Автор оригинала Abkhazi
Уж OldTCR то точно должен знать...Судя по ответам...
Да ладно, пиар все это!
Я могу, что-то сказать по этому поводу, но я не мыслю нотами, если иметь ввиду мысленное проговаривание названия нот, которые играешь. Если импровизирую (при чтении с листа другая ситуация). Конечно, я знаю названия нот, которые нажимаю, но когда играю, я слышу звуки, ступени, их напряжение, тяготения, окраску, интонации, предслышу фразу, которую хочу сыграть, но не всегда конкретно или детально. Я знаю, как звучат те или иные буквы, слова, фразы (ступени, мотивы, муз. фразы, фигуры, секвенции опевание и проч.).
Некоторые мои знакомые с абсолютным слухом говорят, что когда слушают ноты, то они (ноты) произносят свои названия (!). В прямом смысле... Однако, что интересно, насколько я понял, они все равно при импровизации не думают названиями нот. При этом один знакомый профессиональный джазовый музыкант с абс. сл., играющий великолепно на саксе, рояле и бас-гитаре, ипровизирует на каждом из этих инструментов по-разному. Но ведь голова и уши используются одни и те же. Значит инструмент также влияет на выбор нот, на то, что музыкант позволяет своей голове услышать и куда пойти пальцам.
Существует мнение, что импровизатор должен вточности услышать и пропеть любую фразу, которую он собирается сыграть. Я могу так играть, но игра становится довольно скучная и банальная, увы. Выбор нот сокращается, фантазия почему-то сковывается. Немного музыкального авантюризма не помешает.
Когда я импровизирую без инструмента голосом (ну довольно фальшиво, конечно), и в этом случае я не думаю нотами.
Мальмстин (абсолютник) говорит, что иногда на концерте он слышит какую-нибудь известную мелодию, которую он никогда не играл. Например, Хава Нагилу. Он говорит, что он "бросает вызов" и пытается сыграть. Успех по его словам не всегда гарантирован, иногда приходится выкручиваться. Если бы он предслышал ее сразу нотами, думаю проблем с попаданием не было бы. Нота назовет свое имя, только после того как прозвучит.
В каком-то интервью Пэт Метини сказал, что после какого-то мирового турне, он поехал сразу в студию писать новый диск, так как через несколько дней скорость реакции между "подумал и сыграл", достигнутая в ходе активной работы в турне, начнет пропадать, снижаться. И это говорит супер-музыкант! И что вы хотите от себя? Чудес не бывает.
Когда приезжал Гарри Бертон, виброфонист, преподаватель Беркли, один из учителей и в последствии соучастник некоторых проектов Скофилда, он рассказывал о том, что при импровизации важно "графическое" представление нот и фраз на грифе. Обычно с этим борятся учителя (и правильно - многие гитаристы играют только фишки, вообще не подключая слух. Но сейчас здесь речь не идет о начальном уровне). Он демонстрировал этот подход на виброфоне и говорил, что даже саксофонисты каким-то образом имеют свой вариант этого подхода в виде неких внутренних столбов (я могу сейчас чего-то переврать в деталях, но суть передаю, надеюсь, верно).
С другой стороны, академических музыкантов, привыкших мыслить нотами, довольно трудно научить импровизировать. Был такой курс в джазовой студии "Москворечье" - импровизация в стиле барроко. Человек, который вел этот курс с пианистами из консы, очень мучился, чтобы заставить их импровизировать. Потом он придумал, что им надо видеть на инструменте графическую схему фраз из этих фуг, на которые они импровизировали и тусовать ноты этих схем (сорри, я несколько вульгаризирую, но я же не учебник пишу). В общем дело сдвинулось - начали импровизировать как бахи
Но, если вернуться к вопросу - как мыслить нотами, то этим вопросом занимается дисциплина сольфеджио. Так что ответ по сабжу такой - развивать слух, заниматься сольфеджио (пение мелодий нотами), заучивание мелодий, фраз с названиями нот, пения импровированных фраз, начиная с одной-двух-трех и т.д. нот. И практика-практика-практика. Может быть, что-нибудь и получится, не знаю. Но хуже, кажется, не будет
PS У меня просьба - если кто-нибудь желает узнать конкретно мое скромное мнение по какому-либо вопросу, пишите в приват, чтобы не вызывать нездоровые эмоции и интерес у некоторых неравнодушных
ко мне людей. Если смогу - отвечу приватно. Всем рексепт. :xyxwave: