***предисловие***
итак, эта тема зрела давно, но никак не доходили руки/не было желания/не было места, где это увидят/не было времени (нужное подчеркнуть) все расписать... но добрался...
надо сказать, конкретным толчком к написанию этого текста послужила фраза, которую на недавнем концерте произнесла одна особа (имени пожалуй называть не буду)... особу эту я, чесно говоря, не очень уважаю ни как музыканта, ни как личность.. так вот, она сказала: "ты - звукарь, тебе платят деньги! делай звук!!! звук - говно!"
я тогда сдержался и не послал ее куда следовало бы, но понял одну вещь -
=======
даже люди, близкие к музыке считают, что звук ЦЕЛИКОМ И ПОЛНОСТЬЮ ЗАВИСИТ ОТ ЗВУКАРЯ!
=======
а что тогда говорить о "простых" слушателях?! ведь они полностью уверены, что говном звук делает вон тот парень за пультом... а многие еще считают своим долгом подойти и сказать, что вокала них*я не слышно, а барабаны надо убавить... ну-ка как вы думаете скольких таких за вечер можно вытерпеть, а на каком сорваться и послать?!
есть у звукарей грууустная такая поговорка: "если концерт удался, то музыканты молодцы, а если нет - то звукарь мудак". так и происходит...
далее к теме...
***сабж***
итак, прежде всего, советую прочитать одну статью по этой ссылке:
http://rock-blitz.livejournal.com/113509.html#commentsбукаф многа, но оно того стоит (кста, и первая часть тоже).
к этой статье я еще не раз вернусь и наверняка еще процитирую самое важное (для тех кому впадлу прочитать оригинал)
а дальше о том как формируется звук и как он трансформируется в говно..
итак, рассмотрим всю цепочку звуковоспроизведения по звеньям:
1. музыкант.
об этом звене цепи упоминает мало кто (да никто почти), видимо все считают, что раз человек вышел на сцену, то играть/петь он умеет..
В КОРНЕ НЕВЕРНО!!!
в наше время ничего не стоит выйти на сцену "подвала" любому желающему, при этом не обязательно уметь играть - есть и другие пути (рассказывать не буду, а то ломанутся О_о )
так вот музыкант - первое и одно из главных звеньев в цепи, по которой идет звук к Вашим ушам..
к сожалению, в последнее время все чаще звук становится говном уже на этом первом этапе, так и не побывав звуком...
просто на сцену выходят мальчики и девочки, которые не знают, куда им шнур воткнуть, не то, что играть нормально... такие считают, что все-равно никто ничего не разберет, поэтому важно, как ты выглядишь.. их чаще всего обламывают большие площадки с хорошим аппаратом, где сложно отмазаться чем либо за свою лажу...
часто музыканты не слушают то, что им говоришь... разгоняют комбари так, что они перекрикивают порталы.. ну и какой тут нахрен звук??
вокалисты любят зажимать головку микрофона, причем не важно, сколько раз я просил их не делать так... когда в очередной раз услышите жуткий омерзительный свист на концерте (его называют feedback), обратите внимание на руку вокалиста - скорее всего, она закрывает микрофон..
2. инструмент.
для гитаристов это гитары, для барабанщиков - барабаны, для вокалистов - их голоса и т.д.
тут доходит до смешного... однажды вышел на сцену чувак с гитарой Phil Pro (музыканты поймут), поиграл, послушал, повернулся ко мне и говорит: "звук у гитары жидкий! надо помясней, чтоб как у металлики!"
ха-ха!
хочешь звук как у кумира - купи себе инструмент как у него (и не только) и научись играть как он!
!!!! ИНСТРУМЕНТ-ГОВНО = ЗВУК-ГОВНО !!!!
к счастью тут все гораздо лучше.. благосостояние растет, бабла у наших ребят-музыкантов навалом, уходит потихоньку эра гитар ФилПро и синтезаторов Касио (по их поводу есть поговорка "Casio кроме калькуляторов делать пока ниче не научилиь" =) ).
но вот буквально на сегодняшнем концерте видел на сцене гитару Stag)) но это скорей исключение, чем правило...
а вот барабаны в Подвале убитые... причем сильно и с этим ничего не поделаешь...(( хотя звук у них не такой уж плохой, так что это скорей вопрос удобства барабанщика, нежели Вашего слухового восприятия..
а с вокалистами у нас сложно (напомню, что голос это их инструмент, который правда нельзя купить) поют у нас плохо, тихо и мимо нот....
не все конечно - не напрягайтесь так!)) есть в у нас отличные вокалисты... но их мало... лично я бы в Самаре выделил Алексея Психического и Славу из группы сАюдис...
к сожалению, в целом тенденция такая же, как и с музыкантами (см выше)
3. далее идет то, чем звук снимается для гитар это звукосниматель - о нем говорить не буду - это отнесем к п.2.
для вокалистов это микрофон с этим в "Подвале" порядок, хоть и не идеал, но терпимо, хотя свою лепту в "оговнение" звука и это вносит.. но не будем заостряться...
4. шнуры.
даааа... тут жопа!
80% саундчеков начинаются с фразы "Лех, а у тебя есть шнур?"
есть... но им до тебя попользовались 50 человек, из которых половина нормальные ребята, а вторая половина - музыканты из п.1...
в идеале каждый музыкант должен иметь необходимое количество (с запасом) шнуров ХОРОШЕГО КАЧЕСТВА, и следить за их состоянием...
не стоит использовать слишком длинных шнуров (9 метров - предел нормальной передачи сигнала без потерь и то в шнурах высокого качества! это касается только коммутации инструментов на сцене)
ну тут все...
5. то, куда приходит сигнал... комбик или линейный вход пульта (о нем дальше)...
комбик остался один.. HiWatt.. неплохо и не хороший... ниче так...
часто музыканты привозят свои комбики и вот тогда иногда возникают трудности... но решаемые... главное, чтобы комбик был правильно настроен (возвращаемся к п.1 и 2.)
6. пульт.
в подвале стоит пульт Behringer... музыканты должны после этой фразы все понять, остальным поясню...
в музыке эта фирма производит бюджетные варианты приборов...
а говоря по-русски - говно! и точка.
7. за пультом стоит звукорежиссер...
да, он способен засрать даже неплохой звук, но вот сделать из говна конфетку - это не ко мне, это к кондитерам...)
в целом немаловажное звено цепи, но тут уж никак оценить не могу, ибо мы говорим о "подвале", а там это я.
про приборы обработки промолчим
8. усилители и порталы (колонки)
про усилители говорить почти ничего не буду.. скажу лишь, что они часто ломаются и мощности их сильно не хватает...
а вот на портала стоит остановиться...
тут мы дошли до обещанных цитат.. сразу скажу, что текст я цитирую "как есть", то есть без цензуры, я снимаю с себя ответственность за ненормативную лексику, присутствующую в тексте. (я выбрал то, что актуально для "подвала")
цитата:
"...отличные, фирменные сигналы пошли в клубный...допустим, терпимый пульт ( а нетерпимый случается чаще) а потом ....А потом в порталы. И вот тут, ребята, всё кончается. Потому что порталы - ГОВНО. Говно это бывает трех типов, которые чаще всего существуют вместе. Во-первых, собственно порталы произведены неизвестно кем и неизвестно где (клуб сэкономил на инсталляции), поэтому звучат ОМЕРЗИТЕЛЬНО; во- вторых, они в УЖАСНОМ состоянии ( клуб экономит на ремонте), а в третьих - категорически НЕ ХВАТАЕТ МОЩНОСТИ.
1)Омерзительное качество порталов, гнусный самопал - это в основном в провинции. Как не звучи ты сам - порталы всё обосрут .
2)Ужасное состояние -это бич всех клубов, даже относительно неплохих.
Понимаете, дело в том, что хозяева клубов, даже если и вложились раз по-крупному в звук - так и забили на это дело. И 15 лет на этом аппарате ТОПЧУТСЯ поколения зверопанков, разбивают барабаны, убивают пластики, бьют об пол микрофоны, жгут мониторы, суют (для отчаянности, сам видел) включённыый микрофон в портальные пищалки, чтоб взвыло - пищалки горят на хуй.....Всё горит, дымится, хрипит. И лишь на энтузиазме местного оператора, которому за это не платят, как-то чинится, сожженные дорогие динамики заменяются на те, которые смогли купить на выделенные для этого деньги....Удивительно что хоть как-то это всё ещё пашет.
3) Малая мощность. Дело не в том, что этой мощности не хватает на кровь из ушей - с этим-то всё в порядке. Но этой мощности не хватает на ЗВУК. Объясню. Когда к нам приезжает Пинк Флойд, устраивает концерт на 20 000 человек и привозит с собой для этого аппарат ЧУДОВИЩНОЙ мощности - это делается с единственной целью: сделать чистый и красивый звук. НИКОГДА этот аппарат не включают на всю катушку - если бы они это сделали хоть на секунду, мы бы получили 20 000 трупов зрителей . Плюс трупы самого Пинк Флойда. Звук чист и красив, когда аппарат задействован на 10 -15 процентов своей действительной мощности.Когда же аппарат, да еще невысокого качества растаращен на полную катушку - он орёт, глушит,режет уши, его НЕВОЗМОЖНО СЛУШАТЬ. Но приходится - тише нельзя делать. Сделай тише - и барабанщик чисто акустическим грохотом забьёт все помещение, все другие инструменты ( зал-то НЕБОЛЬШОЙ, ещё раз напоминаю) и вообще -РОКА НЕ БУДЕТ. Но от такого рока уши слушателя сворачиваются в трубочку, он перестаёт воспринимать информацию. Давайте я подойду к вам вплотную и начну орать в ухо - вы разберёте хоть слово? Нет, конечно. А на концерте слушателю начинает казаться, что он не разбирает слова потому, что вокал тих и его забивают другие инструменты. На самом деле он не только не тих - ОН РАСТАРАЩЕН ГРОМЧЕ ВСЕХ!!!! Заткните на минуту пальцами уши, или выйдите в сортир, где вас отделят от зала стенки - и вы услышите ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ соотношение вокала и инструментов по-громкости. Просто вы не можете воспринять это без затычек в ушах - звук вас травмирует, когда человеку больно, он неспособен воспринимать НИ ЧЕРТА. Это происходит ТОЛЬКО из-за некачественного ,маломощного, орущего из последних сил аппарата, ТОЛЬКО. Тише делать нельзя, повторяю. Я бы рекомендовал всем маленькие ватные тампоны в уши - они отделят режущие , приносящие боль паразитные частоты, и вы услышите то, что собственно имеется в виду. А кишки вам по-любе протрясёт, драйв останется. Только не увлекайтесь и не забивайте их наглухо." - конец цитаты.
вот так-то...
***P.S.***
еще раз настоятельно советую прочитать статью, ссылка на которую есть выше.. и на последок еще цитата себе любимому):
"Ура. На музыкантах виснут поклонницы, автографы, все дела. А к звукорежу подходят "продвинутые" зрители и говорят: " Хуёвый звук сегодня был. Ни одного слова не разобрал - один бас играл всю дорогу. Трудно было вокал погромче сделать, что ли? Ладно, не переживай. Пива хочешь?". Пива он хочет. Он выпьет и даже вам улыбнётся. Но на душе у него в этот момент - вам лучше даже не представлять, что у него на душе. Любите звукопёра, друзья. Подойдите к нему после концерта. Похлопайте по плечу. И скажите ему : "Ты -молодец. Ты обалденный молодец. В таком говне ты умудрился добиться, что в пятой и последней песне мы даже расслышали слова! В смысле - в тихих куплетах! И гитары нарезали ништяк! И вообще был драйв, и это главное! А звук - хуй с ним. Ну какой здесь может быть звук? Мы ведь всё понимаем! Так держать, старина! Пива хочешь?" Пива он хочет и выпьет. Он пиздец как его хочет. Потому что ПОСЛЕ ТАКОГО его нельзя не хотеть. И на душе у него станет чуть легче. Любите звукопёра, друзья мои. Он - подлинный герой! Причем герой охренительно невидимого фронта. Амен."