Автор Тема: Проблема использования минваты в качестве звукоизоляции...  (Прочитано 16922 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн f.u.z.z.

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 113

Минвату в открытом состоянии лучше всеже хранить в другом помещении, ну или в процессе хранения хотябы накрывать ее  чем нибудь плотным. Хотя если пару дней еще терпимо, но лучше как я описал выше.
Кстати быстрый совет: если в конструкции с минватой не предусматривается гермитичность, то рекомендую вместо того, чтобы покрывать минвату спанбондом сверху, можно сначало обвернуть каждую мин. плиту в спанбонд и, подркрутив края по периметру, зафиксировать их скобами из степлера. Получаем что то типа минватной подушки и их уже ставим в каркас (я делал так :) ). Расход спанбонда конечно выше и больше времени на работу уходит, но зато надежнее защищен от эмиссии частиц базальтовых пород в воздух. Если же облицовка конструкции предусматривает ГКЛ и герметичность(!), то можно покрыть одним слоем спанбонда только поверх минваты (для перестраховки) или вообще не покрывать...НО только если уверены в герметичности.

По поволу помещения,Turrokk, так вы все-таки определились, что именно будете делать? Просто без четкого понимания можно натворить делов, что даже хуже будет)). Если тупо покроете ИЗНУТРИ все стены минватой, а сверху спанбондом, затем декор типа неплотной ткани, то надлежащей звукоизоляции вы не добьетесь... При этом комната внутри будет сильно "переглушена" во ВЧ и СЧ и гудеть/бубнеть по низам, и в целом будет не особо комфортно. В итоге ни той ни другой задачи вы толком не решите, всмысле ни звукоизоляцию, ни акуст. оформление комнаты.

Лучше давай так: опиши по пунктам ситуацию...а именно:1) в каком помещении обсуждаемая комната (если это комната).
2) габариты комнаты(обязательно)
3) наличие окон, дверей (какие), венлиляции(куда выходит)
4) с каких сторон необходимо звукоизолироватся (стены, потолок,пол...или все сразу?).
5) И что в помещении сделано на данный момент.
Тогда, откалкиваясь от ситуации, подберем оптимальные пути решения)






... и добавил:

можно, не парся, да и если что то типа роквола, то там не так и токсично, тоесть целофан ненужен

Токсичность тут не причем...имеет место попадание мельчайших частиц минваты в воздух. И целофан для таких дел не используют, необходим звукопроницаемый нетканый материал типа спанбонд или лутрасил, который не препядствует прохождению звуковых волн и не допускает эмиссии частиц минваты в воздух.
« Последнее редактирование: Сентября 15, 2009, 16:04:43 от f.u.z.z. »

Оффлайн Turok Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7417
    • FractalAudio.RU
ой f.u.z.z., спасибо тебе большое. Ща нарисовать возможности нет.

Примерно так:
1. комната находится на территории завода, по бокам соседи: бухие полускины/панки, непонятные эмоготы и прочие инопланетяне. Все бедные, все без нормальной заглушки.
2. габариты примерно 6м х 5м х 3.9м (площадь точная 32кв.м.)
3. входная стена 5м, дверь железная двулистовая с изовером внутри. Вторая дверь стеклопакетная. Стена 5 м напротив с большими окнами из советских стеклянных "кубиков". Оба окна были заложены слоем пенопласта (10см) и пенополистирола (2см). В одном из окон поставлен стеклопакет 120 х 90см (напротив входной двери).

Потолок перетянут брезентом, сверху которого положены 10см листы пенопласта. Понятно, что это никуда не годится, но основная цель была скрыть сыпучий цементный отстой и как-нибудь предотвратить сильное отражение. В дальнейшем планируем улучшить, но пока оставляем так как есть.

Пол кафельный. Выравнивался с помощью обрешетки из брусков (подняли где-то на 10-12см). Ячейки засыпаны резиновой стружкой. Дальше идет тонкий слой какого-то губчатого пено-чего-то-там-этилена (рулонные такие штуки), а сверху прикрыто ДСП 16мм.

Стены обклеены 5см пенопластом (был там до нас). Сделаны "полки" для минваты. Одна стена уже в ней. Остальные на подходе. Минвата ЛАЙТ БАТТС от Роквул, 10см.

Минвата заканчивается где-то за 40 см от брезентового потолка. Верх уже не стали делать (очень впадлу ее резать).

После нее будет изоляционная пленка.. название не помню, нано-что-то (аналог изоспана). А далее планируется ткань (какую, еще не выбрали, бюджет.. :/)

..так все пункты в кучу свалил, но примерно понятно?

Основные задачи: создать комфортное помещение для репетиций. Понятно, что при таком подходе заглушиться наглухо от психов нереально, ровно как и студию создать. 

Цель топика была несколько иная, но если ты что-нибудь посоветуешь - буду премного благодарен. Парни хотят сначала завесить комнату минватой, а потом уже ее обтянуть пленкой. Эта стена уже 3 дня стоит как. Просто мысль о том, что пыль эта будет потом летать по комнате, даже после того, как мы пленкой затянем, несколько смущает. Мне еще петь в этом помещении :(

Кстати, как избавляться от нее потом?

Оффлайн f.u.z.z.

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 113
ой f.u.z.z., спасибо тебе большое. Ща нарисовать возможности нет.

Примерно так:
1. комната находится на территории завода, по бокам соседи: бухие полускины/панки, непонятные эмоготы и прочие инопланетяне. Все бедные, все без нормальной заглушки.
2. габариты примерно 6м х 5м х 3.9м (площадь точная 32кв.м.)
3. входная стена 5м, дверь железная двулистовая с изовером внутри. Вторая дверь стеклопакетная. Стена 5 м напротив с большими окнами из советских стеклянных "кубиков". Оба окна были заложены слоем пенопласта (10см) и пенополистирола (2см). В одном из окон поставлен стеклопакет 120 х 90см (напротив входной двери).

Потолок перетянут брезентом, сверху которого положены 10см листы пенопласта. Понятно, что это никуда не годится, но основная цель была скрыть сыпучий цементный отстой и как-нибудь предотвратить сильное отражение. В дальнейшем планируем улучшить, но пока оставляем так как есть.

Пол кафельный. Выравнивался с помощью обрешетки из брусков (подняли где-то на 10-12см). Ячейки засыпаны резиновой стружкой. Дальше идет тонкий слой какого-то губчатого пено-чего-то-там-этилена (рулонные такие штуки), а сверху прикрыто ДСП 16мм.

Стены обклеены 5см пенопластом (был там до нас). Сделаны "полки" для минваты. Одна стена уже в ней. Остальные на подходе. Минвата ЛАЙТ БАТТС от Роквул, 10см.

Минвата заканчивается где-то за 40 см от брезентового потолка. Верх уже не стали делать (очень впадлу ее резать).

После нее будет изоляционная пленка.. название не помню, нано-что-то (аналог изоспана). А далее планируется ткань (какую, еще не выбрали, бюджет.. :/)

..так все пункты в кучу свалил, но примерно понятно?

Основные задачи: создать комфортное помещение для репетиций. Понятно, что при таком подходе заглушиться наглухо от психов нереально, ровно как и студию создать.  

Цель топика была несколько иная, но если ты что-нибудь посоветуешь - буду премного благодарен. Парни хотят сначала завесить комнату минватой, а потом уже ее обтянуть пленкой. Эта стена уже 3 дня стоит как. Просто мысль о том, что пыль эта будет потом летать по комнате, даже после того, как мы пленкой затянем, несколько смущает. Мне еще петь в этом помещении :(

Кстати, как избавляться от нее потом?

Для спасибо есть плюсик ))  ;)  А вообще незачто, просто когда сам столкнулся с такой проблемой, собирал инфу и общался с людьми...знаю что это такое, поэтому только рад помочь чем могу) По хорошему конечно нужно вызывать инженеров-акустиков, которые сделаю грамотный рассчет и подберут материалы(коих щас множество,но цена...) и т.д. Но тут, как я понимаю, бюджет ограничен (как было и у меня :)) поэтому все DIY и главное составить грамотный план действий)

Про завод знакомая тема))
По звукоизоляции...короче, если не особо важно звукоизолироваться, то лушче забейте и займитесь акустическим оформлением комнаты...это в первую очередь комфорт для репетирующих) А комната ОЧЕНЬ сильно влияет на звук, я вообще считаю 50 процентов звука это акустеская система, 50 процентов комната и расположение АС и слушателя в ней ( это я щас просто делаю домашнюю комнату под сведение, поэтому понесло по теме :) )  Смотрите, что бы не было крупных щелей из которых может просачиваться звук наружу (кстати вентиляция тоже много дает утечки), вроде всего лишь щели - мелочь, ан нет... если такие щели обнаружились, заделайте их силиконовым герметиком, также по периметру дверной коробки можно пройтись дверным D-образным уплотнителем. Но если надумали занятся звукоизоляцией, то поверх каркаса с минватой поставьте гибсокартон 12.5 мм... Правда потом его придется сверху тоже обрабатывать материалами, уже для ак. оформления. ПОэтому советую забить на мероприятия по звукоизоляции... да и работать с ГКЛ не особо приятно + габариты не малые у помещения. ( только обратите внимания на заделку щелей сил. герметиком)
Далее по акустическому оформлению.
Вообщем размеры вполне даже неплохие...Если судить по 3-м международным стандартам и рекомендациям  Richard H. Bolt recommendation, 1946, EBU / ITU recommendation, 1998, IEC recommendation, 1998, то комната считается приемлимой для постороение муз. комнаты либо контр. комнаты. ( эх...у мя хуже).
Во-первых, первым делом советую начать обработку с углов конматы. В целом минвату взяли нормальную, плотность около 37 кг/м3, что для широкополосного поглащения почти оптимал. Но для углов, если есть возможность, желательно использовать минвату плотностью повыше, гдето 50-80 (да и работать с ней удобнее). Но если не найдете, то можете юзать эту. Можно построить ПРОСТЕЙШИЙ угловой поглатитель, типа АК-47 ( можно конечно и панельный НЧ поглатитель, но это сложнее и дороже, правда и эффект другой). Если минваты достаточно, можете вырезать равносторонние треугольники с гипотенузой 60-80 см. и ставить их один на один, нарастив высотой конструкцию от хотя бы от 1.7 до 2 м. Далее это обволакивается спанбондом в 1 или 2 слоя и ставится в угол... выходит что угол скоситься, а далее задекорируете неплотной тканью.  Если минваты мало, то можете сделать просто такую "панель" (минвата, обвернута в спанбонд) такой же высоты и шириной от 60-80 см, толщиной в один слой мин. плиты , а вторую "панель" шириной около 30 и поставить их в угол ( и так во все), сначало узкая, потом широкая...получится что они стоят с воздушным зазором, а потом опять обтянуть тканью... Правда в последнем случае придется юзать минвату поплотнее ( около 80 кг/3 или выше), иначе закретить в таком положении ее будет сложновато...слишком мягкая 30 кг/м3..хотя придумать можно.  Обработка углов ТАКИМ способом позоволит в определенной мере выровнять АЧХ по НЧ, и нижней середине. (Конечно, если появиться желание могу расказать про самодельный низкочастотный панельный поглатитель, но это несколько сложнее и думаю вам это не особо понадобится, это больше для контрольных комнат).
Далее, если начали обрабатывать стены минватой, то советую все таки делать как я говорил выше, т.е. каждую мин. плиту оборачивать в спанбонд для вашей же безопасности ( можно и поверх одним слоем, но это будет не очень надежно..может просачиватся). Так вот, заложите стены минватой в спанбонде, далее можно для дэкора НЕПЛОТНОЙ тканью (желательно звукопрозрачной). А потом я бы посоветовал отделать сверху, чередуя материалы разной плотности, для создания диффузного поля и частичного возвращения отражений в ВЧ и СЧ диапазоне, тем самым избежав переглушки комнаты (в идеале можно конечно приобрести/сделать диффузоры или резонаторы Шредора...но это же не студия, а реп база, да и опять же бюджет...)  Например: можно сделать квадраты 60х60 из ДВП, квадраты 60х60 из гибсокартона с определенной разной перфорацией (можно сделать самим), отдекорировать их краской или тканью, и в шахматном порядке чередовать их с минватой ( т.е. в шахм. порядке идет квадрат 60х60 ДВП, квадрат перфор. ГКЛ, квадрат где минвата). Можно и без перфор. ГКЛ , но эффект будет ниже...НО БУДЕТ! Отличной темой для таких штук является резонатор Гельмгольца, впринципе тоже несложно соорудить самому.
На потолок можно по простому ...плиты типа экофон, или даже еще проще типа Армстронг, а над ними слой минваты.

По поводу пенопласта, от него толк только как от утеплителя. Звукоизоляции не дает...лишь небольшое звукопоглащение (понятия разные!)
Сильно расписывать тут не буду...есть инфа в инете (а есть и дэзинфа), поэтому лушче искать на специализированых форумах, где тусуются спецы. Вообщем примерно так, если че непонятно спрашивай, поясню)

« Последнее редактирование: Сентября 16, 2009, 00:33:26 от f.u.z.z. »

Оффлайн Guitargeek

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 191
Turrokk, ты конечно извини, но парни твои ИДИОТЫ ПОЛНЫЕ! Даже высшего образования не надо иметь чтобы понимать, что волокна вредны для человека. ГОСТы экологичности минваты не подразумевают ее использование так, как мы это делам. Нам музыкантам не так страшно, но вашему вокалисту будет очень хреново.

Когда-то мы снимали помещение у друзей. С виду все нормально, но после нескольких месяцев у вокалиста начались серьезные проблемы со здоровьем. В итоге он тупо ушел из группы, потому что по утрам отхаркивался простите кровью. Не помню что ему сказали врачи. Но что-то типа образивных повреждений легких. Короче жесть полная!

С тех пор прошло какое-то время, мы переехали на другую точку и он к нам вернулся. Проблем у него больше не было, да и нам ощутимо легче было дышать после шестичасовых реп.

Путем небольшого расследования до нас дошло что в первом помещении минвата была тупо завешана галимой простецкой тканью! Во втором помещении после минваты идет гипсокартон, а потом еще слой ковролина.. ковролин тоже не ахти конечно, но не так страшно. Главное бери тот, у которого волокна в петле. Меньше расхреначивается.

На стены обязательно повесьте что-нибудь слабоотражающее. Полностью заглушенное помещение - это жесть по слуховому комфорту. И ловушки для басов обязательно!

А что ты за аппарат на точку ставить будешь? Пригласи в гости  ;)

Оффлайн quentin86

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 305
  • Fender terrorist
    • TLTRock
мы евроизол использовали, вроде без минваты (по крайней мере руки после него не чешутся), не горит, звуко и теплоизолирует

Оффлайн Turok Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7417
    • FractalAudio.RU
Guitargeek,  ну ты пугать  :o Завесили вату наноизолом. Надеюсь, будет нормально?

f.u.z.z., спасибо тебе еще раз большое. Изучаю внимательно твои сообщения, ибо в инете действительно слишком много противоречивой инфы, а у тебя все лаконично и по делу.

У нас прогресс такой.. вся комната уже в минвате. Уголки не стали делать, запарно все-таки. Шумка/поглощение увеличились колоссально!

Собираемся обтянуть тканью, немного порепетировать и дальше уже смотреть, нужны ли дополнительные отражения и т.д. Я так понимаю, что на данном этапе предсказать это довольно сложно?

f.u.z.z., а как ты думаешь, возможна ли переглушка в такой ситуации? с одним слоем минваты-то?

и еще.. останутся ее лишние куски.. реально ли из них смастерить самодельные звуковые ловушки? Есть какой-нибудь сайт, где написано, как это все самому сделать? Там же нехитрая технология должна быть.

Приоритетной задачей является решение проблемы с соседями через стену.. все равно очень слышно. Они сами практически без шумки :((( Сегодня предложили им завесить хотя бы 1 стену минватой, но 2500р для ЧЕТЫРЕХ групп эмарей - очень большие деньги, видимо  :pozor:




Оффлайн Seishi

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3408
  • In sludge we trust...
кстати, тут тоже базу организовываем. может кто знает чем можно утеплить стены, чтобы не сильно прям дорого? а то брррр зимой будет...

Оффлайн Max Seleznev

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1544

У нас прогресс такой.. вся комната уже в минвате. Уголки не стали делать, запарно все-таки. Шумка/поглощение увеличились колоссально!
По идее при таком раскладе должны почти полностью уйти отражения на высоких и средних частотах, а зато гундеж по НЧ может проявиться в полной мере.

Оффлайн OranJ

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • и ровщик
ох тут и понаписали некоторые знатоки... Сколько ж это бабок и времени нужно, чтоб делать по таким архиправильным рецептам... Имхо, оторвано от реальности.
Афтар, у нас похожее помещение - 33 квадрата, мы просто по периметру листы изовера везде прикрепили (к стенам И ПОТОЛКУ тоже), и закрыли его непроницаемой пароизоляцией... изоспан называется (пленка, проще говоря). Если париться насчет ГВЛа, то это для 30 квадратов выльется в охеренную сумму, я считал. На пол постелили деревянный пол: пришиваешь к бетону длинные брусья, между ними минвату (изовер), к брусьям крепишь доски. Самое важное при работе с деревом: ОБЯЗАТЕЛЬНО выдержите дерево минимум неделю, а лучше - пару-тройку недель в том помещении, где оно будет эксплуатироваться, И ПРИ ТОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ, при к-рой будет эксплуатироваться. Не повторяйте наших ошибок - мы пришили сырые доски к брускам, потом они высохли и у нас здоровенные щели между досками образовались)
Результатом очень довольны: закрыв все минватой (изовером) мы поразились, насколько глухо стало. А закрыв минвату изоспаном - получили очень подчеркнутые верхние высокие, так интересно звучать стало, в общем, вкуснятина) Правда, при монтаже изовера ох и нахаркались мы с него... все легкие им пропитались, кашлять задолбались. Хорошенько его закрывайте, и не тканью а пароизоляцией (пленкой). Правда, у нас на потолке он закрыт тканью, но она очень плотная, держит даже воду.

... и добавил:

ударка вообще классно стала звучать при такой заглушке. Сама ударка - далеко не айс, а звучать стала в нашем помещении на два порядка лучше. Плотненько, с дышащими верхами

... и добавил:

кстати, тут тоже базу организовываем. может кто знает чем можно утеплить стены, чтобы не сильно прям дорого? а то брррр зимой будет...
то, что я описал - это в том числе и для утепления. У нас изначально помещение - холодный бетонный бокс. Изовер использовали... насколько помню, толщиной 7 см., т.е. толстый. Но в щели между листами изовера холод проходит (и в местах где розетки), так вот изоспан, т.е. пленка, помогает эти сквозняки почти полностью устранить. Для обогрева сейчас планируем заюзать инфракрасный обогреватель, а то от обычного конвективного (масляного) - очень большой расход эл. энергии и малый комфорт - ноги мерзнут а все тепло под потолком скапливается.

... и добавил:

насчет проблемы проникновения звука к соседям эмарям - нужно делать на этой стене многослойные конструкции, и желательно с обеих сторон. Я так понимаю, звук от них проникает к вам и вы от этого страдаете (ибо если б страдали они, то 2,5 штуки уж нашли бы))) Значит, нужно все-равно что-то придумать с их стороны. Если нет бабок - пусть отрабатывают натурой - вы покупаете материалы (в данном конкретном случае - что-то недорогое, и разное по плотности), а они пусть его монтируют под вашим контролем. Стремиться нужно именно к многослойности конструкции, например: к стене пенопласт, потом минвату, потом пленку и/или фанеру, снаружи завесить тканью.

... и добавил:

да, забыл сказать: на деревянном полу валяются старые ковры. Говорят, благотворно воздействует на звук ударки))
« Последнее редактирование: Сентября 22, 2009, 06:43:12 от OranJ »

Оффлайн mrSadman

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 360
Самое важное при работе с деревом: ОБЯЗАТЕЛЬНО выдержите дерево минимум неделю, а лучше - пару-тройку недель в том помещении, где оно будет эксплуатироваться, И ПРИ ТОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ, при к-рой будет эксплуатироваться. Не повторяйте наших ошибок - мы пришили сырые доски к брускам, потом они высохли и у нас здоровенные щели между досками образовались)

Ни в коем случае так не делайте, если хотите пол без щелей. :)
Это делается по-другому.
Половая доска прибивается сразу, пока свеженькая и сырая.
Но прибивается черновой стороной кверху. Недели через три-четыре доска отдирается и прибивается уже чистовой стороной кверху. Тогда всё получится без ровненько и без щелей. А если свежим доскам дать высохнуть без нагрузки, большинство из них скрутит винтом, и прибивать потом их будет сложно.

По поводу утепления.
По современным нормам энерго- и  теплосбережения (СНиП 23-02-2003 "Энергосберегающий подход"). в наших широтах (Москва) рекомендуется делать стены толщиной что-то около полуметра, если из дерева. :)
Правда, я пока не видел ни одного деревянного дома со стенами по пол метра шириной.
В случае бетонных стен, которые выходят на улицу, готовьтесь класть минимум 3-4 слоя (15-20 см) утеплителя.

Вообще, вот тут калькулятор есть: http://tutteplo.ru/138
Можно теплоизоляцию рассчитать.

Хотя, цифры, который выдает этот калькулятор, ИМХО, завышены.

Оффлайн OranJ

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • и ровщик
Ни в коем случае так не делайте, если хотите пол без щелей. :)
Это делается по-другому.
Половая доска прибивается сразу, пока свеженькая и сырая.
Но прибивается черновой стороной кверху. Недели через три-четыре доска отдирается и прибивается уже чистовой стороной кверху. Тогда всё получится без ровненько и без щелей. А если свежим доскам дать высохнуть без нагрузки, большинство из них скрутит винтом, и прибивать потом их будет сложно.

Да, пожалуй ты прав... даже не пожалуй, а точно. Если доски просто так высохнут, то и растрескаются и скрутятся. +1 за поправку

Оффлайн Reyals

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2328
По современным нормам энерго- и  теплосбережения (СНиП 23-02-2003 "Энергосберегающий подход"). в наших широтах (Москва) рекомендуется делать стены толщиной что-то около полуметра, если из дерева. :)

А если посмотреть нормы по железобетону, то вообще старшно. ) Толщина будет как у бункера Гитлера. Проблема утепления тяжелая потому как утеплять помещения надо снаружи, а это в случае арендуемого помещения практически нереально.

Оффлайн f.u.z.z.

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 113

f.u.z.z., а как ты думаешь, возможна ли переглушка в такой ситуации? с одним слоем минваты-то?

и еще.. останутся ее лишние куски.. реально ли из них смастерить самодельные звуковые ловушки? Есть какой-нибудь сайт, где написано, как это все самому сделать? Там же нехитрая технология должна быть.



Переглушка по ВЧ и СЧ будет однозначно (и вылезут горбы на НЧ), читай про то что я писал по поводу расставления самодельных отражателей в шахматном порядке. (но, панели не должны пересекатся на противоположных стенах). И широкополосные угловые поглатители (типа АК47), описанные мною выше, ОЧЕНЬ желательны (!), опять же избавят от лишнего бубнежа и не только.
Я моду раскрыть тему изготовления НЧПП, но это не совсем уж и просто. Сейчас делаю такие. Угловые поглатители тебе будет намного проще изготовить, и они дают высокий эффект. Только гипотенуза треугольника ( в разрезе) должна быть не менее 60 см, даже лушче 80. Сорри, нет времени сейчас...не могу подробнее. Если что пиши про результаты.
« Последнее редактирование: Сентября 29, 2009, 02:31:32 от f.u.z.z. »

Оффлайн Turok Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7417
    • FractalAudio.RU
f.u.z.z., пока влючимся так, как есть. надо посмотреть, что получилось.

а как басуху соседей исключить из звука? только толщиной стены? :(

Оффлайн OranJ

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • и ровщик
а что, есть варианты? Можешь конечно попробовать убить ее противофазой)))))) Взять в группу специального басиста, который будет играть все бас-партии соседей с ними одновременно, тока в противофазе ;D
Плотные толстые материалы хорошо поглощают низы. Плюс, как я уже говорил, надо стремиться к многослойности - чтобы было несколько слоев изоляции из мат-лов, разных по плотности. Неплохо также кое-где между ними оставить воздушную прослойку. Ну и в любом случае нужно С ИХ СТОРОНЫ приделать звукоизоляцыю