1) Драйверы.
Скажем так - пользователи SB Live! и Audigy могут быть более или менее спокойны. Обязательно ставьте при установке системы драйверы ALSA, которые представляют собой новый виток поддержки звукового железа в Линуксе (сейчас
они являются самостоятельным пакетом, но в версии ядра системы 2.6 они будут его частью). Для новичка определенную проблему представляет настройка аппаратного midi-синтезатора этих карт, потому что всё не так очевидно, как в Windows, само ничего работать не будет. Но проблема эта вполне разрешимая, кому надо - пишите, помогу.
2) Плейеры.
Ситуация с ними нормальная. Пожалуй, наиболее распространён XMMS, имеющий значительное число дополнительных модулей для проигрывания разных форматов. Вместе с тем, если вы готовы ограничиться проигрыванием mp3, ogg и трекерных форматов, то плейер gqmpeg может подойти вам гораздо лучше. Он гораздо более "легковесен". Для апологетов Linux замечу, что если Winamp в Windows занимает около 2% процессорного времени при проигрывании mp3 на Celeron 333, то в линуксе это будет занимать около 5-10%. Наводит на определённые мысли о пригодности этой системы для серьезной работы на слабых машинах.
3) Программы для написания музыки.
Здесь положение хуже, значительно хуже. Если вы ещё не знакомы с Linux, то запомните - ничего _в_точности_ подобного Cubase, Cool Edit Pro по возможностям и общему качеству здесь нет (за
исключением, быть может, двух программ упомянутых в конце обзора). Не поддавайтесь провокациям сообщества пользователей Linux, которое обычно обладает слегка завышенным мнением о качестве программ под эту систему и в
описаниях программ обычно присутствует описание того, какой бы хотел автор видеть свою программу в будущем, а не того, какова она сейчас. Однако на безрыбье и рак - рыба:
а) программы для редактирования аудио
Здесь два конкурента: Ardour и Audacity. Audacity сравним по возможностям с аналогичными программами под Windows годов этак 97-х. Ardour позиционируется как профессиональное решение для мультитрекового редактирования, интерфейс построен по аналогии с профессиональными микшерными пультами. Требует очень большого разрешения экрана для работы.
б) программы для работы с MIDI.
Здесь мощно выделяется Rosegarden - наиболее близкий аналог Cubase в Linux. Есть ещё MusE, Brahms и другие, но хватит и Rosegarden. Да, эта программа позволяет полноценно писать MIDI-музыку, используя как аппаратные синтезаторы MIDI (включая аппаратный синтезатор SB Live! с sf2 банками), так и программные синтезаторы. Стоит отметить, что синхронизация между двумя этими типами устройств довольно хороша даже с настройками по умолчанию. Качественная (но медленная) прорисовка традиционной музыкальной нотации.
И в заключение, мне бы хотелось отметить программу, которая неизвестна в широких кругах, но которая представляет, как мне кажется, наиболее качественное (но очень отличное от традиционных) решение задач связанных с
синтезом и редактированием звука в системе Linux. Это CSound - программа, которой уже 18 лет, и которая существует на всех распространенных системах (включая Windows, т.е. эта информация применима и для этой системы). Мы не
сильно ошибёмся, если отнесем эту систему к классу языков программирования: фактически, вы пишете программу для абстрактной аудио системы, используя обширные математические возможности и готовые модули, а потом эта программа
"компилируется", только на выходе получается на "скомпилированная программа", а "скомпилированный звук". Стоит отметить, что сложность создаваемых звуков _не_ограничена_ - вы можете синтезировать звук хоть из 100, хоть из 1000 осцилляторов, это повлияет только на время его генерации. В общем, это своего рода рай для любителей экспериментальной музыки. Кстати, CSound может использоваться не только как синтезатор, но и как редактор
аудио, наподобие Cool Edit. Естесственно, со всеми оговорками насчёт характера работы с данной программой. Кстати, CSound позволяет декодировать записи в формате пространственного аудио Ambisonics, предложенного в 70-х
годах. Для заинтересовавшихся этой программой: сайт -
http://www.csounds.com, скачать -
http://csound.soundforge.net/* автор WebSound.Ru: об Ambisonics можно прочесть в этой статье */
Также стоит упомянуть о программе, основанной на CSound - Cecilia. Она является в своем роде аналогичной программам типа Cool Edit Pro, но с одной разницей: в Cool Edit и иже с ним вы не можете, накладывая эффект, задать
его "развитие" во времени, а в Cecilia можете. Приведу пример. Допустим, у вас есть звуковой файл. И вы хотите добавить в него реверберацию. Но у реверберации есть такой параметр как дальность удаления источника звука от
слушателя. Так вот, когда вы проводите эту операцию в Cool Edit, вы можете задать только _постоянную_ удалённость для выделенного фрагмента. Это сильно ограничивает нас в выразительных средствах - невозможно создать, например,
удаляющийся объект. А Cecilia это позволяет - _любые_ изменения параметров эффекта во времени контроллируются сплайнами, вычерчиваемыми мышью. Программа написна на языке Tcl/Tk и доступна на различных Юникс-платформах
(включая Linux) и - с недавнего времени - в Windows. Откуда брать:
http://cecilia.sourceforge.net/ - для Linux,
http://music.ucdavis.edu/re4m/cecilia/ - для Windows
И, наконец, для тех кому мало: рекомендую сайт
http://www.linux-sound.org. Это огромная библиотека ссылок на аудио программы для Linux с описаниями. Также полезная статья о построении звуковой рабочей станции на базе Mandrake
Linux 9.1 (очень рекомендую):
http://www.desktoplinux.com/articles/AT8018846552.htmlНадеюсь, это будет кому-нибудь полезно.
Илья Палопеженцев,
iliks@mail.ru