А можно, наоборот опустить Bass и Treble и поднять Presence и Middle для получения более классического рокового звука.
Можно поставить дист после компрессора. Единственная проблема - в Риге не так много дистов, способных варьировать искажение от чистого до тяжелого. Cat - один из таких, но на сильном искажении он плохо дружит с Lead 800.
В-общем, возможностей для дальнейших извращений - масса.
В аттаче валяется готовый пресет для ленивых.