Автор Тема: Альтернативный строй  (Прочитано 9284 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн v777

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 397
  • ...
    • http://
Альтернативный строй
« Ответ #15 : Ноября 11, 2003, 12:24:58 »
Эй W.M. я ж уже отписался.

Оффлайн v777

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 397
  • ...
    • http://
Альтернативный строй
« Ответ #16 : Ноября 11, 2003, 12:32:37 »
Та и вообще, может я так грешным делом не буду тона с октавами путать.

Оффлайн W.M.

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5196
  • шушпанчик
Альтернативный строй
« Ответ #17 : Ноября 11, 2003, 12:57:42 »
Цитировать
Автор оригинала v777
Эй W.M. я ж уже отписался.
:wave:

пока я писал, ты уже написал... так бывает. Ладна давай больше не бум оффтопить :) Тред то про альтернативные строи а не про плохие гитары строить в Ре :)

Оффлайн Данила

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 180
    • http://music.lib.ru/d/danila_c/
Альтернативный строй
« Ответ #18 : Ноября 12, 2003, 17:24:30 »
dadgad мне очень нравиться
как у LZ  в Кашмире.

Оффлайн Hunch

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 616
  • Ханч
Альтернативный строй
« Ответ #19 : Ноября 12, 2003, 18:15:04 »
Цитировать
А ты пробовал настраиваться в Нэшвиллском строе? Как себя будут чувствовать струны во время натяжения?


Не пробовал и не буду т. к. струны во время натяжения явно не будут хорошо себя чувствовать (я использую 9-46), по крайней мере неестественно. Ну а дальше товарищ Quizzus всё подробно уже описал.:)

Оффлайн Oleg Merkuriev

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1147
  • Зарегистрированный
Альтернативный строй
« Ответ #20 : Ноября 14, 2003, 14:57:16 »
Альтернативных настороек может быть превеликое множество. Причины бывают следующие:
1) Чтобы удобно было петь, не меняя аппликатуры. Тут двигиают все струны разом, - вверх или низ.
2) Чтоб удобней было струны тянуть. Тут тоже двигиают все струны разом, - вниз.
3) Чтобы звук стал плотней. Тут двигиают все струны разом, - вверх.
4) Для игры слайдом. Тут обычно гитару в открытый строй настривают, так что аккорды теперь можно зажать одним пальцем (слайдом). У Led Zepplin здесь как пример When the Levee Breaks и In M Time of Dying.
5) Чтобы какой-нибудь сочиненный вами риф "горманизировал" с другими струнами (в квинту, в терцию). У меня это обычно так: сочинил я рифф, гляжу, если там 4-ую струну поднять до ми, то будет она клево подзвучивать рифф. Перенастроил и теперь не приглушиваю струну ре, чтобы кокофонии не было, а наоборот играю и по ней, получается рифф и не один слабенько рычит, а "горманизирует" с другими струнами.
6) И еще есть, наверно, иные причины...

Оффлайн Rots

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 785
  • BigBenDer
ЧАСТЬ 1
« Ответ #21 : Ноября 14, 2003, 15:24:25 »
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАСТРОЙКИ
(автор - Pat Kirtley, перевод и адаптация – Ник Смирнов)
В этой статье мы поговорим о различных настройках, отличающихся от привычной, или стандартной EADGBE. Хотя перевод английского термина "alternate tunings" как "альтернативные настройки" не вполне верен, мы будем пользоваться этим выражением, поскольку в русском языке оно существует. Все настройки приведены в записи от 6-й струны к 1-й.
Определения
Чтобы разобраться в терминах, мы разграничим "открытые настройки" и "открытые альтерированные". В первом случае гитара настраивается в один аккорд - мажорный или минорный. Соответственно этому аккорду и называются настройки. Прелесть их - в возможности брать аккорды одним пальцем; из-за этого они очень популярны среди слайд-гитаристов.
Следующий шаг - настройки в аккорд, отличающийся от простого мажора или минора; в качестве примеров можно привести C6 или G7, также популярные у гитаристов-"пальцевиков" и слайд-гитаристов. Для стил-гитары чаще используются настройки с 6-й или 9-й ступенями. Остальные настройки называются очень по-разному, в частности, в английском языке можно встретить названия Modal, Sawmill, Cross-note. Следует, однако, отметить, что к терминам такие названия отнести нельзя; так, cross-note в одной книге обозначал не что иное как минорную настройку. Кроме того, за пределами узкого круга исполнителей эти названия, как правило, никому ничего не говорят. Мы будем обозначать настройку названием аккорда или, если соответствие неочевидно, пользоваться шестью заглавными буквами (например, DADGAD).
Настройка может быть проанализирована либо по нотам, либо по интервалам между ними. Так, "интервальная" запись стандартного строя будет выглядеть так (снизу вверх, так же, как обычная запись - EADGBE): 4-4-4-3-4. Если воспользоваться такой записью, станет видно, что многие настройки, казавшиеся разными, на самом деле похожи. Так, хитро выглядящая F#CEAC#F# - всего-навсего повышенный на тон стандартный строй. Кроме того, настройку можно (например, по телефону другу) описать, сравнив ее со стандартной. Таким образом, популярный строй DADGAD будет сформулирован: "Первую, вторую и шестую струны на тон вниз".
Краткая история
История альтернативных настроек уходит корнями в прошлое. Еще в книге, изданной в 1838 году, была приведена пьеса под названием "Фанданго" для открытого строя G. Популярность же альтернативные настройки приобрели в 1920-х годах в США одновременно с развитием блюза. Самой популярной стал как раз открытый строй G с пятой ступенью в басу - DGDGBD. Он стал известен также как Slack Key и часто используется в гавайском пальцевом стиле игры (не путать с гавайской гитарой как таковой). "Этот строй имеет много общего со строем G на пятиструнном банджо; отсюда и возникла теория о чисто американском происхождении строя. Однако тот же самый строй имеет род немецкой цитры, называемой Thuringer Waldzither. Многие американские производители гитар происходят родом именно из тех краев, где она популярна, поэтому можно предположить, что Slack Key был завезен в Америку одним из европейских иммигрантов" (Guitars: From the Renaissance to Rock, Tom and Mary Anne Evans, Paddington Press LTD. 1977).
Второе основание для использования открытых настроек (помимо простоты извлечения "однопальцевых" аккордов) - ослабление натяжения струн; таким образом, становится значительно легче прижимать их к ладам. Для исполнителя с дешевым инструментом, к которым относилось большинство блюзменов ранней поры, это могло быть неоспоримым преимуществом. Кроме открытого строя G в то время использовались Е-минор (EBEGBE; соответственно, для игры мажорного аккорда нужны были всего два пальца), а также DADGBD и DGDGCD.
По мере того, как росли возможности фолковых и блюзовых исполнителей, альтернативные настройки стали использоваться меньше. Причины тому - презрение к простоте и тот факт, что практически все руководства, как тогда, так и теперь, рассчитаны на стандартную настройку инструмента.
Поворотным моментом стало осознание того, что многие аккорды и арпеджио, сложные или просто невозможные для исполнения в стандартном строе, в нестандартных становятся доступными и даже простыми. Было, кроме того, замечено, что в некоторых вариантах строя открытые интервалы предоставляют хорошую основу для игры в определенном стиле, в частности, шотландском или ирландском. Наконец, многие гитарные композиторы, устав от привычных гармоний, захотели чего-нибудь нестандартного.
Новая история альтернативных настроек началась в 60-х годах; расцвет наступил в начале 70-х. Революция началась на нескольких фронтах; и все исполнители, которые сейчас пользуются такими настройками (кроме тех, что возрождают архаичный блюз), были вдохновлены одной из трех "волн". Первая пришла в начале 60-х; во главе стояли британские пальцевые гитаристы Davey Graham, Martin Carthy, John Renbourn и Bert Jansch. Двое последних составляли костяк популярной британской фолк-группы Pentangle. Утверждается, что Дэви Грэхэм изобрел настройку DADGAD и фактически основал британский фолк-рок.
В книге, которую мы цитировали выше, читаем по поводу фолк-возрождения: "В то время как американские гитаристы вдохновляются блюзом и опираются на него в стиле своей игры, британцы более эклектичны. Это подчеркивает важная историческая причина: американская народная музыка - черная или белая - имеет долгую традицию гитарного аккомпанемента, эквивалента которой не было в европейской или английской. До 1950-х годов единственным способом заработать для гитариста была игра на танцах. Поэтому, когда в конце 1950 в Британии началось возрождение интереса к акустической гитаре с металлическими струнами, здесь не было ни готовой аудитории с уже сформированными вкусами, ни какой-либо традиции, которую можно было бы безоговорочно взять за образец. Поэтому англичане не останавливались перед использованием многих источников, чтобы делать свою музыку. Ими стали американский блюз и кантри, а также все элементы британской, индийской и ирландской музыки, которые были применимы к гитаре".
В частности, британские исполнители были достаточно раскрепощены, чтобы использовать альтернативные настройки. Если настройка позволяла музыканту расширить или улучшить свой стиль или имитировать звучание какой-либо народной музыки, он не колебался перед ее использованием. Занятно, что большинство британских музыкантов называют в качестве вдохновителей американских блюзменов.
Другое направление началось с тех, кого я бы назвал героями пальцевого стиля. Это прежде всего John Fahey и Leo Kottke. Почти все их вещи играются в отличном от стандартного строе. Что касается Коттке, то весь его стиль основан на измененных настройках и мощной технике правой руки. Блюзовые гитаристы сильно повлияли на них обоих: их любимый строй - DGDGBD. Следующими, кто "продвинул" открытые настройки, были Chet Atkins и Jerry Reed. "Blue Gypsy", например, Аткинс также записал в строе DGDGBD еще в 1952 году, а "Steeplechase Lane" Рида (DGDEBD) был записан в начале 70-х годов. На альбоме 1973 года "Chet Atkins Alone", который многие называют лучшим, старые и привычные мелодии записаны в разных строях.
Третья волна - это авторы-исполнители поздних 60-х годов, включая David Crosby и Joni Mitchell. Я уверен, что многие гитаристы провели долгие часы, пытаясь понять, как сыграны "Guinnevere" и "Wooden Ships" - вещи, в которых используются уникальные настройки и стили игры. Кроме того, Paul Simon привез из Англии стиль игры, непривычный для Америки.

Оффлайн Rots

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 785
  • BigBenDer
ЧАСТЬ 2
« Ответ #22 : Ноября 14, 2003, 15:26:13 »
Настройки сегодня
Представляется, что нынешняя волна популярности измененных настроек началась с 1984 года. В стилистическом отношении в первую очередь на это повлияло возрождение кельской музыки в США, чему способствовали фолк-фестивали, радиопрограммы и широкое распространение в Штатах ирландской и шотландской музыки. Второе влияние я бы назвал "феноменом Windham Hill". Эта музыкальная компания выпустила в нужное время большое количество сольных гитарных альбомов, которые, к удивлению многих, очень хорошо продавались. Пластинки покупали не только гитаристы, но и просто слушатели "высшего среднего класса", и музыка направления "easy listening" стала звучать на радио и даже в лифтах. Это было достаточно странно, потому что стилистически эти записи не относились к поп-музыке, а зачастую представляли собой сложные и интересные в музыкальном отношении композиции. Для акустической гитары началась новая эра.
Кроме того, в вопросе популяризации альтернативных настроек нельзя переоценить значение табулатур. Благодаря им многие исполнители избавились от страхов перед игрой в других настройках. Кроме того, сильно упростили задачу электронные тюнеры.
Как перестроить гитару
Перестраивая гитару, мы должны считаться с несколькими факторами. Прежде всего, учтите, что если строй в целом оказывается выше стандартного, мы всегда рискуем оборвать струны, а то и искалечить инструмент. Если же струны опускаются, инструмент вне опасности, однако звук теряет в окраске и громкости. Мое правило состоит в том, что струны стандартного комплекта не надо поднимать больше чем на 1,5 тона и опускать больше чем на 2 тона.
Во-вторых, во многих настройках одни струны оказываются натянутыми как обычно, другие ниже, а третьи выше. Это может привести к неровности звука и неудобству при игре. Эта проблема также решается использованием струн разного натяжения.
В-третьих, если вы часто меняете настройки, струны неизбежно начнут рваться. Некоторые гитаристы решают эту проблему, настраивая по-разному несколько гитар и меняя их. Другие часто меняют струны, а иногда заменяют часть из них прямо перед выступлением.
Использование каподастров
Есть еще один метод, при котором струны не надо перестраивать. Для этого используются специальные устройства (в русских магазинах не попадались - Н.С.), в частности, так называемый Third Hand Capo. Он хорош для создания настроек вроде DADGAD: каподастр ставится на второй лад и прижимает только 3, 4 и 5 струны. Я говорю "вроде", потому что на самом деле это EBEABE - DADGAD, только на тон выше. Можно, кроме того, настроить инструмент в DADGAD и перестраивать его в стандартный строй, прижимая 1,2 и 6 струны на 2-м ладу.
 
Заметьте, однако, следующее. Штука в том, что в целом строй гитары при этом не меняется: каждый аккорд, взятый выше по грифу, будет звучать в точности так же, как и при стандартной настройке. Поэтому заменить настройку гитары таким каподастром нельзя; единственное достойное применение он находит в стилях, где мелодия исполняется на двух струнах на фоне открытого звучания остальных. (Мне, кстати, кажется, что именно за счет получающейся комбинации открытого и альтернативного строя можно добиться интересных эффектов. - Н.С.)
То же самое относится и ко второму методу, который изобрел гитарист-новатор Brad "Buster B" Jones. Он пользуется одним или двумя каподастрами Kyser. Они устроены так, что могут прижимать только 5 струн или даже 4. Установив каподастр на втором ладу, вы можете получить строй Drop D; кроме того, Брэд пользуется и двумя каподастрами одновременно. В частности, он ставит один каподастр на четыре верхних струны на четвертом ладу и второй - на пять на втором ладу (получившийся строй будет приведен ниже).
 
Заметка о записи
Некоторые гитаристы приводят настройки, которыми пользуются. Заметьте, однако, что и тут можно сбиться с толку. Так, иногда на перестроенную гитару ставится каподастр, после чего гитарист указывает только абсолютную высоту нот - будьте осторожны и не перетяните струны!
Что вам это даст
Возможности изучения альтернативных настроек и игры в них практически неисчерпаемы; кроме того, опубликованы сотни произведений для перестроенных инструментов. Обычно не имеет смысла перестраивать гитару в какой-нибудь странный строй просто чтобы посмотреть, что получится, хотя многие гитаристы любят этим заниматься. Большинству, однако, требуется некий повод, чтобы попробовать перестроить инструмент.
Мой личный критерий того, стоит ли пробовать какой-либо строй, состоит в возможности придумать или аранжировать в нем значительное число мелодий в разных тональностях и стилях. Я ищу удобные аккорды и всегда экспериментирую, ища аппликатуру знакомых простых аккордов. Не знаю, в скольких настройках может ориентироваться гитарист; для меня предел - 4 или 5.

Оффлайн Rots

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 785
  • BigBenDer
НУ И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО
« Ответ #23 : Ноября 14, 2003, 15:29:29 »
Александр Розенбаум использует весьма специфический строй гитары, который называется Open G (открытый соль-мажор). Такое название строю гитары дано из-за того, что звучание открытых струн дает аккорд соль-мажор. Этот строй содержит шесть струн и является семиструнным русским строем, у которого удалена пятая струна - H (си).

Как же настроить такую гитару? Вкратце, с первой струны по шестую: D(ре) - H(си) - G(соль) - D(ре) - G(соль) - D(ре) или, по ладам, начиная со второй: 3 - 4 - 5 - 7 - 5.

Первая струна настраивается как D5 (ре пятой октавы) или на тон (два лада) ниже первой струны обычной шестиструнки.

Вторая струна настраивается в унисон с первой на третьем ладу и соответствует второй струне шестиструнной гитары (H4 или си четвертой октавы).

Третья струна (G4, соль четвертой октавы) настраивается со второй по четвертому ладу и также соответствует третьей струне шестиструнной гитары.

Четвертая струна (D4, ре четвертой октавы) настраивается в унисон с третьей на пятом ладу и соответствует четвертой струне шестиструнной гитары.

Пятая струна (G3, соль третьей октавы) настраивается с четвертой по седьмому ладу и звучит на тон ниже, чем пятая струна шестиструнки.

Шестая струна (D3, ре третьей октавы) настраивается с пятой по пятому ладу и звучит на тон ниже, чем шестая струна классической гитары.

Напомним, что высота соответствующего тона повышается в два раза с увеличением номера октавы, таким образом, высота звучания первой струны (D5) в два раза выше высоты четвертой (D4), которая, в свою очередь в два раза выше шестой струны (D3). Это может служить вспомогательным методом проверки качественной настройки, поскольку такие тона должны звучать в унисон.

Нетрудно заметить, что шестиструнный строй отличается от "розенбаумовского" лишь тем, что первая, пятая и шестая струны опущены на тон (два лада). Основным звуком является ре, их целых три - первая, четвертая и шестая струны.

Для того чтобы быстро перестроить "шесть" на Open G, можно, например, проделать следующее:

Первая струна настраивается (ослабляется) в унисон с четвертой
Пятая струна настраивается (ослабляется) в унисон с третьей
Шестая струна настраивается (ослабляется) в унисон с четвертой
Несколько слов касательно настройки двенадцатиструнной гитары. Первые две дополнительные струны настраиваются одинаково с основными. Все остальные дополнительные струны настраиваются на октаву выше основных. В дальнейшем мы не будем акцентировать внимание на том, что игра может вестись на двенадцатиструнной гитаре, и будем просто обозначать первую основную и первую дополнительную струны как "первую", вторую основную и дополнительную, как "вторую" и т.д.

Оффлайн Konstantin V. Zhuravlyov

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1570
  • Adun torrid us!
Re: Альтернативный строй
« Ответ #24 : Ноября 21, 2003, 15:22:06 »
Цитировать
Автор оригинала cromlech
Вопрос такой – кто знает другие способы настройки гитары, кроме обычного строя E/H/G/D/A/E.
И еще, прочитал в одной книжке ГИДовской про нешвилский строй. Это как?
В программе Power Tab дофига строев.
Я только начинающий гитарист, строй редко меняю. Иногда шестую под ре настраиваю.

Оффлайн antilamer

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 952
  • Магистр точных наук
    • http://fuoco13.narod.ru
Альтернативный строй
« Ответ #25 : Ноября 22, 2003, 14:12:44 »
Ну мне например нравится строй "Коюнбабы" Доменикони - C# G# C# G# C# E. Что ни сыграешь - если много открытых струн, то заведомо красиво, если мало - заведомо некрасиво :)

Оффлайн cromlech Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 727
Альтернативный строй
« Ответ #26 : Ноября 22, 2003, 23:21:39 »
Спасибо всем ответившим.:wave: