Вставлю свои 17 йен.
Во-первых, упоминаемые тут ламы ни при чём. Тибетский буддизм (ламаизм) сопоставим с дзеном так же как джайнизм. То есть никак. Грубо, но по сути правда. Да, во всех буддийских школах одна парадигма: четыре благородных истины и благородный восьмеричный путь. Но в остальном они порой сильно отличаются. Учитывая, что трансцендетный финал просветлённого или святого по сути неотличим во всех исторически сложившихся религиозных школах (включая христианство, мусульманство и т. д.), между ними разница лишь в методе. По самому Пути адепты идут очень по-разному, пусть и к единственной невыразимой цели. Тем не менее эта разница фантастически важна, так как мы принадлежим к разным культурам и дороги у всех разные.
Это было лирическое вступление
По сути, с точки зрения человека русского, который всегда чуточку азиат и чуточку европеец. А так же с точки зрения понятий общебуддийской философии, которая до предела пропитана религиозностью, невнятной трансцендентностью, глубоким индивидуализмом и чёткой (западу и не снилось!) логикой!
Оставьте в стороне байки о дзенских монахах! Это насаждённый западу через теософов к нью-эйджу образ не имеет ничего общего с действительностью! Буддизм - очень чёткая система взглядов, крайне строгая, пусть и трансцендентно ориентированная. Давать конечный результат системы взглядов на мир в таком виде, как в книгах подобного рода - некорректно!!!
Дабы стать дзен-буддистом, необходим наставник. Ибо даже буддисты-миряне, в основном ориентированные на религиозный компонент, помнят о ваджрном аде, в который попадают неверно практикующие.
Книга воистину лёгкого разлива. Да, дзен есть дзен, но в действительности это понятно только носителю данной культуры. И ОТДЕЛЬНОГО отношения к гитаре он иметь не может. Деяние есть деяние, оно должно быть осознанным полностью, необоходимо постоянное памятование, эдакая медитация на протяжении всей жизни. Это относится к человеку в целом, а не к его частным видам деятельности. В гитаре - дзен, на кухне - злая супруга со скалкой и весь дзен снимает как краску растворителем.
Забудте это слово. В нём ничего нет. Как и в монахах. Во всяком случае для тех из нас, кто не имеет наставника. Если вы выделяете дзену лишь толику жизни (а она куда шире музыки), это уже НЕ дзен.
Я прекрасно понимаю людей, которые что-то нашли для себя в этой книге. Некое обособленное отношение к музыке, способствующее УМЕНИЮ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К СЕБЕ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ДОСТОИНСТВА, А НЕ БОРОТЬСЯ С НЕДОСТАТКАМИ. Наверное этого достаточно, но это НЕ дзен.
Полагаю посыпется "дзен это дзен, это всё как оно есть, всё в одной ноте и пр.", но тут такое дело... Как ни странно, дзену тоже нужно учиться в полной мере. Повторю в третий раз - под руководством хорошего учителя. Как в музыке.
Dixi.