Интервью с Джимми Пейджем
- Давайте поговорим о риффах.
- Я люблю говорить о риффах. (Смеется.)
- Один из моих любимых — в песне «Black Dog» с вашего четвертого альбома, потому что он очень странный: играется как бы поперек ритм-секции. Кажется, что так нельзя играть, но он работает.
- Этот рифф придумал не я, а Джон Пол Джонс. Его было нелегко сыграть. Когда я его играю, барабанщик стучит на четыре четверти. Но «Black Dog» — это больше, чем рифф. Это перекличка между риффом и вокальной партией, бридж и все остальное, что обеспечивает песне развитие.
- Гитара — главный инструмент в большинстве песен Led Zeppelin. Но на «Celebration Day» слышно, что бас-гитара играет побочные мелодические партии. В этих песнях очень много всего происходит.
- В том все и дело! Имеется рифф. Что с ним дальше делать? Тут ты начинаешь придавать песне форму. Вступление к «No Quarter» игралось на клавишных. Но главная роль отводилась гитаре. К написанию «Heartbreaker» Джон тоже приложил руку. Вступление там гитарное, а потом басовая партия Джона становится главной в куплете.
- В чем секрет великих риффов Led Zeppelin?
- Рифф должен гипнотизировать, ведь он будет играться снова и снова.
- Вы тестируете риффы, играете их раз за разом, чтобы удостовериться, что рифф удался?
- То, что рифф удался, чувствуешь инстинктивно. И речь необязательно о гитарных риффах. В эпоху Led Zeppelin большая часть нашей музыки основывалась на риффах. Но была и другая, акустическая часть. «Ten Years Gone» была совершенно другой, там использовались наложения гитарных партий. В этом преимущество группы-долгожителя — ты ездишь на гастроли, записываешь альбомы. Теоретически, мы могли играть что угодно. Мы могли реализовывать любые идеи — если они были дельными, если в них был смысл.
- Ваше вступление к «Stairway To Heaven», сыгранное пальцами, — это рифф, повторяющийся и гипнотизирующий. Но в то же время это больше чем рифф. Вступление получилось мелодичным и многослойным.
- Я написал это на акустической гитаре. Я сидел дома и экспериментировал, комбинировал разные фрагменты. Я придумал куплеты, переход к соло и финал. Смысл был в том, чтобы напряжение постоянно нарастало. Текста Роберта у меня тогда не было, только вокальная мелодия, которая сочеталась с моими гитарными партиями.