АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАСТРОЙКИ
(автор - Pat Kirtley, перевод и адаптация – Ник Смирнов)
В этой статье мы поговорим о различных настройках, отличающихся от привычной, или стандартной EADGBE. Хотя перевод английского термина "alternate tunings" как "альтернативные настройки" не вполне верен, мы будем пользоваться этим выражением, поскольку в русском языке оно существует. Все настройки приведены в записи от 6-й струны к 1-й.
Определения
Чтобы разобраться в терминах, мы разграничим "открытые настройки" и "открытые альтерированные". В первом случае гитара настраивается в один аккорд - мажорный или минорный. Соответственно этому аккорду и называются настройки. Прелесть их - в возможности брать аккорды одним пальцем; из-за этого они очень популярны среди слайд-гитаристов.
Следующий шаг - настройки в аккорд, отличающийся от простого мажора или минора; в качестве примеров можно привести C6 или G7, также популярные у гитаристов-"пальцевиков" и слайд-гитаристов. Для стил-гитары чаще используются настройки с 6-й или 9-й ступенями. Остальные настройки называются очень по-разному, в частности, в английском языке можно встретить названия Modal, Sawmill, Cross-note. Следует, однако, отметить, что к терминам такие названия отнести нельзя; так, cross-note в одной книге обозначал не что иное как минорную настройку. Кроме того, за пределами узкого круга исполнителей эти названия, как правило, никому ничего не говорят. Мы будем обозначать настройку названием аккорда или, если соответствие неочевидно, пользоваться шестью заглавными буквами (например, DADGAD).
Настройка может быть проанализирована либо по нотам, либо по интервалам между ними. Так, "интервальная" запись стандартного строя будет выглядеть так (снизу вверх, так же, как обычная запись - EADGBE): 4-4-4-3-4. Если воспользоваться такой записью, станет видно, что многие настройки, казавшиеся разными, на самом деле похожи. Так, хитро выглядящая F#CEAC#F# - всего-навсего повышенный на тон стандартный строй. Кроме того, настройку можно (например, по телефону другу) описать, сравнив ее со стандартной. Таким образом, популярный строй DADGAD будет сформулирован: "Первую, вторую и шестую струны на тон вниз".
Краткая история
История альтернативных настроек уходит корнями в прошлое. Еще в книге, изданной в 1838 году, была приведена пьеса под названием "Фанданго" для открытого строя G. Популярность же альтернативные настройки приобрели в 1920-х годах в США одновременно с развитием блюза. Самой популярной стал как раз открытый строй G с пятой ступенью в басу - DGDGBD. Он стал известен также как Slack Key и часто используется в гавайском пальцевом стиле игры (не путать с гавайской гитарой как таковой). "Этот строй имеет много общего со строем G на пятиструнном банджо; отсюда и возникла теория о чисто американском происхождении строя. Однако тот же самый строй имеет род немецкой цитры, называемой Thuringer Waldzither. Многие американские производители гитар происходят родом именно из тех краев, где она популярна, поэтому можно предположить, что Slack Key был завезен в Америку одним из европейских иммигрантов" (Guitars: From the Renaissance to Rock, Tom and Mary Anne Evans, Paddington Press LTD. 1977).
Второе основание для использования открытых настроек (помимо простоты извлечения "однопальцевых" аккордов) - ослабление натяжения струн; таким образом, становится значительно легче прижимать их к ладам. Для исполнителя с дешевым инструментом, к которым относилось большинство блюзменов ранней поры, это могло быть неоспоримым преимуществом. Кроме открытого строя G в то время использовались Е-минор (EBEGBE; соответственно, для игры мажорного аккорда нужны были всего два пальца), а также DADGBD и DGDGCD.
По мере того, как росли возможности фолковых и блюзовых исполнителей, альтернативные настройки стали использоваться меньше. Причины тому - презрение к простоте и тот факт, что практически все руководства, как тогда, так и теперь, рассчитаны на стандартную настройку инструмента.
Поворотным моментом стало осознание того, что многие аккорды и арпеджио, сложные или просто невозможные для исполнения в стандартном строе, в нестандартных становятся доступными и даже простыми. Было, кроме того, замечено, что в некоторых вариантах строя открытые интервалы предоставляют хорошую основу для игры в определенном стиле, в частности, шотландском или ирландском. Наконец, многие гитарные композиторы, устав от привычных гармоний, захотели чего-нибудь нестандартного.
Новая история альтернативных настроек началась в 60-х годах; расцвет наступил в начале 70-х. Революция началась на нескольких фронтах; и все исполнители, которые сейчас пользуются такими настройками (кроме тех, что возрождают архаичный блюз), были вдохновлены одной из трех "волн". Первая пришла в начале 60-х; во главе стояли британские пальцевые гитаристы Davey Graham, Martin Carthy, John Renbourn и Bert Jansch. Двое последних составляли костяк популярной британской фолк-группы Pentangle. Утверждается, что Дэви Грэхэм изобрел настройку DADGAD и фактически основал британский фолк-рок.
В книге, которую мы цитировали выше, читаем по поводу фолк-возрождения: "В то время как американские гитаристы вдохновляются блюзом и опираются на него в стиле своей игры, британцы более эклектичны. Это подчеркивает важная историческая причина: американская народная музыка - черная или белая - имеет долгую традицию гитарного аккомпанемента, эквивалента которой не было в европейской или английской. До 1950-х годов единственным способом заработать для гитариста была игра на танцах. Поэтому, когда в конце 1950 в Британии началось возрождение интереса к акустической гитаре с металлическими струнами, здесь не было ни готовой аудитории с уже сформированными вкусами, ни какой-либо традиции, которую можно было бы безоговорочно взять за образец. Поэтому англичане не останавливались перед использованием многих источников, чтобы делать свою музыку. Ими стали американский блюз и кантри, а также все элементы британской, индийской и ирландской музыки, которые были применимы к гитаре".
В частности, британские исполнители были достаточно раскрепощены, чтобы использовать альтернативные настройки. Если настройка позволяла музыканту расширить или улучшить свой стиль или имитировать звучание какой-либо народной музыки, он не колебался перед ее использованием. Занятно, что большинство британских музыкантов называют в качестве вдохновителей американских блюзменов.
Другое направление началось с тех, кого я бы назвал героями пальцевого стиля. Это прежде всего John Fahey и Leo Kottke. Почти все их вещи играются в отличном от стандартного строе. Что касается Коттке, то весь его стиль основан на измененных настройках и мощной технике правой руки. Блюзовые гитаристы сильно повлияли на них обоих: их любимый строй - DGDGBD. Следующими, кто "продвинул" открытые настройки, были Chet Atkins и Jerry Reed. "Blue Gypsy", например, Аткинс также записал в строе DGDGBD еще в 1952 году, а "Steeplechase Lane" Рида (DGDEBD) был записан в начале 70-х годов. На альбоме 1973 года "Chet Atkins Alone", который многие называют лучшим, старые и привычные мелодии записаны в разных строях.
Третья волна - это авторы-исполнители поздних 60-х годов, включая David Crosby и Joni Mitchell. Я уверен, что многие гитаристы провели долгие часы, пытаясь понять, как сыграны "Guinnevere" и "Wooden Ships" - вещи, в которых используются уникальные настройки и стили игры. Кроме того, Paul Simon привез из Англии стиль игры, непривычный для Америки.