Хотелось бы буквально пару слов сказать про Клэптона, хотя он не является, скажем так, моим самым любимым гитаристом. Дело в том, что совсем не первый раз приходится сталкиваться с, скажем так, пренебрежительным отношением к Клэптону. Дескать, ну этакий окологитарный попсовый артист (или, наоборот, гитарный околопопсовый) типа Пола Маккартни там, что-то ваял в прошлом, безусловно, некоторые заслуги есть, но далеко до коллег-товарищей по квартету гитарных героев первой волны: Хендрикс-Пейдж-Бек.
И я согласен, что Хендрикс был ярче, как соло-артист, но с Хендриксом вообще сложно в этом плане соперничать, это фигура типа Элвиса или Луи Армстронга, человек, который по сути олицетворяет собой понятие "рок-гитирист"
А Пейдж (в ЛЗ) создавал совершенные полотна, как отдельные песни, так и целым альбомами.
А Бек, в отличие от очень многих, сохранил свежесть до преклонных
лет, и продолжает жечь и удивлять.
Просто Клэптон был из них... ну, первым, если коротко.
Если смотреть ретроспективно, то к концу 1966 года, когда Хендрикса привез и начал раскручивать Чандлер, а Бэк с Пейджем еще лабали в общем-целом в птушной Ярдбердз, Клэптон уже:
- успел отыграть и закончить с Ярдбердз
- записать совершенно эпохальный альбом с Майэллом, где его работа по сути предопределила развитие британского блюза, блюз-рока и в конечном итоге харда
- записать полный альбом авторского материала с Крим
и если мы возьмем эти три стадии (Ярдбердз, Мэйелл, Крим) то увидим практически три инкарнации за два года, непрерывное развитие.
Клэптону тогда был 21 год.
а к 24-25 (69-70) он уже, наверное, сказал все, что должен был (Ярдбердз, Мэйлл, Крим, Блайнд Фейт, Д и Д) и наверное заслужил право делать что хочет.
Понятно, что ЛЗ были по всем параметрам круче Крим.
Но были бы ЛЗ без Крим? это вопрос. Потому как Крим с Клэптоном как бы указали путь, которым покатится рок в ближайшее время: утяжеление саунда, длинные импровизации, виртуозные инструменталисты. Единственно, у них не было харизматичного вокалиста как у ЛЗ, но остальные все элементы классического рока конца 60-начала 70-х были заложены Крим и Клэптоном. Цеппелин и Хендрикс уже развивали их идеи.
и еще такой момент, который лично мне очень импонирует.
Обычно Клэптона считают неким таким тюфяком, основываясь на его современном имидже. Дескать, попсовик-затейник, конформист и вообще ни разу не рокер.
Но вот я смотрю на его биографию и вижу совсем другое
Играл человек в Ярдбердз, только записал хит номер 1, казалось бы, вот он успех. Но хотел играть блюз и решил уйти. Поступок для 19 летнего парня, только попавшего на самый верх? Поступок.
Хотел играть блюз по-своему, как ему виделось, у Майала, и играл, невзирая на то что, звкуинженер крутил пальцем у виска, дескать, нельзя так громко, ИСКАЖЕНИЯ Ж, мать его.
У Майала доигрался до надписей Клэптон- Бох, снова слава, вот она рядом, но опять он уходит, теперь уже от традиционного блюза - играть 20- минутные соляки, сочинять свой материал.
А уже после Крим - новый поворот, отказ от имиджа гитарного героя, от бесконечного солирования.
На мой взгляд, такой поиск и умение не изменять своим принципам весьма и весьма достойны уважения.
Вот такой вот пост получился. Первый здесь)