Хроника записи альбома "Electric Ladyland" ч.1
(источник статьи - Архив: Джими Хендрикс)
" Джими ещё далеко не исчерпал своих возможностей: множество граней его таланта неизвестно широкой публике", – говорил Чес Чендлер в 1968 году. "Когда мы приступили к записи альбома Electric Ladyland, я понял, что Джими не нуждается больше в моих услугах – он всё делал по-своему. Тогда я просто сказал себе: "Отлично, ребята, не буду вам мешать".
"Мой первоначальный успех показал, что мы движемся в верном направлении", – говорил Джими. "Но это был лишь первый шаг. Сейчас у меня множество планов, и в этом году мы серьезно намереваемся их осуществить. Прежде всего, наши записи должны стать совершеннее с чисто технической точки зрения: до сих пор мы не были полностью удовлетворены качеством ни одной из них; Чес Чендлер, бывший до недавнего времени нашим продюсером, не обладает чутьём, необходимым человеку, сидящему за микшерским пультом. Иногда случалось так, что я заканчивал вещь, отдавал её в чужие руки, и её просто гробили во время сведения или при изготовлении мастер-ленты. Впредь мы собираемся сами обо всем заботиться. Нам будет помогать в этом Дэйв Мэйсон, покинувший Traffic, чтобы, помимо всего прочего, заняться и нашими делами. Он мыслит совершенно по-новому, у него есть оригинальные идеи в области техники записи и чутье на новые звуки. Сам я абсолютно точно знаю ЧТО ИМЕННО я хочу услышать. Я собираюсь пригласить в студию Бадди Майлза и Пола Карузо. Ноэль тоже хочет кого-то пригласить".
"Мне хотелось работать вместе с Fat Mattress", – поясняет Ноэль, "поскольку это давало мне определённый стимул". (Fat Mattress – cобственная группа Ноэля Реддинга, с которой он работал в то время. – прим. перев.) "Кроме того, я предполагал участвовать в продюсировании, и у меня были определённые идеи, но Джими не дал мне такой возможности".
"Я полагаю, что в следующем альбоме будет больше инструментальных соло, и композиции будут длиннее", – продолжает Джими, "поскольку просто невозможно выразить свою идею, когда на каждую вещь отведено по две минуты. Я хочу, чтобы это был двойной альбом, хотя наша компания от этого не в восторге. Я готов потратить на запись всё до последнего пенса, только бы добиться достаточно хорошего результата. Примерно в конце лета мы собираемся предложить концепцию поп-музыки, абсолютно отличную от всего, что вы когда-либо слышали. Пока я не хочу ничего об этом рассказывать. Вы сами всё услышите, когда придет время".
"Я – очень противоречивый человек, очень многое зависит от того, что я чувствую в определенный момент. Случается, что я сочиняю что-то в спешке, но тем вещам, над которыми я работаю сейчас, я уделяю намного больше внимания и стараюсь, чтобы они не получились примитивными. Я хочу поэкспериментировать с различными инструментами: мы сохраним основное трио, но будем приглашать "гостей" каждый раз, когда захотим добиться какого-то особенного звучания".
Electric Ladyland был создан во время "шляпного периода" Джими, продолжавшегося с середины декабря 1967 вплоть до следующего лета. В это время шляпа была такой же неотъемлемой чертой имиджа Джими, какой в 1967 был военный китель, и какой стал его хайратник в 1969. В это же время состоялось большое американское турне The Jimi Hendrix Experience. "Работа над нашим новым альбомом, вне всякого сомнения, сильно страдает от гастрольных поездок", — жаловался Джими", именно по этой причине он до сих пор не выпущен. Мы еще не закончили запись, так как над некоторыми песнями приходится работать очень подолгу. Альбом будет содержать всего около двадцати композиций. Сейчас у нас уже готовы пять, и, когда их будет порядка пятнадцати-восемнадцати, альбом увидит свет. Мы поступаем таким образом, поскольку у нас накопилось очень много хорошего материала. Я не знаю, насколько эти песни будут успешны в коммерческом плане, но время идет, мы много работаем, наш саунд изменяется, и накапливается новый материал.
Если мы подождем полгода и выпустим пластинку, а затем, еще через полгода – вторую, то она уже не будет отражать состояние группы на текущий момент, так как мы постоянно развиваемся, и в этом альбоме мы стараемся наиболее полно отразить всё, что происходило с нами за последние шесть месяцев. Все эти композиции – очень личные, они – это часть нас. Именно поэтому мы хотим высказать всё это как можно скорее: сейчас мы – ТАКИЕ, и нам хочется, чтобы все об этом узнали, прежде чем мы изменимся".
На вопрос об обложке альбома Джими ответил: "Поначалу мне хотелось заполучить туда Верушку, эту потрясающую женщину ростом около шести футов и семи дюймов; она такая сексуальная, что вам просто сразу хочется... м-м-м...(Верушка - одна из самых известных супермоделей конца 60-х годов; её можно увидеть в фильме Микеланджело Антониони "Фотоувеличение" - прим. перев.) Вообще-то мы хотели такую картину, где она вела бы нас, закованных в цепи, по пустыне, но никак не могли найти подходящего места для съемок, и, кроме того, не могли с ней связаться, так как она была в Риме. Но у нас есть классный снимок, где мы, вместе с какими-то детьми, сидим на бронзовой статуе Алисы в Стране Чудес, что в Центральном Парке".
"Нас фотографировала Линда Истмэн", – добавляет Ноэль.
Джими послал снимки, сделанные Линдой Истмэн, в компанию Уорнер Брос в сопровождении записки следующего содержания: "Уважаемые господа! Нам бы хотелось, чтобы Вы использовали эти снимки при оформлении альбома. Желательно поместить их на развороте, рядом друг с другом, вперемешку цветные и чёрно-белые, разных размеров. Что касается обложки, пожалуйста, используйте для одной стороны цветное фото нас с детьми на статуе, а для другой три наших портрета хорошего качества, неважно цветных или чёрно-белых. Какие-либо значительные отступления от данных пожеланий приведут к несоответствию оформления характеру музыки и нынешнему состоянию нашей группы. Заранее вам благодарен. Джими Хендрикс".
После выхода альбома в Великобритании у Джими были большие проблемы. "Я не имел никакого отношения к этому идиотскому конверту. Я даже не хочу говорить об этом. В американском издании на обложке были помещены наши с Ноэлем и Митчем фотографии, а разворот содержал около тридцати отличных новых снимков. Но все постоянно интересуются этой дурацкой английской версией, которая, похоже, втянула меня в неприятности. Я ничего об этом не знаю. Я понятия не имел, что они напечатали там фотографию толпы голых девок".
Как объясняла Джейн Симмонс в бюллетене фан-клуба The Jimi Hendrix Experience, вариант оформления, предложенный Джими, "не попал в Британию к началу печатания тиража, и, таким образом, парням пришлось придумывать что-то свое. Эта идея показалась им очень забавной".
Джими говорил: "Людям в Британии не нравится эта обложка и я их вполне понимаю. Я сам никогда не согласился бы поместить туда этот снимок, но это было сделано без моего ведома. Всё это дерьмо собачье. Кроме того, мне не нравится, что фотограф так изуродовал девушек. Некоторые из них – очень хорошенькие, но этот парень исказил изображение с помощью "рыбьего глаза" или какого-то другого объектива, и, хотя девушки были симпатичные, на фотографии они вышли бесформенными. (Вообще английская обложка данного альбома действительно накликала на группу неприятности: альбом даже был запрещен к продаже в Калифорнии, и, неудивительно, что Джими так возненавидел её. Однако впоследствии этот вариант оформления, благодаря раздутому прессой скандалу, стал своего рода символом "концептуальности". По словам фотографа Дейва Кинга, он задумал её как нечто прямо противоположное образу женщины, культивируемому журналом "Плэйбой": "на оригинале фотографии присутствовали все эти естественные розовые тона, но дешевая печать сделала изображение темным, пещерным", а девушек, по словам одной из них, "похожими на старых проституток". Некоторые из моделей даже подали в суд на компанию, требуя компенсации морального ущерба. – прим. перев.). Наша цель – подвергать человеческие души испытанию и очищать их. Мы идем по пути трансформации нашей музыки в религию. В любом случае, она уже сейчас достаточно духовна, и мы хотим, чтобы именно с таких позиций люди её оценивали. Мы называем это – Музыка Электрической Церкви. Для нас это – как религия. И некоторые женщины для нас, всё равно, что храм. Многие "групиз" разбираются в музыке лучше парней; их называют "групиз", хотя сам я предпочитаю термин "Электрические Леди". И весь наш альбом Electric Ladyland – о них". (Следует иметь в виду, что слово "электрический" в молодежном сленге того времени означало "связанный с ЛСД, психоделический" – прим. перев.)
"Ну а сейчас давайте поговорим собственно об альбоме. Прежде всего, я доволен содержанием этой записи. Только пара номеров осталась от британских сессий: всё остальное было записано в Нью-йоркской двенадцатиканальной студии Рекорд Плант. Это новая студия, звукоинженеры там – наши единомышленники, и мы все по ходу дела чему-то учились. Всё было просто великолепно".
"Мне кажется, мы приступили непосредственно к записи Electric Ladyland где-то около середины апреля 1968", – вспоминает Митч Митчелл, "мы отправились в Штаты, поскольку Гарри Келгрен, с которым мы работали на Мэйфэр, вместе с приятелем раздобыл где-то денег и ухитрился открыть собственную студию. Рекорд Плант была намного меньше соборообразного помещения студии "Олимпик", но позволяла добиться отличного звучания".
"Я прибыл в Штаты в апреле шестьдесят восьмого", – вспоминает Эдди Крамер. "Что же касается истории записи Electric Ladyland , несколько номеров были записаны в четырёхдорожечном варианте еще до моего отъезда из Англии, и затем на Рекорд Плант мы перемикшировали их на двенадцатиканальной аппаратуре, которая, надо сказать, была довольно-таки ублюдочной. Двенадцать дорожек были лишь временной мерой, и, вскоре, мы перешли на шестнадцать, закончив альбом уже в таком формате. Джими тогда впервые довелось поработать на такой аппаратуре, и он был счастлив как ребенок".
"Мне все говорили, что Рекорд Плант не отвечает современным стандартам, что там нет возможности цифровой записи и всего такого", – вспоминал Джими, "может это и так, но для того, что мы пытались высказать в то время, она подходила просто идеально. Конечно, в США есть возможность работать и на шестнадцати дорожках, но кому это надо? На самом деле, даже четырёх уже вполне достаточно. Всё зависит от того, какую музыку ты играешь: тем, кто играет безо всяких выкрутасов, лишь изредка требуется больше, как это случалось с некоторыми вещами с нашего нового альбома. Я называю это музыкальным экспрессионизмом. В этом альбоме важна концепция, это не просто набор песен: каждая незначительная мелочь, которую там можно услышать, что-то обозначает. Но мы не играем в игры со слушателем, пытаясь заставить его ломать голову, мы действительно каждый раз имеем в виду нечто конкретное, что является частицей нас самих".
"В записи принимало участие большое количество знаменитых музыкантов. Некоторые сессии скорее напоминали какие-то супер-джемы. На одной из композиций играет Эл Купер (один из основателей группы Blood, Sweat & Tears - прим. перев.), на другой – Стив Уинвуд; всё это вышло совершенно случайно. Еще на паре вещей играют ребята из Канзаса, которые просто тусовались в той же студии. Альбом получился настолько личным, потому, что мы всё сделали сами, лишь с небольшой помощью Стива Уинвуда и Бадди Майлза. Одну из песен написал Ноэль, но, в основном, весь материал – мой: электрический фанк, переходящий в блюз и в хард-рок, а затем во что-то совершенно противоположное и абсолютно фантастическое. Я не хочу сказать, что это – шедевр, но это – ЭКСПЕРИМЕНТ (в оригинале – The Experience . – прим. перев.) Некоторые композиции звучат очень жестко и сыро, другие – "фанки" и несколько вещей получились очень страстными".
Ноэль Реддинг: "Джими очень любил `поколдовать` над записями: иногда мы тратили целую ночь на то, чтобы записать какую-нибудь дорожку с шумами. Казалось, ничего не происходит, а если и происходит, то настолько медленно, что ты не можешь с уверенностью сказать, действительно ли это так. Иногда мне всё это очень не нравилось".
"Уважаемые господа!" – писал Джими в сентябре, высылая в компанию Уорнер Брос уже законченную фонограмму. "Мы очень сожалеем о просрочке времени, но вы можете не сомневаться, что мы старались изо всех сил, выступая с концертами и работая в студии".
Джими: "Мы сочинили эти песни, сами записали и спродюсировали их. Я лично занимался продюсированием, и я очень горжусь всем этим, поскольку я собственноручно проделал огромную работу и не могу отрицать, что запись абсолютно точно отражает чувства, которые я испытывал в то время. Мы опирались на опыт, полученный во время работы над Axis и Are You Experienced?, но эти альбомы, в основном, были сделаны Чесом, и я впервые делал всё сам. Эдди Крамер и я. Нам хотелось всё делать самостоятельно".
Когда Эдди прибыл в Нью-Йорк, он обнаружил, что какое-либо расписание звукозаписывающих сессий отсутствовало, и Джими абсолютно не заботило, во сколько всё это обойдется: "Было очевидно, что это – начало новой эры: музыка становилась всё более изощренной, мы всё больше времени проводили в студии, и Джими имел намного больше времени для реализации своих идей".
Митч: "Мы буквально оккупировали Рекорд Плант. Джими стал проводить столько времени в студии, так как мы стали зарабатывать кое-какие деньги и могли себе это позволить. Ноэлю не нравилось по столько времени зависать там... действительно, было бы неплохо, если бы кто-нибудь следил за всем этим... очень много времени и энергии было потрачено впустую".
Джими: "Это действительно было очень дорогое удовольствие: что-то порядка шестидесяти тысяч долларов. Одной из причин этого было то, что мы работали в студии и одновременно как бы находились в турне. Это требовало очень большого напряжения сил, поскольку нам постоянно приходилось возвращаться к уже пройденному и переделывать то, что мы должны были бы закончить за несколько дней до того, а записываться таким образом – очень утомительно. Очень тяжело мчаться из студии на самолет, работать концерты и затем опять, прямо с самолета – в студию. При всем при этом, нам хотелось, чтобы наше исполнение находилось на должном уровне".
Ганс Зиден, композитор, работавший в июне `68 на Рекорд Плант с шведской группой Perhaps, вспоминает: "Однажды нас пустили в студию, где работал Джими. Там стояли его гитары, а в коробке лежал наряд из перьев, такой, как носят индейские вожди в старых вестернах. Джими одевал его, когда ему хотелось `прийти в себя`".
Ноэль: "Поскольку процесс записи растянулся и превратился в марафонскую сессию ничегонеделания, в студии скопилась куча пассажиров, легионы прихлебателей, которые не принимали никакого участия в работе над альбомом, а просто тусовались".
Митч: "Что касается этих бездельников, то некоторых из них абсолютно невозможно было контролировать. В те времена на Рекорд Плант не было службы безопасности. Всё было бы ничего, если бы это продолжалось один-два дня, но процесс абсолютно вышел из под контроля. В конце концов, Чес и Джими положили этому конец, но это потребовало определенных усилий. Представьте себе: вот парень, который только что добился успеха в Штатах, и вот – он в Нью-Йорке, вместе с людьми, которых он давно знает, и здесь проявляется еще одна черта характера Джими – он не хотел быть грубым с людьми. Он наслаждался своим успехом и хотел, чтобы всем его друзьям тоже было хорошо. Но, с другой стороны, всё это мешало работе. Иногда бывает необходимо сосредоточиться, а это невозможно сделать, когда вокруг слоняется масса посторонних, и Джими, наконец, понял это".
Джими: "Я всегда присутствовал в студии и следил за тем, чтобы все песни были на своем месте и звучали так как надо. Мы пытались добиться совершенно особого звучания, но оно было утрачено при сведении, так как у нас не было возможности самим заняться этим, поскольку пора было отправляться на гастроли. Звукоинженеры скопировали мастер-ленту, чтобы отпечатать тираж для Британии и запись при этом очень пострадала. Микширование кое-где было сделано не очень чисто: не то чтобы из рук вон плохо, но грязновато. Мне кажется, саунд вышел не очень прозрачным, так как у нас не было времени довести всё до ума. Мы работали над микшированием очень тщательно, а когда пришло время выпускать пластинку, они всё испортили, поскольку не врубались в наши идеи. Некоторые стереоэффекты были просто уничтожены при пересведении, так как этим парням казалось, что мы просто ошиблись при микшировании, нарушив фазировку". У Джими даже была коробка с мастер-лентами на которой было нацарапано: "Внимание! Специальные фазовые эффекты! Не переводить!"
Основная часть работы над альбомом была проделана в апреле и мае шестьдесят восьмого: до и после этого периода состоялось лишь несколько отдельных сессий. Седьмого сентября, во время гастролей в Ванкувере, Джими объявил репортёрам, что "новый альбом уже закончен и увидит свет в течение ближайших десяти дней". Альбом Electric Ladyland вошел в американские списки популярности девятнадцатого сентября на сто семьдесят девятое место. В течение следующей недели он переместился с девяносто восьмого места на девятое и получил статус "золотого" за объем продаж, превысивший миллион долларов. В обозрении журнала Eye саунд альбома был охарактеризован как "великолепные непринужденные экскурсы в самые запредельные сферы современного рок-н-ролла... где традиционные формы рока получают фантастическое развитие". В журнале Rolling Stone Йон Ландау рецензировал другие двойники вышедшие в том году ("Wheels Of Fire" группы Cream и "Белый Альбом" The Beatles) и писал: "Electric Ladyland – единственный двойной альбом этого года, заслуживающий серьезного внимания... Хендрикс неподражаем, и 1968 стал его годом". К середине ноября Ladyland вытеснил Cheap Thrills Дженис Джоплин с первого места и возглавил списки, оставаясь в них еще в течение тридцати семи недель.
Английская версия появилась в продаже двадцать пятого октября и продержалась в списках в течение двенадцати недель, достигнув пятого места. Журнал Disc & Music Echo писал: "Это вершина рок-музыки... нечто совершенно отличное от всего существовавшего ранее". Тони Палмер из Record Mirror отозвался о Ladyland следующим образом: "Альбом не просто получился коммерчески успешным, но, что намного более важно, удачным в творческом плане... работа гения поп-музыки". Через день после выхода альбома в свет, Джими, по опросу читателей Melody Maker, занял третье место среди наиболее популярных музыкантов мира, а The Experience – четвертое среди наиболее популярных групп.
Джими: "Этот альбом получился неплохим по меркам того времени, когда мы его делали, но, в действительности, нам удалось выразить в нем лишь половину того, что мы хотели, иначе нам потребовалось бы еще как минимум две пластинки. Сейчас мы заняты другими делами, но наш следующий альбом будет либо в точности таким, каким мы хотим его видеть, либо его не будет вообще".