Вот статейго, показалась интересной, даже перевел. Перевод мой первый, так што не пинать
Автор - Charles Altmann,Erlenstrasse 15,42697 Solingen, Germany, специалист по акустике
=======================================
Эффект лака
Если Вы играете на музыкальном инструменте, который сделан из дерева (например, скрипка, гитара, электрическая гитара, барабаны, фортепиано и т.д.), вы знаете, что существуют различия в качестве инструмента, не только в смысле легкости игры на нем или во внешнем виде, но и в звуке.
Каждый музыкальный инструмент, сделанный из дерева, должен звучать хорошо благодаря прекрасному звуковому характеру дерева.
Если Вы музыкант, Вы знаете, что это не всегда так. Некоторые инструменты звучат исключительно, а другие имеют плохой, плоский звук. Скорее всего, скажете Вы – из-за разницы в качестве дерева.
Конечно, дерево может быть разного качества. Кое-кто скажет, что невозможно создать инструмент со звуком таким, как у электрогитары Les Paul 57 года, потому что древесина этого качества более недоступна.
Недавно было установлено, что качество звука во многом зависит от лака, который использовался при изготовлении инструмента. Некоторые из вас, возможно, слышали также, что звуковой характер инструментов Страдивари связан с их лаковым покрытием.
Сегодня Gibson Custom Shop производит некоторые дорогие и хорошо звучащие гитары, используя нитроцеллюлозной лак старого рецепта (что, вообще-то, является проблемой из-за вопросов, связанных с окружающей средой и здоровьем).
Все другие электрические гитары Gibson и других производителей, покрываются современными синтетическими лаками, такими, как акриловый или полиуретановый лак. Инструменты, покрытые этими искусственными субстанциями, выглядят очень хорошо, имеют прочное покрытие, но звучат, мягко говоря, не очень. Звук просто не проходит через покрытие, он гасится этой пластиковой пленкой. Тон приобретает мягкий, искусственный характер звука этой пластиковой пленки.
Что усугубляет проблему, так это то, что эти инструменты не «стареют». Они пребывают в том же состоянии, что и в момент изготовления, так как дерево не может ни «дышать» ни подсыхать и не может вибрировать сообразно его собственной натуре. Даже старые нитроцеллюлозные лаки не обеспечивают оптимального покрытия, но они, по крайней мере, делаются из целлюлозы (основной компонент в структуре растений), которая в гораздо большей степени связана с деревом, чем синтетика. Это лаки также трескаются по поверхности со временем и дерево может «дышать» и «стареть».
Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему некоторые музыканты играют на гитарах, где значительная часть лака вообще ободрана? Не думайте, что они не могут позволить себе одну из многочисленных новых поделок, которые отлично выглядят.
Поэтому мой вопрос: Может ли дешевый Gibson, Fender, Squier или любой «кореец» звучать хорошо, если он покрыт натуральным лаком , а не упакован в толстую пластиковую оболочку синтетического лака?
Ну, это легко выяснить: я инвестировал $ 180 - в Squier Affinity Stratocaster. Внешний вид и качество изготовления этой гитары вполне удовлетворительны, но звучит ли она хорошо? Нет, звучит довольно дерьмово. Скажем – не так как, к примеру, Strat (или другая классная гитара) должны звучать. Звук на любом звукаче мутноват, с коротким сустейном, вообще какой-то безликий. У звука чувствуется пластмассовый характер, что дает мне хорошую порцию головной боли даже после непродолжительной игры.
В общем, я разобрал гитару и полностью зашлифовал на грифе и корпусе лак наждаком до полного его удаления. После завершения этого грязного и пыльного дела, я просто постучал по корпусу гитары, и он зазвучал как дерево - пластиковый характер звука исчез. Натуральное дерево, готовое к покрытию...
Ваша персональная «лаковая кухня»
Идеальными лаками для покрытия дерева опять же является лаки, изготовленные из дерева: природные смолы и скипидары.
Среди разнообразных природных смол имеется, такие, как янтарь (ископаемый), Бордо - Бургунди(ель), канифоль (сосна), copal (ископаемый), даммар (индонезийское дерево), даммаровая смола (diptocarpaceae), и так далее. Скипидар-масла производятся из соснового бальзама посредством дистилляции его. После дистилляции остается канифольная смола. Древесный бальзам необходим дереву для защиты от дождя и насекомых. Он сохраняет дерево живым.
Не все природные смолы растворяются в скипидаре. Некоторым необходим спирт или ацетон, а другие (такие, как ископаемый янтарь), можно растворить варкой в олифе. Вы можете купить эти материалы в магазинах, которые торгуют лакокрасочными материалами.
Самой простой, доступной и дешевой смолой является канифоль, поэтому основным лаком для моих hifi-колонок из ели, пищалок, гитарных усилителей и т.д., служит просто канифоль, растворенная в скипидаре. Это прекрасный лак (с точки зрения звука), но он остается липким в течение длительного времени, что, собственно, нежелательно на гитарном грифе или корпусе.
Смола ели, которая называется Бордо (Бургунди), не такая липкая, как канифоль, поэтому я растворил ее в скипидаре и дал своей шлифованной гитаре новую отделку. Вы можете нанести этот раствор с помощью кисти, ролика или вообще старой футболкой. Лак Бургунди также нуждается в небольшом количестве масла, с тем, чтобы избежать потом пятен от воды на покрытой поверхности. Используйте олифу или просто растительное масло из Вашей кухни
Вы также можете заказать у Дитера Эннемозера
https://www.c37.net/default.aspпрекрасный скрипичный лак с37, который гораздо более сложный по составу, ну и, конечно, более дорогой.
Я также заменил мягкий пластиковый пикгард (пластина на которой крепятся звукачи) на самодельный деревянный и снял пластиковые крышки со звукачей. Кстати, старые Фендеровские пикгарды были сделаны из целлулоида, и звучали намного лучше, чем современные пластиковые. Однако, деревянный пикгард звучит лучше всего.
Я также отлакировал новый пикгард и звукачи.
Хорошо, саундчек:
гитара и выглядит по-другому, и звучит классно. Она и должна звучать отлично, поскольку все причины, которые портили ее звук, были устранены. Каждый тон теперь имеет свою окраску и это хорошо слышно на слух. Каждая сыгранная нота имеет свою собственный характер. Совершенно новые впечатления, не хочется спешить в игре, можно взять ноту и наслаждаться ею, Вы можете быть уверены в этой ноте.
Отдача от гитары несравненна, пусть она поет ...
Сейчас играть стало просто наслаждением, и я сразу понял, что, если бы у меня была такая гитара раньше, вместе с хорошим усилителем, было бы гораздо проще и больше удовольствия в процессе учебы игре на инструменте.
Кроме того, инструмент, в котором использовались только натуральные смолы, может «дышать», вибрировать, и «стареть» естественным образом. Чем больше вы играете, тем лучше он становится, в то время как инструменты, которые обмакивают в пластиковые лаки, по-прежнему звучат как дерьмо, впечатление о котором Вы уже давно проехали и забыли.
Я сделал несколько гитар с Бордо, янтарем, copal, даммаром, даммаровой смолой, и все с отличными результатами. Я делал это также с флейтами и барабанами.
Прежде чем вникать в дальнейшие детали, давайте подобьем итоги:
Обычно, когда мы читаем о музыкальных инструментах или hifi-устройствах, мы видим список необычайных их возможностей, и все это выглядит привлекательно. Мы привыкли оценивать по характеристикам и возможностям.
Но теперь, когда мы определили простой закон "Дерево Звучит Хорошо", мы должны также взглянуть в абсолютно другом направлении: мы должны знать, что отсутствует в конструкции, а не то, что имеется в наличии.
Отсутствие причин искажений звука:
Любое музыкальное устройство звучит хорошо, когда причины искажения звука отсутствуют.
Например: Что должно отсутствовать в любой электрогитаре для того, чтобы она хорошо звучала:
1) синтетический лак
2) пластиковый пикгард
3) звукачи, залитые пластмассой
Если вы хотите оценивать любое музыкальное устройство, не смотрите на их специальные функции, посмотрите на отсутствие механизмов искажений звука.
Для любого музыкального инструмента: отсутствие синтетического лака является гораздо более важным, чем то, какая древесина в нем используется.
Для любой колонки, музыкальной или hifi: корпус должен быть изготовлен из натуральной древесины (не композита или ДСП), синтетический лак или пластиковые детали должны отсутствовать.
Материалом для диффузоров динамиков должна являться бумага, а не полипропилен, кевлар, алюминий, титан или другие подобные материалы. То же самое относится и к материалу гильз катушек динамиков.
Итак, если мы сможем определить механизмы искажения и сможем избежать их воздействия, все, что нам останется - действительно хороший звук.