Давнешнее интервью Виктора Смольского в 2-х частях. О работе с Rage, конфликт с Кипелов и много чего интересного говорит этот товарищ. Кому интересно гляньте
Интервью с Виктором Смольским для Rok-molva.ru
vk.com/victor_smolski_almanac
В жизни гитариста Виктора Смольского – новая глава. Записав лучшие альбомы с группами «Кипелов» и «Rage», а после разорвав с ними всякие отношения, музыкант продолжил эксперименты и организовал в Германии собственный симфо-метал-проект «Almanac»: инструментальный квартет и вокальное трио. Вместе с группой Виктор уже отыграл первый московский концерт в рамках юбилейного «Ария-Феста». В откровенном интервью музыкант рассказывает правду о конфликте с Кипеловым, затянувшемся расставании с «Rage» и немецком музыкальном бизнесе. Приоткрывает завесу тайны над созданием альбома «Реки Времен», а также делится секретами продвижения в Европе и успешной работы с оркестром.
Интервью провел Михаил Медиа-Продюсер специально для видеоблога Rok-molva.ru.
Рок-Молва: С кем из русскоязычных музыкантов, добившихся успеха за рубежом, ты поддерживаешь отношения или сотрудничаешь?
В. Смольский: С группой «Royal Hunt» пересекались, играли на одних и тех же фестивалях. С «UDO» в последнее время часто играем и видимся. Хотя все заняты гастролями, поэтому общаться сложно. Ребят из «Арии» знаю – мы с ними в тур ездили. Было интересно познакомиться со «старой гвардией», когда я катался еще с «Песнярами». Но переехав в Германию больше 20 лет назад связь прервалась.
Рок-Молва: Как давно ты знаком с музыкантами группы «Ария», насколько оригинальна их музыка и может ли она быть востребована на Западе?
В. Смольский: Я знаю группу «Ария» ещё со старых времен – с первого совместного тура, который я организовал, будучи в «Rage». Это начало 2000-х. Прекрасно проехались, хотя случались и не очень приятные моменты (серьезная авария нашего автобуса). Вместе пережили много хорошего и плохого. Играли на «Aria-Fest» с ребятами. В принципе, и в Москве часто пересекаемся. Я считаю, что «Ария» это самая крупная рок-группа, которая была в Советском Союзе. Она на очень на хорошем уровне и прекрасно могла бы кататься по всему миру. Посмотрим, может быть удастся что-то совместное организовать? Мы уже в этом году думали что-то совместное сделать – не получилось, но очень возможно, что срастется. Я хорошо знаю песни «Арии». Думаю, все гитаристы, которые начинали в то время, переиграли «Волю и разум» (смеется). Многие песни «Арии», может быть, похожи на «Iron Maiden», еще на что-то, но это не значит, что ребята крали, просто им хотелось играть в этом стиле, делать что-то похожее. Я считаю, что все они делали правильно, было очень здорово. Мне нравится то, что «Ария» делает с новым вокалистом, и то, что группа делала с Беркутом. Ребята – молодцы, – не изменяют себе.
Рок-Молва: Когда состоятся следующие концерты «Almanac» в России?
В. Смольский: На следующий год хотелось бы что-нибудь спланировать. Гастрольный график у нас становится все плотней и плотней. В этом году мы много выступали и продолжаем: впереди еще 3 фестиваля. На следующий год планы растут. В феврале – большой тур по Европе, и очень хочется добавить Россию.
Рок-Молва: В прессе группа «Almanac» позиционировалась, как преемник проекта «Lingua Mortis Orchestra», лавры создателя которого приписываются тебе, но ведь Пиви Вагнер и группа «Rage» выступали с оркестром ещё в середине 90-х, получается, оригинальная идея принадлежит Пиви, тогда каков твой вклад?
В. Смольский: Идея проекта «Lingua Mortis» появилась у записывающей фирмы «GUN Records». Ребята продумывали какой-то маркетинг и предложили Пиви сделать оркестровые аранжировки на песни «Rage». Пригласили музыкантов и записывали «Lingua Mortis» (была такая пластинка). Позже в «Rage» мы вернулись к этой идее, и мной была написана «Suite Lingua Mortis» – длинная композиция, где оркестр уже был использован, как часть группы. После огромного успеха этой сюиты мы задумали как-то разъединить «Rage» и «LMO». В принципе, сначала была задумка назвать проект по-другому, но решили, что многие уже запомнили «Lingua Mortis» в составе пластинки, поэтому взяли старое название и сделали новый проект, где оркестр это полноправный член группы, а еще есть разные вокалисты. То есть тогда мы пригласили Жаннетт Марчевку [Jeannette Marchewka]. Все песни были написаны мной, еще две мы написали вместе с Пиви, по-моему. Свои произведения я всегда сам аранжировал и в студии прописывал все партии. Я полностью спродюсировал этот альбом и очень много экспериментировал. Всегда хотелось что-то новенькое попробовать. Если сравнивать «Almanac» и «LMO», то «Almanac» это, в первую очередь, power metal (аранжировки намного жестче и оркестр по-другому использован: он не на первом плане, правильней влился в группу).
Дебютный клип «Almanac»:
Almanac - Self-Blinded Eyes official video
Рок-Молва: А каковы особенности подготовки к концерту с оркестром?
В. Смольский: У классиков – свой консервативный мир, у металистов – свой, и соединить их непросто. Поэтому я долго-долго экспериментировал с разными оркестрами, искал тех музыкантов, которые понимают нашу музыку. Чешский оркестр был, берлинский, лондонский. Не просто было найти, но мне удалось. Минский оркестр принимал участие в концертах «Rage» на Wacken’е в 2007 году (наше выступление записано на DVD – прекрасное выступление было). Но появились старые визовые проблемы: когда нам нужно было срочно вызвать оркестр на какие-то концерты, наши планы часто срывались из-за визовых проблем. Пришлось искать европейский оркестр, который катается свободно. И мы нашли такой вариант в Барселоне. Энрик Гарсиа [Enric Garcia], мой хороший знакомый, прекрасный пианист и клавишник, много работал с этим оркестром, Барселонским филармоническим оркестром. Что самое интересное, это молодежный состав, то есть там много рокеров, много музыкантов, которые понимают, «о чем идет речь». Они играют по-другому: намного ровнее, не плавают, как классики, играют с другой динамикой, с другой подачей, не боятся громкой музыки на сцене. Эти два оркестра я использую для записи, а с Барселонским мы очень много гастролировали.
Аранжировки для оркестра тоже специфические. Когда ты делаешь роковые песни, это совершенно другое звучание, поэтому я меньше использую контрабасы (нижний пласт очень занят барабанами и бас-гитарой). Нужно учитывать вокальные и гитарные партии, поэтому состав оркестра у меня другой. В студии тоже прописывать непросто. Я долго искал правильную акустику для оркестра. Классическая музыка, в основном, записывается в залах с хорошей акустикой, где звук летает. Но для жесткой музыки запись должна быть сухой и точной. Я искал приглушенные студии, менял составы, делал какой-то дубляж. Приходилось прописывать оркестр в разных комнатах (допустим, струнные и медь я прописывал в разных, чтобы звук не перескакивал с одних микрофонов на другие). Это очень тяжелая, но интересная работа.
Настройка перед концертами это всегда головная боль, особенно, если это большие фестивали. Допустим, наше последнее выступление на Wacken’е с оркестром это была катастрофа: за 15 минут усадить оркестр и сделать мониторную отстройку практически нереально (смеется). Не только хорошие техники нужны, но и много-много везения, чтобы быстро попасть «в точку». Поэтому у нас два звукооператора: один – чисто на оркестр (он делает баланс оркестра и стереоканалы посылает основному звукооператору, который уже микширует оркестр с группой). Та же ситуация на сцене: для оркестра – отдельный мониторный пульт, микрофоны на каждый инструмент. Вокруг дирижера ставятся мониторы – ему тоже какой-то определенный баланс нужен. Ведь дирижеру, наверное, сложнее всего слышать оркестр, когда впереди играет группа на полную мощность. И все равно оркестр иногда играет вслепую, поэтому нужна очень-очень хорошая сыгранность, нужны репетиции. Такие концерты это огромная работа еще до выступления (смеется). Сначала я репетирую с оркестром отдельно. Выверяются партии. А когда все играется, тогда я делаю репетиции с группой, чтобы все привыкли к балансу и услышали то, что им не хватает. Иногда во время оркестровой репетиции просто ставлю аппаратуру и проигрываю партии группы, чтобы музыканты привыкли играть ровно. В студии все прописывается только с кликом. Все очень точно и ровно. Конечно, когда играешь «вживую», совсем другое восприятие музыки: некоторые партии не слышишь, что-то слышишь громче, – к этому нужно привыкнуть. В среднем надо в 2 раза больше репетиций, чем для обычного классического концерта. Зависит от произведения.
Рок-Молва: Ты много рассказывал о команде вокалистов из «Almanac». А чем известны инструменталисты группы, по каким проектам их может знать русскоязычное рок-сообщество?
В. Смольский: Я не выбирал музыкантов по степени их известности и не собирался делать All-Stars band. Я искал разноплановых музыкантов. Мне было важно, чтобы каждый прекрасно владел своим инструментом, поэтому мой выбор остановился на бас-гитаристе Армине [Armin Alic]. Он участвовал в моем сольном альбоме «Majesty & Passion». Мне очень понравилось, как он сыграл, и что он думает о музыке. Совершенно разносторонний парень, играет в разных стилях: от самых жестких до World Music. Также я остановился на барабанщике Майкле [Michael Kolar], молодом парне, который переиграл во многих местных группах. В большей мере он проявил себе в жестких стилях (в частности, в speed metal). Он великолепный технарь, много занимается, берет уроки по аранжировке, по сочинению песен. Тоже самое касается Энрика Гарсиа. Это классический пианист. Причем это большая редкость, когда классический пианист владеет синтезаторами. Раньше – и в «Rage», и в «LMO» – я прописывал все клавиши сам, но Энрик намного техничнее и очень хорошо владеет тембрами. Я отдал ему все клавишные партии. Честно говоря, мне бывает лень ковыряться, программировать все эти звуки, а он это делает намного лучше и предлагает много интересных клавишных аранжировок. Сыграл прекрасные соло. Даже в «LMO» мы с ним устраивали спонтанные джемы, настолько с ним легко импровизировать. Как-то у нас были технические проблемы на концерте и нужно было продолжать шоу, так мы с ним устроили джем минут на 20. Все были в восторге!
Мне нравится, что наш состав не ограничен никакими рамками. Это полнейшая свобода. Энди и Дэвид [Andy B. Franck & David Readman] – 2 вокалиста с разной школой, а Жаннетт добавляет свою краску. Уникальный «компот» получился! И сочинять одно удовольствие, и каждый концерт – сплошной праздник! Моей целью было сделать не студийный проект, а группу, которая «живьем» предлагает то же самое, что и в студии. Этим же составом мы уже начинаем сочинять новые песни. В принципе, на март – после февральского турне – мы планируем первые студийные записи. Так что группа берет разгон. И я думаю, что в следующем году выйдет новый альбом.
«Almanac» на «Ария-Фесте» (ноябрь 2016):
Almanac - Self-Blinded Eyes live at Aria-Fest
Рок-Молва: Как протекала работа над альбомом «Tsar»?
В. Смольский: Запись проходила в течение полугода. Я совершенно не торопился. Мы записывались в 6 разных студиях: оркестр я записывал в Барселоне, барабаны – в Германии, гитары – в одной студии, голоса – в другой. Потом я делал микс из аналоговой и цифровой записи, потому что оркестр лучше звучит на пленке. Я взял молодых звуковых инженеров, которые помогли мне найти новое звучание. Хотелось отыскать правильный звук для песен. Мы делали очень много тестовых записей. По-моему, на 164-м миксе я остановился и остался доволен (смеется). Думаю, что такой же концепт я буду продолжать на новом альбоме.
Рок-Молва: Какова по объёму команда, стоящая за брендом «Almanac»? Кто входит в группу, помимо музыкантов?
В. Смольский: Это рабочие, которые ездят с нами: оператор, рабочий сцены. Остальные люди просто помогают: в студии это звукорежиссеры и рабочие студии, на гастролях – какая-то концертная команда. Конечно, огромное количество людей помогает от «Nuclear Blast»: с графикой, фотографиями, помогают снять клип, запрограммировать меню на DVD, – то есть огромное количество людей. Иногда на гастроли выезжает больше техников, иногда – меньше. Дело в том, что с нашими техниками я работаю на протяжении многих-многих лет. Ларс (наш звуковой оператор), с ним я работаю уже, наверное, лет 7-8. Он микшировал «Rage», «LMO», а сейчас продолжает работать с «Almanac».
Рок-Молва: Сколько времени заняло создание новой группы: поиск музыкантов, лэйбла? Был ли данный этап стрессовым?
В. Смольский: Процесс был совершенно не стрессовым, а очень расслабленным. Пришло время поставить точку. Я давно хотел расстаться с «Rage», но мы затянули до юбилейного тура. Последние годы уже было некомфортно, я устал от этих проблем. Сначала просто хотел отдохнуть и закончить, в конце концов, сольный альбом, который лежит и руки до него никак не доходят (смеется). Собирался показать альбом на музыкальной выставке. Я его не хотел делать чисто инструментальным, а хотел пригласить вокальных гостей. Кончилось все тем, что мы выступили, как группа (смеется). Уже на репетициях всем нравились обстановка и состав, а после концерта во Франкфурте у всех был такой кайф, что мы решили сочинить новые песни и работать, как группа. Так что все получилось спонтанно и случайно. За месяц-два состав был укомплектован. C рекорд-лэйблом «Nuclear Blast» было еще проще. Когда я сказал, что я ухожу из «Rage», мне сразу поступило предложение: «Витя, если ты что-то новое делаешь, мы продолжаем работать вместе!»
Рок-Молва: А в Германии рок-группы оформляются, как бизнес? Какая форма собственности принята в европейском мире рок-музыки (например, в России это зачастую ООО)? Чувствуешь ли ты себя бизнесменом?
В. Смольский: Все группы это фирмы. Есть много способов, как оформить фирму: есть GmbH [Gesellschaft mit beschraenkter Haftung], есть GbR [Gesellschaft bürgerlichen Rechts], – это тоже самое, что ООО. Ты обязан так сделать, иначе здесь работать невозможно, потому что очень много организационной работы: ты подписываешь контракты, оплачиваешь налоги. «Rage» тоже была фирмой между мной и Пиви 50/50. Тоже самое в «Almanac». У нас нет директоров – все одинаково главные (смеется): кто-то больше занимается мерчендайзингом, кто-то организует поездки (если, конечно, этим не занимается концертное агентство, а оно обычно занимается всем). Хотя я совершенно плевал на весь бизнес, потому что это рушит музыку. Естественно, нужно много планировать: невозможно без финансовой поддержки пойти в студию, нужно оплачивать гастроли, арендовать автобус, – но все это на втором плане. Лучше пытаться от этого не зависеть. Когда музыканты начинают сочинять с мыслями: «А давай будем играть, как раньше, потому что продавалось лучше!» – такие мысли меня ломают, я не могу сочинять, чтобы больше продать.
Интервью с Виктором Смольским для Rok-molva.ru. Часть 2
vk.com/victor_smolski_almanac
В жизни гитариста Виктора Смольского – новая глава. Записав лучшие альбомы с группами «Кипелов» и «Rage», а после разорвав с ними всякие отношения, музыкант продолжил эксперименты и организовал в Германии собственный симфо-метал-проект «Almanac»: инструментальный квартет и вокальное трио. Вместе с группой Виктор уже отыграл первый московский концерт в рамках юбилейного «Ария-Феста». В откровенном интервью музыкант рассказывает правду о конфликте с Кипеловым, затянувшемся расставании с «Rage» и немецком музыкальном бизнесе. Приоткрывает гитарист и завесу тайны над созданием альбома «Реки Времен», а также делится секретами продвижения в Европе и успешной работы с оркестром.
Интервью провел Михаил Медиа-Продюсер специально для видеоблога Rok-molva.ru.
Рок-Молва: Поговорим о группе «Кипелов». Как ты в ней оказался? Почему был выбран именно сессионный формат сотрудничества? Не было ли предложений войти в состав официально?
В. Смольский: Честно говоря, уже не помню, кто вышел на связь: Валера или менеджмент группы. Сначала было просто предложение приехать в студию и записать альбом. Я приехал, как гостевой музыкант. После этого мы решили сделать гастроли. Дело в том, что я был очень сильно занят с «Rage», поэтому [сотрудничество] было возможно только на гостевой основе, тем более, я не живу в России и постоянно летать на каждую репетицию это нереально. Как раз тогда у меня вышел сольный альбом и было 3 турне подряд: «Rage», «Кипелов» и мой сольный, – я практически жил в самолетах, приезжал домой только перепаковать чемодан (смеется). Когда гастроли 9 месяцев в году, начинает зашкаливать (смеется).
Рок-Молва: А что насчет альбома «Реки Времён»? Мне он очень нравится, и я полагаю, что во многом это твоя заслуга. На какой стадии ты присоединился к работе над материалом, каков твой вклад?
В. Смольский: По-моему, песни уже были полностью готовы. Стоял вопрос прописать гитарные партии и соло. Я импровизировал в студии, сочинял их на ходу. Я так всегда делаю, никогда не заготавливаю сольные партии заранее. По ходу я делал какие-то риффы, аккорды, аранжировки. Это были чисто эксперименты, которые я предлагал. И то, что подходило, мы оставляли. Конкретно я уже не вспомню, это было 12 лет назад (смеется), после этого было записано «3 миллиона» разных песен.
Рок-Молва: Музыканты группы «Кипелов», в частности, Александр Манякин, рассказывали, что между вами возникало какое-то недопонимание в ходе совместного турне «Кипелова» и Rage. Потом им очень не понравился сведенный тобой альбом «Реки Времён» (через пару лет они его даже пересводили, хотя мне больше нравится твоя версия). Расскажи, как и где сводился данный альбом и почему музыканты «Кипелова» так категоричны в отношении тебя?
В. Смольский: Я думаю, что конфликты были из-за недопонимания, потому что существовала очень странная для меня менеджерская система, когда музыканты очень мало общались, а все происходило через менеджеров. Тогда организацией всего происходящего занималась Рина Ли. Думаю, в тот момент было очень много «сломанного телефона». Для меня всегда было важно качество, поэтому иногда я был чем-то недоволен, хотелось добиваться определенного качества «живьем». По поводу сведения… Когда мы записали альбом, я совершенно не собирался его сводить. Предложение исходило от ребят, чтобы я взял и свел его в Германии. Мне не совсем понравился вариант записи (особенно то, как были прописаны барабаны, да и многие нюансы записи), поэтому я не хотел браться: тяжело сводить то, что записывал не сам и то, что записано не так, как хотелось бы. На сведении трудно что-то поправить. Многие в Германии, кому я показывал альбом, не взяли его. Допустим, операторы, с которыми я сводил «Rage», отказались сводить именно из-за качества записи, из-за качества игры (потому что [в процессе записи] кое-что нарезалось, что-то нарезалось неправильно). Потом я, все-таки, нашел студию, которая сделала сведение, и я считаю, что оно получилось очень хорошим, исходя из того, что было записано. Можно, конечно, «перерисовать» все барабаны, поставить сэмплеры и будет звучать хорошо. Но мне хотелось оставить какое-то живое звучание, оставить живую динамику. Я знаю очень многих знакомых, которые сравнивают 1-е и 2-е сведение, и которым больше нравится именно 1-е сведение, потому что оно живет и дышит. А 2-й вариант издания альбома «Реки Времен» это просто перезаписанный альбом, скажем так. Я не знаю, что именно там было переписано… Гитарные партии – понятно. А под барабанами, по-моему, в Финляндии просто подставили сэмплеры и сделали звук помощнее. Можно, конечно, и по такой дороге идти. Но я придерживаюсь более живого варианта. Это дело вкуса. Невозможно сделать так, чтобы нравилось всем.
Смольский деликатно "кивает" в сторону игры Манякина ещё в студии:
Кипелов - В студии с Виктором Смольским
Рок-Молва: Поддерживаешь ли ты отношения с участниками группы «Кипелов»? Возможно ли сотрудничество между вами в будущем?
В. Смольский: Мы пересекались с ребятами. Темы мы никакие не затрагивали, планов никаких нет. Это пока не тема для разговора (смеется). Я не знаю, у кого какие проблемы есть, у меня их нет.
Кипелов и Смольский в 2005-м году. Ничто не предвещало будущий конфликт:
Кипелов и Смольский - После концерта Москва-2005
Рок-Молва: Ты ведь предлагал музыкантам «Кипелова» раскрутку за рубежом. В чём заключалось это предложение и каких успехов группа может добиться в Европе?
В. Смольский: У меня тогда было конкретное предложение сыграть с группой на Wacken'е [фестиваль «Wacken Open Air»] и добавочные концерты вокруг. Я сказал, что могу это организовать. Но они отказались. Им проще кататься по России, где их все знают. Открывать новые территории непросто. Многие музыканты – и в Германии есть такие группы – катаются только по своей территории, собирают большие площадки и не хотят ехать куда-то ещё, играть в маленьких клубах, им это просто не интересно. Конечно это долгий процесс. Просто так приехать и собрать стадион нереально. Приехать из России и рассчитывать на большой успех… это очень тяжело.
Рок-Молва: На Wacken'е группам платят за выступления?
В. Смольский: В основном, да. Конечно, это зависит от статуса. Есть группы, которые согласны сыграть бесплатно просто для своей рекламы.
Рок-Молва: А в каких залах сейчас играет «Almanac»? Какова численность зрителей на рядовом концерте группы?
В. Смольский: Те же объемы, что были у «Rage». Практически ничего не изменилось. Наше турне, которое состоялось в марте, мы отыграли в клубах на 400-500 человек и фестивалях.
Рок-Молва: Дебютный альбом группы «Almanac» вышел полгода назад. Каков его тираж? Как лэйбл отчитывается перед тобой?
В. Смольский: Скоро будет первый отчет (он идет раз в полгода). Сейчас идет процесс подсчета. Судя по реакциям, альбом попал в чарты Швейцарии и Германии, поэтому я думаю, что будут приблизительно те же объемы, что и у «Rage». Но мне совершенно все равно, потому что это не моя цель. Главное, чтобы была окупаемость для фирмы, для людей, которые вкладывают деньги, чтобы у нас была возможность гастролировать, выпускать и записывать альбомы. Объемы продаж «Rage» в Европе были на уровне 10-30 тысяч альбомов. Собрать информацию со всего мира тяжело, потому что отчеты из стран иногда приходят через пару лет. Из Японии и до 5 лет ждать можно (смеется). Поэтому точных цифр нету. Мне было намного приятнее, что альбом «Tsar» номинировался, как лучший дебют года и попал в пятерку лучших альбомов года «Metal Hammer Awards» (если представить, сколько каждый месяц альбомов во всем мире выходит). Это прекрасная и очень приятная неожиданность для нас всех. Это то, что никогда до этого мне не удавалось с «Rage». Здорово, что альбом получил такую критику. Это то, что мне намного важнее, чем какие-то цифры (смеется).
Рок-Молва: Не ли планов перевести на русский язык твою биографию «Виктор Смольский: Прямо в ад или в рай»? Поступают ли такие предложения?
В. Смольский: Предложения есть, и я думаю, что в следующем году книга выйдет в России. Есть интерес у издательства. Уже начался перевод. Книга на самом деле очень интересная. Это не совсем биография, там много всего: и по занятиям, и по песням, и по жизни, и по бизнесу. Опыт за 30 лет рок-н-ролла набрался и хотелось в книге кое-что рассказать, чтобы музыкантам было легче. Интересно, что в Германии эта книга покупается многими музыкальными школами, как учебник (смеется).
Рок-Молва: Используешь ли ты оборудование российских фирм-производителей? С какими из них ты сотрудничаешь?
В. Смольский: Я сотрудничаю со многими фирмами, где я произвожу какие-то товары своей серии. Мы постоянно пересекаемся на музыкальных выставках. В России очень много интересных фирм. Мы сотрудничаем тесно с YERASOV. Я общался с фирмой AMT. Они мне присылают педальки попробовать, я делаю для них тесты. Есть очень интересная гитарная фирма Андрея Полякова [APG - AP GUITARS PICKUPS CUSTOM SHOP], которая экспериментирует с датчиками. Андрей сейчас переехал в Польшу, но я его знаю еще со времен Минска, он тоже присылает мне разные датчики. У нас очень много талантливых людей, которые делают и аппаратуру, и усилители, и гитары!
Рок-Молва: Давай еще раз коснемся лэйблов. Что они способны дать артисту сегодня? Как выбрать лэйбл для издания альбома? И как русскому музыканту пробиться на западный лэйбл?
В. Смольский: Все группы, которые собирают концерты «живьем», их поддерживают лэйблы, им платятся гонорары, проплачиваются записи. Если группа молодая и ее никто не знает, очень сложно подписать контракт. Всем кажется, что [на Западе] с этим легче, а на самом деле, становится все тяжелее. Раньше было легко, сейчас – нет. Мне это очень не нравится. Интернетовское развитие искалечило нормальный круговорот музыкального бизнеса, так что всем начинающим тоже приходится брать кредиты, делать самиздат, пытаться сыграть концерты и купить место на разогреве, чтобы поехать в тур.
Лэйбл лучше всего выбирать по стилю. У каждого лэйбла есть свой «коридор»: свой маркетинг, связи с определенной прессой, с определенными рекламными агентствами. Еще нужно сделать правильное демо. Не обязательно присылать полный альбом: можно сделать EP’шку (3-4 песни), сделать правильные фотографии, правильный концепт (показать определенный стиль, тексты, которые отражаются в обложке, показать какие-то видео с концертов, чтобы лэйблы увидели, что вы не просто студийный проект, а группа, которая играет «живьем» и, может быть, уже имеет каких-то фэнов). К предложениям для лэйбла нужно готовиться. Теперь не так, как раньше: группа высылала кассетку и, если звучало хорошо, группу приглашали (смеется).
Но лэйблам не интересен успех в отдельной стране. Если взять российские группы (даже очень известные), я не думаю, что в России можно официально продать много альбомов. Думаю, много скачивается бесплатно и печатается неофициально. Привык народ у нас на шару все получать (смеется). Лэйбл, который вкладывает деньги, хочет получить их обратно официальным путем. Там сидят аналитики, которые все просчитывают. Если они вкладываются в неизвестную группу, они ожидают какой-то популярности в будущем.
Есть рост музыкальный (рост искусства и качества музыки), а есть рост бизнеса. И эти 2 роста между собой не пересекаются. Можно стать очень популярным с полной ерундой и можно оставаться прекрасным музыкантом, которого никто не знает. Я недавно смотрел концерт… Стю Хамм и Грег Хоу, великолепнейшие музыканты (Грег Хоу для меня в пятерку мировую входит), их трио играло в клубике на 50 человек. Я просто в шоке был, как такое может быть? Легенды, на которых я вырос (говорит очень эмоционально)! И тут приходишь на концерт в какой-то маленький клуб, где никого нету. Это полнейший маразм. Я не понимаю, что происходит в этом мире? Так что все эти стадионы не показатель качества, не показатель уровня музыканта. Это показатель, что кто-то из бизнесменов сделал хорошую работу, сделал хорошую рекламу, вложил много денег и продал. А для меня важен уровень музыкальный, как искусства, ну, и если это собирает большие клубы и стадионы, то здорово, а если не собирает, то и не обязательно. Очень много прекрасной музыки не выходит на большой уровень.Я хотел бы пожелать всем, кто хочет жить рок-н-роллом, чтобы у них все сложилось, и они радовались жизни так же, как я!
Рок-Молва: Как бы ты хотел закончить интервью? Возможно, мы чего мы не коснулись?
В. Смольский: Да, в феврале я буду в Москве с сольным концертом. 24 февраля я выступлю в рамках Международного фестиваля ГИТАРА. ОТ КЛАССИКИ ДО РОКА - 2017. Он пройдет в Московском Доме музыки. Это очень интересная площадка, я там уже играл пару лет назад. Будут великолепные музыканты со всего мира. Это будет интересно для всех, кто интересуется гитарой.