…когда мы были молодыми, то часто спорили кто лучше Сантана или Хендрикс,
Дип Перпл или Лед Зеппелин, Пейдж или Блэкмор….
Пытались нарулить на самопальных гитарах и усилителях их звук, подражать им.
И в этом нет ничего плохого. Как потом оказалось все люди очень похожи. Когда-то
и сам маэстро, и нее только он, любил копировать любимых исполнителей, учась у них и вырабатывая свой неповторимый стиль.
Все что ниже не просто выдернутые цитаты. Я мог бы написать свои ощущения, когда
первый раз услышал, на ком учился, какие были ориентиры не только в музыке, но и по
жизни. Но нужно ли это делать на форумах. Вот вопрос?
Если внимательно прочтешь высказывания самого музыканта, а там есть ответы и на твои посты, то может и поменяешь свое мнение об зтом самородке, я буду только рад.
Карлос Сантана, выросший в мексиканском городе Тихуана, научился играть на гитаре и на скрипке благодаря урокам своего отца Хосе, а также многочисленным уличным выступлениям, на которых он получал по 50 центов за песню. Хотя он и рос на традиционной музыке, вскоре он увлекся Литтл Ричардом, Чаком Берри и БиБи Кингом. Его отец называл это "музыкой белых", но Карлос был переубежден навсегда после того, как вместе с матерью посетил концерт латиноамериканского музыканта Хавьера Ватеза.
Переполняемый чувством, что он оказался в нужном месте в нужное время, Карлос ухватился за возможность поджемовать с различными исполнителями, игравшими "электрическую" музыку, которыми занимался промоутер Билл Грэм и в числе которых были Бола Сете, Пол Баттерфилд, Майк Блумфилд и "Grateful Dead". Карлос позаимствовал у Блумфилда Les Paul, и вскоре его команда стала любимой у самого Грэма. Вскоре после этого промоутер рассказал Карлосу о предстоящем фестивале в местечке под названием Вудсток, штат Нью-Йорк. Выступление гитариста на этом концерте, ставшем легендарным, обеспечило ему место в самом высшем пантеоне рок-музыки.
Сам отвечает …
Так что есть идеальный "Сантановский звук"?
- Когда ты слушаешь певца, ты знаешь, что есть головное пение, носовое, горловое и грудное пение, а еще пение на всей диафрагме, от живота до яиц. Есть много гитар, которые дают середину и верхние частоты, но нечасто можно услышать низы – эти
округлые ноты. Если послушать вопли Джона Ли Хукера или "Voodoo Chile" Хендрикса, то можно понять, что это за ноты, о которых я говорю и какого звука я пытаюсь достичь.
- Что ты думаешь о современной гитарной музыке?
- С тех пор, как я открыл собственную звукозаписывающую компанию, я получаю записи от множества музыкантов, и среди них встречаются потрясающие вещи. Такие гитаристы, как Эрик Гейлс и Эрик Джонсон, и многие другие молодые парни играют просто убийственно. Я думаю, что гитарная музыка сейчас очень популярна. На настоящий момент мои самые любимые гитаристы – это Сонни Шеррок и Джефф Бек
…а вот когда злится… и про попсу
«Я не собираюсь упускать возможность поиграть с Herbie Hancock или поработать с таким талантливым автором, как Rob Thomas, только потому, что меня должно беспокоить, что люди нагородят про меня», - восклицает он, - «Мне нет, и никогда не будет, дела до того, что там говорят про Santana, играющего корпоративный рок, Моя позиция такова: «Думайте что хотите, а я пойду потусуюсь с Buddy Guy и John Lee Hooker». И у меня есть новость для всех этих интеллектуальных снобов и эстетов: постарайтесь-ка написать песню как у Green Day, чтобы она попала на радио и достучалась до людей. Даже John Coltrane обращался к широкой аудитории при помощи «My Favorite Things» — поп-песни. Неважно, что вы играете, все это сводится к одной простой вещи: способны ли вы достучаться до людей разных возрастов – трех лет, 17 лет или 50 лет? Какой смысл говорить на музыкальном языке, который кроме тебя никто не понимает?».
Я считаю, что люди, вроде Кенни Джи (Kenny G), совсем не случайно пользуются коммерческой популярностью. Они отдаются музыке без остатка. На самом деле существует много хорошей музыки, и люди будут ее покупать. Потому что это - универсальный язык, понятный всем. А люди понимают правду.
Не так уж много рок-гитаристов можно видеть в одной связке с Wayne Shorter, John McLaughlin и John Lee Hooker. Как Вы думаете, почему эти музыканты так охотно с Вами работают?
Да, я помню, как Wynton Marsalis заявил, что я не должен даже стоять на одной сцене с Wayne Shorter, потому что я играю рок. Но ответ Wayne был великолепен. Он сказал: «Wynton, можно собрать детей со всех сторон света в одной песочнице, и, несмотря на то, что они разговаривают на разных языках, они будут благополучно играть с одной и той же лопаткой и ведерком».
…то же в тему…
Я все сильнее убеждаюсь в том, множество вариантов звучания скрыто внутри меня самого, и я могу обращаться к ним напрямую.
Larry Carlton, Robben Ford, Eric Johnson или я сам – все мы имеем свое узнаваемое звучание, играем мы через Dumble или нет. Я могу поделиться с вами всем своим оборудованием до последней мелочи, но вы все равно не будете звучать как я. Свой звук появляется, когда ты играешь два, три, четыре часа кряду. Это приводит тебя в особое состояние, и что-то срабатывает так, что музыка сама движет тобой, а твое сознание свободно от всякой неуверенности. Мышечная память и моторика с какого-то момента работают на автопилоте, и ты можешь обратить свое внимание на истинное самовыражение, которое идет прямо от твоего сердца к инструменту. Необходимо углубиться в себя. Абсолютно ничем нельзя заменить полное отрешение от всего, если ты ищешь свое звучание.
Необходимо, чтобы за твоей игрой было в запасе несколько уровней физической грубой силы. Следующим вашим шагом станет выход на территорию, освоенную Stevie Ray Vaughan и Jeff Beck.
Признаем, Stevie часто корчил очень страшные рожи. И, надеюсь, то же самое происходит со мной. Каждый, кто выдирает ноту из нутра, корчит рожи. Это как испытывать оргазм. Кто при оргазме сохраняет пристойное выражение лица? А если ты не испытываешь оргазм, значит тебе это не настолько нравится, как должно.
…про детей в тему:
Вы когда-либо вставали на путь полного самоотречения ценой личных отношений?
Конечно. Но, как только я обзавелся детьми, я понял, что не могу себя обманывать. Мой сын и две дочери для меня важнее всего на свете Я лучше пойду лепить гамбургеры, чем буду играть музыку, наплевав на них.
Вы можете указать на какой-то Ваш альбом, как на водораздел в Вашем пути развития как музыканта?
(Очень странные новаторские по тем временам альбомы (я их не понял до сих пор)
Пожалуй, два: Caravanserai [1972] и Welcome [1973]. В тот период, я ощущал, что вся моя сущность тянется к John Coltrane. Я помню, как пришел на фирму звукозаписи: «Я знаю, что вы хотите, но я не могу вам этого дать, потому что я этого не слышу». Я знал, что ценой этого будет отказ от продаж тысяч пластинок, но мне это было неважно.
…про ноты
- У всех были ноты, - говорит Сантана. - А у Луиса Армстронга - всего лишь труба и носовой платок. Его спрашивали: «Эй, Луис, ты не читаешь музыку, и как нам узнать от какого места играть? Как мы узнаем где играть и где не играть?» На что он отвечал: «Я закрываю глаза и вижу ноты, которые развешаны на дереве. Те, что самые спелые, я беру и играю. Они - самые сочные».
Люди, которые умеют читать музыку, безусловно, имеют преимущество, но лучше читать жизнь, а не то, что написано на бумаге. Вот моя аналогия. Не хочу сказать, что блаженны невежды. Но если ты не умеешь читать музыку, это не значит, что ты невежда. Птицы не читают. А поют же свои песни.