Иная перспективаНа написание очередного эссе нас подвиг факт, поначалу показавшийся нам не особо значительным - издание двухдисковой компиляции "Different Perspective" силами культового норвежского лэйбла Moonfog Productions, которым заведует Сигурд Вонгравен, также известный как Satyr и не нуждающийся в дальнейших комментариях относительно своей персоны. Поначалу этот сборник был воспринят нами как очередной набор норвежских извращенцев с пост "Black Metal" сцены. Однако же, по прошествии некоторого количества времени, Подонок предположил, что именно этот сборник является той гранью, тем изломом, к которому уже давно и упорно движется музыкальное нечто, до сих пор называемое термином "Black Metal" - определением ныне во многом бессодержательным, раздутым как умирающая нога больного газовой гангреной, и столь же сильно смердящим всякой гнилью, которая в обилии пронизывает умирающее "тело" этой субкультуры.
Если наконец-то снизойти до конкретики, то суть высказанной Подонком мысли свелась к следующему: наконец-то один из ведущих лэйблов, собравший внутри и вокруг себя именитых и вполне заслуженных ветеранов Black Metal, тех, кто в своё время поднял его в ранг субкультуры, уместил столь упорно витающие повсеместно веяния (справедливо названные в предыдущем абзаце гнилью) в два диска, отделив зёрна от плевела. Первый диск "Different Perspective" - новое мышление и громадьё неохваченных доселе и открывшихся перед норвежскими мастермайндами музыкальных просторов; второй диск "Different Perspectiv"- последний взгляд, брошенный всё теми же мастермайндами на своё пропитанное церковным дымом и осенними лесами прошлое. Всё вместе - ретроспектива будущего и прошлого.
Вот уже в течение целой пятилетки (то есть - начиная с 1996 года) Black Metal является испытательным полигоном для всеразличных и, как правило, малоценных, музыкальных экспериментаторов. Это название ("Black Metal") все эти годы умышленно использовалось в качестве торговой марки, дабы обеспечить мало-мальский интерес к очередному релизу как никому не нужных, так и mainstream-лэйблов, вследствие чего было напрочь дискредитировано, а многочисленные ныне "начинающие слушатели" вообще не знают, с чего баня-то упала...
Итак, мы решили заглянуть в будущее, так как обозревать прошлое не имеет никакого смысла - оно изучено не менее, чем в тысяче всяких журналов, ньюслеттеров и т.п....
Первой и наиболее вероятной причиной загнивания Black Metal как стиля можно назвать нехватку выразительных средств. Мы сознательно не берём в расчёт коммерческие аспекты, ибо о них всё сказано в других статьях. Вот... Эта самая нехватка выразительных средств - созданный искусственно фактор, фундаментом которому послужила (впрочем...) всё та же финансовая сторона вопроса. Под выразительными средствами в данном случае мы понимаем приёмы и материально-техническую базу исполнения музыки. А сущность проблемы изложена в нескольких нижеследующих абзацах.
Black Metal появился как ещё один metal-стиль, состоящий из гитар, баса, барабанов и чахоточного вокала. То есть - не представляя из себя на тот момент ничего особенного и новаторского, да к тому же не отличаясь хорошей технической подготовкой музыкантов. Пусть каждый из вас сам определяет, насколько это повредило стилю в тот момент, но уже тогда (скорее всего - непроизвольно) был заложен основной принцип Black Metal: содержание превыше формы, атмосфера превыше техники. Классический образчик именно такого, изначального Black Metal - вышедший в 1987 году винил MAYHEM "Deathcrush". И первые опыты в Black Metal с музыкальной точки зрения были весьма похожи на этот легендарный релиз... И только спустя несколько лет Black Metal получил себе новый инструмент - синтезатор, который в ту пору был весьма полезным подспорьем для групп. Здесь имеет смысл обратить внимание читателя на следующий факт: синтезатор в ту пору требовался сугубо для нагнетания дополнительного мрака путём "атмосферизации" и уплотнения саунда, для чего наиболее важными звуками в нём являлись туттийные скрипки и синтезированные хоры. Попутно начавший развиваться pagan metal ещё нуждался в сэмплированном гьяллархорне. На этом функции синтезатора ограничивались, что подтверждается приведением в пример эпохальных альбомов типа "In The Nightside Eclipse" и "Dark Medieval Times". Где-то в то же время начал скачивать музыку с Асгарда Вратиас Вакиас aka FALKENBACH - это к вопросу о гьяллархорнах... Возможное приведение в пример альбомов BURZUM с непременными электронными пьесами типа "Tomhet" проходит по касательной, ибо эти пьесы при всём желании нельзя отнести к жанру Black Metal, а ранние записи BURZUM c электронными intro к пьесам всё равно объясняются плохо скрытым увлечением автора германской электронной сценой - в своих песнях электронику (не путать с синтезаторами) Варг никогда не и спользовал.
Далее... Напомним читателю, что тогда оплотом Black Metal являлась Норвегия, ну и кроме того Black Metal активно развивался в Греции, Франции, Италии, Бразилии, ну и слегка - в Польше. Несмотря на несомненную обособленность тогдашних групп по территориальному признаку, общий вектор развития был направлен в одну сторону - в сторону "содержания превыше формы-. При этом наиболее "продвинутой" была NECROMANTIA, использовавшая аж саксофон - при этом постоянно балансировавшая на грани Black Metal и ритуально-оккультного перформенса (как, например, на древнем split-релизе NECROMANTIA/VARATHRON "Black Arts Lead To Everlasting Sins") - а с переходом в исключительно metal-область изжившая всяческий "джаз" из своего инструментария... И вот какое интересное совпадение: всё это пришлось на тот период, когда нынешние корифеи старого Black Metal учились играть на своих инструментах. А особо талантливые представители, навроде барабанщика Fenriz-а, начинали осваивать не только "смежные специальности" типа бас/гитара/вокал, но и ди-джейский микшер. При этом, надо отдать должное, вряд ли кто-то сомневается в том, что ни dj-ство Фенриза, ни его проект NEPTUNE TOWERS, никоим образом не сказывались на музыке ISENGARD; про DARKTHRONE речи не идёт, так как первой скрипкой в нём является битлообразный блондин - гитарист/вокалист Zephyrous.
Таким макаром, думающий читатель сможет понять, к чему сводятся все наши рассуждения: одной из причин, позитивно сказавшихся на "судьбе" Black Metal в начале 1990-х гг. и фактически определивших классическое звучание этого стиля, была слабая исполнительская подготовка музыкантов. С другой стороны, она вполне соотвествовала уровню их музыкального мышления, а именно подобная сбалансированность может дать те блестящие результаты деятельности, которые мы до сих пор можем слышать на первых альбомах DARKTHRONE, SATYRICON, EMPEROR etc...
Ничто, однако, не вечно под луной: профессионализм этих музыкантов рос, подталкиваемый возрастающим интересом к их работам и новыми возможностями для записи альбомов. Одним из предвестников перемен стал альбом SATYRICON "Nemesis Divina (The Conquering)", на котором дуэт обозначил свой отход от уже привычного тогда "норвежского" звучания, во многом сложившегося из звукорежисёрских способностей небезызвестного Pytten-а и технического оснащения студии Grieghallen. Надо, правда, заметить, что вышедшие до "Nemesis Divina (The Conquering)" диски DARKTHRONE "Total Death" и ARCTURUS "Aspera Hiems Symphonia" уже были достаточно новаторскими по тем временам: на первом нельзя не услышать влияние олд-скул-thrash metal - в целом не характерного для Black Metal того периода, а на втором - отточенное исполнение и своеобразный "аристократический" саунд. И вот сэтих-то самых пор, под влиянием всех описанных ранее факторов, Black Metal стал медленно, но верно изживать себя. За примерами далеко ходить не надо...
...Сотрудничество SATYRICON со Стефаном Гротом (APOPTYGMA BERZERK); синтетический квази-black-metal-проект enid; появление какого-то абсурда под названием die apokalyptischen reiter; жуткие и лишённые какой-либо здравой идеи смеси Black Metal с сопливым doom metal и декадентской готикой... Вся эта богадельня имеет своим знаменателем одно: катастрофическое расширение арсенала выразительных средств под видом Black Metal: здесь тебе и язычество, и средневековье, и толкиенизм, и просто fantasy, изредка - Сатанизм; "идейность" дополнялась расширеным использованием синтезаторов, сэмплеров, женских вокалов и прочей дряни. Научившиеся играть "блэкстеры" стали спешно собирать трэш-, дэс- и рок-н-ролл-проекты, дабы попробовать свои силы на классике металла. И даже столь любимые ими ранее стили - dark ambient и gothic - стали отходить на второй план... Реально сейчас сложилась следующая ситуация: metal как стиль музыки зашёл в тупик. Наиболее сообразительные из металлистов вовремя отклонились от данного курса, начав вспоминать хорошо забытое старое либо осваивать известное только понаслышке новое. Для многих из них Black Metal-прошлое, в которое их имена вписаны серебряными буквами, стало эдаким мостиком для прыжка в сторону, через забор. Рост потребностей и смена ориентиров не позволяют корифеям стиля оставаться внутри Black Metal, ибо они беременны новыми для них идеями, а даже столь расшатанные рамки стиля Black Metal (это то, что в предыдущем предложении было названо "забором") равнозначны подрезанным крыльям у птицы перед перелётом.
Наиболее радикально из нам известных групп трансформировались ULVER. После ураганного и неожиданного по звучанию, но чрезвычайно мощного Black Metal-альбома "Nattensmadrigal" фэнам потребовался год, дабы понять: ULVER громко хлопнул дверью... Мы склонны расценивать "Nattensmadrigal" как своеобразный творческий оргазм коллектива за всё время его существования. Гарм к тому времени уже давненько баловался гашишем, а Хэллхаммер уяснил прелесть стиля jungle... К несчастью, эти приятели также во многом были ответственны и за уже упоминавшийся проект ARCTURUS, который кончил свою творческую жизнь печально, сборником ремиксов и римэйков "Disguised Masters" - кто слышал это, тот поймёт, о чём идёт речь. А что до ULVER, то ныне они играют trip-hop, достаточно красивый и стильный (как одна из их фотографий, где они в черных костюмах стоят вокруг сверкающего Chevrolet Corvette), но беспредельно далёкий от их металлического прошлого.
Таким образом, всё говорит о том, что бывшие законодатели Black Metal просто-напросто выросли из рамок стиля и начали "искать счастья" на стороне. Одни (например, SATYRICON) сделали это, скажем так, элегантно и даже красиво: записав весьма сильный альбом "Rebel Extravaganza", они чётко дали понять, что Black Metal их больше не держит. Другие (например, EMPEROR) просто опустились на дно: после "Anthems To The Welkin At Dusk" композиторский талант у этих ребят явно иссяк - проекты типа peccatum и zyklon являются тому подтверждением. Ну а "легендарный", "вновь собранный" true mayhem оказался, как мы и предполагали аккурат с момента того самого "воссоединения", всего лишь источником заработка для его реставраторов. Ну да хватит о Норвегии: в других странах дело обстоит не лучше и рассказывать о каждой из них по меньшей мере бессмысленно...
...Фактически наконец-то произошло то, что должно было произойти: коллапс Black Metal. Ствол дерева перестал обнаруживаться под нагромождением и переплетением растущих из него и друг из друга веток. Тем не менее, в этом есть один несомненный плюс: альбомы, которые в изобилии появляются на кроне этого "дере ва", питают основную часть дрищей, увлекающихся "блэк-металом". Ствол уже как- то перестаёт интересовать массы, что положительно...
Загубленный системой ГУЛАГ советский учёный Н.В.Кондратьев, разработавший теор ию циклов, был прав, подтверждая спиральность истории развития ныне существующ ей чел-овеческой цивилизации: всё повторяется, только каждый раз - на качественно ином уровне. 2000 год стал для Black Metal тем же, чем был 1992 год для thrash metal, или 1996 год для death metal.
Не видя у Чёрного Металла нового будущего, мы обращаемся к прошлому: прогресс окончен, занавес должен быть опущен. Будущее Black Metal лежит в его истоках. Перья коммерческого успеха Чёрного Искусства оказались прилепленными на воск, который был растоплен светом, хлынувшим на это самое Искусство в последние годы. И пока эти перья в лице трэндов медленно, но верно опускаются в грязь обыденности, само Искусство под брызги грязи должно рухнуть в андеграунд: туда, откуда его не так давно вытащили дельцы от металлического шоу-бизнеса - быть может, только для того, чтобы некогда снова быть извлечённым наружу, согласно законам той самой исторической спирали.
---Сатт/Подонок ----http://www.oocities.org/viking_metal/rus/a_state.htm