вот часто упоминается такое мнение: режу на слух, пока не замечу каких-то изменений, как только они появляются - шаг назад, и так и оставляем, чтобы изменений небыло слышно. тем более, что наш контроль не позволяет услышать сверх-низкие частоты..... а ведь это взаимоисключающие параграфы. изменений неслышно как раз потому, что контроль не воспроизводит то, что там делается на 20 герцах. если на джениусах на слух резать, то можно и всё от 200 гц отпилить, и сказать, что всё равно блин, разницы то нету, я и отпилю
но на деле разница может быть, просто в атаках инструментов, той же бочки, или рабочего, особенно после работы компрессора, получается широкополосный сигнал, пускай там эти частоты используются доли секунды, но они там могут все быть, и возможно отпилив их, что-то да потеряется. тембр останется на месте, но какие-то места уйдут.... я вот как идиот резал рабочему барабану раньше низ так на слух, ну везде же так пишут, и только щас вот уже допёр, что не всегда надо так делать, и сразу он стал звучать намного более как мне нравится, мощнее.
а муть..муть она вообще в основном в 200 гц лежит.
так что мое мнение такое..если очевидно мешает, то нужно резать. если нет - то ненужно. то есть смотреть по ситуации, а не всё кромсать подчистую.. часто надо где-то например около 120 гц подрезать или поджать, а самые низа и трогать нет смысла.... да, тут сложно, обычный контроль не всегда позволяет отследить такие низа, а спектроанализатор не всегда показывает то, как мы слышим. но всё же.. мало того, например я стараюсь резать очень плавным фильтром 6дб/октава, чтобы делать это как можно натуральнее, и если нужно, расчистить таким образом низ, но сильно его не убить.. в случае чего потом вернусь на индивидуальный трек и подрежу круче, в конце концов... но это кому уж как нравится, другие наоборот советуют килять всё от 50 гц самым крутым фильтром и дескать "всё равно саб-низ хоть чуть да останется, как ни режь, так и забей"
ещё ,если кто гониццо за рмс, саб-низ как раз если что даёт рмс)