Помню, когда я сильно фанател от Led Zeppelin, а это годы 1995-2000, то был жуткий дефицит информации и собственно музыки на эту тему. Ну, как бы интернета не было. И у тебя были в наличии только номерные альбомы, да и то не все. Во всей Москве я знал только одно место, где можно было достать бутлеги LZ - это Горбушка. Да и то, ассортимент бутлегов не отличался разнообразием - 5-6 концертов, причем не на дисках, а на кассетах (продавались в фойе ДК Горбунова, если кто помнит те времена).
В общем, в те годы сложно было достать что-то неофициальное, но так совпало, что и официального ничего не выходило. Последний альбом Планта выходил в 1993, No Quarter в 1994.
И за всю вторую половину 90-х вышло только три диска, имеющих непосредственное отношение к LZ. Хочу вспомнить их по отдельности, может у кого-нибудь тоже будут какие впечатления.
Первый альбом из этой тройки - это без сомнения великолепный BBC Sessions:
Помню, когда я купил его на Горбушке, то чуть ли не бегом бежал домой, чтобы его послушать. Настолько это невероятно было - концертные записи ранних LZ, в хорошем качестве, и аж на двух дисках.
Чтобы было понятнее про этот альбом, приведу рецензию на него из тогдашнего журнала Fuzz, где все было сказано гораздо лучше, чем могу сказать я:
"В первой половине 1969 года LED ZEPPELIN, записав первый альбом и уже имея материал для второго, вернувшись из первого турне по США и готовясь ко второму Скандинавскому, решили - самостоятельно или волею тех, кто предоставил им такую возможность - попробовать себя на радио, попытаться разрушить стереотип двухминутных поп-песенок тогдашнего радиоформата. Всего таких эфиров было четыре: дважды у Джона Пила в его знаменитой передаче Top Gear, у Криса Гранта в Tasty Pop Sunday и в программе Rock Hour - март и июнь 69-го. Записывались вживую, практически без дублей; играли материал LZ-I, переработанные блюзовые стандарты (The Girl I Love She Got Long Black Wavy Hair Слипи Джона Эстеса, Travelling Riverside Blues Роберта Джонсона, Somethin' Else Шили/Кокрана - все это нынче считается филофонической редкостью и малоизвестно даже поклонникам со стажем) и кое-что из будущего LED ZEPPELIN-II. Это - CD №1.
CD №2 содержит запись программы лондонского Радио Один In Concert, сделанную 1.04.71, т.е. двумя годами позже, и представляет собою типичный концерт LZ тех лет: материал альбома LED ZEPPELIN-III плюс интригующие заявки на будущее (в частности, первое известное исполнение Stairway To Heaven, встреченное благоговейным молчанием аудитории) и мелкое музыкальное хулиганство в виде рок-н-ролльно-блюзового попурри посреди Whole Lotta Love. В отличие от содержания CD №1, тут все широко известно, ибо было растиражировано пиратским путем бесчисленное количество раз - правда, не полностью (т.к. некоторые вещи из этого концерта в эфир не пошли) и в соответствующем качестве.
В 1997 году Джимми Пейдж, разрывающийся между нежеланием быть погребенным под грудой архивных обломков и необходимостью взять под контроль возню BBC с записями LZ, выбрал последнее, скомпилировал, оцифровал и совершил прочие колдовские пассы - и альбом вышел. Такова объективная реальность.
"Субъективно (ну а как еще можно писать о музыке, которую любишь большую часть жизни?) - это 152 с половиной минуты чистого восторга, незамутненного совершенства: не столь технологического (хотя саунд безупречен), сколь исполнительского, живого. LZ всегда были концертной группой (хотя студийные версии Stairway To Heaven и Since I've Been Loving You они вживую так и не смогли превзойти). Великой. С большой буквы. Ни беспрецедентная длительность, ни повторы (Communication Breakdown - 3 варианта, You Shook Me, I Can't Quit You Baby, Dazed And Confuzed, Whole Lotta Love - по 2) не утомляют, наоборот, два с половиной часа пролетают незаметно и столь насыщенно, что хочется слушать снова и снова.
Абсолютно живая музыка. Абсолютно современная - хотя и почти тридцатилетней давности. Просто - абсолютная. Образец для любой группы подобного состава: слушайте и учитесь, как надо играть концерты. Забудьте о годах, отделяющих эту запись от сегодняшнего дня, они неощутимы; не думайте, что эту музыку создали матерые монстры, им всем тут по 20-25 лет. Первые альбомы, гастроли, радиоэфиры - и совершенство, очевидное и не превзойденное до сих пор никем: в каждой ноте этой музыки, в каждом звуке этого голоса. Слушайте - это живое дыхание богов. Это - Великая Музыка."
P.S.
Интересный момент. На том диске, который я купил в 90-х (естественно, это был пиратский диск), была композиция "Whole Lotta Love" в середине которой было поппури "Boogie Chillun/Fixin To Die/Thats All Right Mama/A Mess Of Thw Blues". Уж не знаю по какой причине, но пираты почему-то самостоятельно отредактировали эту композицию, вырезав из этого поппури всё, кроме "A Mess Of The Blues". В те годы я переслушивал эту композицию десятки раз пытаясь понять, где же там преслиевская "Thats All Right Mama" или блюз "Fixin To Die"
И только спустя десять лет, когда купил родной диск, удалось послушать полную версию.