Пол Рид Смит о «деревянной теории»
Чтобы столкнуться с гитарными мифами, народной мудростью, маскирующейся под научное мнение, и различными противоречиями, не нужно с головой погружаться в гитарный мир. На многие из них новичок рискует наткнуться ещё на стадии выбора инструмента. Например, на одном форуме можно прочитать, что «на электрогитаре ничего, кроме датчиков, не влияет на звук», а другом найти обратные утверждения в духе «ольха обладает сбалансированным звуком, а красное дерево подчеркивает средние частоты».
Пол Рид Смит, гитарный мастер, основатель и владелец известной компании PRS, которая занимается производством оригинальных инструментов профессионального уровня, посетил YouTube-канал Dipped In Tone, где в разговоре с ведущими заявил, что не согласен с теми, кто утверждает, что звукосниматели – это самое важное в формировании звука электрогитары.
https://youtu.be/mKpsoWfXHrU«Когда я был в Германии, я нашёл аргумент, который меня зацепил», – говорит Пол. «Представьте, как во время концерта скрипач подходит к микрофону Neumann и его скрипка не имеет значения. Есть только его руки и микрофон, на этом всё. Если верить интернету, то всё остальное неважно. Что за чушь!».
«Если вы возьмёте любую гитару любой марки, стоящую сзади вас», – Пол указывает на полуакустическую и цельнокорпусную модели PRS за спиной ведущего, – «Она издаст звук, похожий на какую-либо гласную букву: "ааа" или "ооо", или "ууу". Действительно хорошая гитара имеет яркий звук басовых струн и плотный тембр тонких струн. И идея о том, что звукосниматель будет игнорировать полый корпус полуакустики и все гармоники, который он формирует, просто безумна. Я постоянно слышу о том, что древесина не имеет никакого значения. Это просто неправда».
Авторитетность мнения Пола вряд ли нужно обосновывать. Он создал один из самых смелых гитарных брендов, который встал в ряд с такими гигантами индустрии как Fender и Gibson. В качестве показательного примера Пол приводит случай, когда он сам убедился в важности отбора древесины. «Однажды я привёл пару скрипичных мастеров к своему поставщику древесины. Они простучали каждый кусок дерева вокруг, слушая не ноту, которую он издаёт, а время её затухания», – рассказывает Пол.
«Поставщик сказал мне, что они выбрали 40 кусков для нижней деки виолончели, и всех был один и тот же номер. Я спросил: "Что это значит?". Он ответил: "Они все с одного дерева, Пол". Они выбрали те куски, которые звучали дольше всего. И все они оказались вырезанными из одного дерева. И что, это тоже не имеет значения?».
На вопрос, видел ли Пол видео Джима Лилла, в котором тот протянул струны между двумя столами и превратил их в электрогитару, Смит ответил это ещё не всё. Древесина, струны, акустический профиль инструмента и многие другие факторы играют ключевую роль в звучании. А звукосниматель электрогитары обязан всем этим факторам.
https://youtu.be/n02tImce3AE«Гитарный звукосниматель как микрофон, но без мембраны улавливает акустический тон инструмента и обрабатывает его собственной эквализацией. Он тесно взаимодействует с акустическим тембром, его временем затухания, гармониками и частотной характеристикой. В этом случае звукосниматель и его эквалайзер будут вносить действительно огромную разницу», – объясняет Пол Рид Смит.
«Если гитарные датчики – это единственное, что имеет значение, значит, неважна и свежесть струн» – добавляет он. «Вы собираетесь признать неважным то, как гитара резонирует, какой у неё сустейн и насколько ровно она звучит до того, как в неё вставлены звукосниматели? Для меня это обсуждение не имеет никакого смысла».