Никогда не испытываешь стресс во время записи?
Бывает. Труднее всего в студии выстроить песенный фундамент, ритм-секцию, сначала бас и барабаны, потом ритм гитара, и пошло-поехало. Потому что бывает так, слушаешь ритм-секцию и ритм и понимаешь, что се было сыграно охуенно быстро! Приходится замедляться, то есть начинать все заново, с чистого листа. Больше всего меня нервирует процесс микширования. Конечно, сам альбом изначально был достойно, качественно записан, иначе он не звучал бы настолько круто в итоге. Однако, первый вариант микширования, сделанного Ройем Томасом Бейкером, был фиговый. Он должен был провести восстановительную работу и смикшировать достаточно хорошую пластинку. Все было записано весьма достойно. Поэтому микширование всегда имеет первейшее значение. Если микс говно, то и весь альбом звучит дерьмово.
Почему в этот раз ты решил написать песню об алкоголизме?
Да я уже об этом писал, та же «Suicide Solution».
Да, но содержание этой песни извратили (смеется). Новая откровенно утверждает: «Мой демон – алкоголь».
Да, точно (смеется). Наверное, в тот момент я так и считал. Дело в том, что я долго и тяжко боролся со своим пьянством. Стоило мне только выйти из дома, и фотограф из National Enquirer провожал меня прямо в бар. Когда видел свое лицо в газете под заголовком (говорит еще одним извращенным, диким голосом) «Оззи снова начал бухать», мне было откровенно противно. Я чувствовал, что облажался. Я никогда не думал, что смогу завязать, не пить, как не пью сейчас. Я уже махнул на себя рукой, решил, что обречен, потому что так себя чувствовал. Я написал строчку «Мой демон – алкоголь», потому что решил, если этот текст прочитает такой же как я выпивоха, его это заденет, ему будет больно. А им точно это не понравится. Буквально вчера, когда я был в студии, мне сказали, что во время читки текстов моих песен на встрече издателей, несколько недель тому назад, стало ясно, что такую лирику поймет любой алкоголик или наркоман. Поймет все, что я говорю, абсолютно все.
У тебя очень узнаваемой, классический и вместе с тем неподражаемый голос, никогда не думал петь в другой манере?
Не. Я играю своим голосом, его оттенками, но оперу петь даже не пытаюсь. Так поет только Оззи, вот и все.
Представишь что-нибудь новенькое на концертах в этом году?
Да, но мы пока еще в этом плане не определились. Сейчас я могу позволить себе что-то вычурное, без потери качества, и это прекрасное сочетание. Я пою лучшие песни Sabbath, а Sabbath поют лучшие песни, записанные с Оззи.
Как тебе удалось возобновить сотрудничество с Гизером Батлером?
Честно говоря, по чистой случайности. Гиз все никак не мог дождаться получения нового контракта, устал от Sabbath, при этом сочинил множество новых песен, которые хотел когда-нибудь записать. Если музыкант не гастролирует, он теряет свою квалификацию, а выступать то все равно хочется. Через три месяца гастролей, я могу с Гизом поспорить, и захочу его прибить, но потом, когда успокоюсь и вся эта дурость выйдет из меня, Гиз встретится со своими друзьями, поп-звездами, и начнет гонять по всей Америке на своем мотике Harley Davidson. Как-то раз, в одно воскресенье, я заглянул к нему в гости, пообщаться с ним, его женой и детьми, вместе пообедать. Он поинтересовался, нужен ли нам басист, а я в ответ спросил его, не нужна ли ему работа? После чего он посоветовался со своей женой, и я взял его к себе.
Как тебе играется с соратником по Sabbath, по сути, с половинкой оригинальной группы?
Убойно, и для меня это не просто половинка Sabbath, это круто, великолепно. Все распри в прошлом.
Почему в качестве группы разогрева вы выбрали именно Anthrax?
Честно скажу, в тот момент я эту группу практически не знал, но планировал послушать их песни и понять, кто они такие. Мой агент предложил поехать на гастроли с Anthrax, я с ним безропотно согласился, как с профессионалом, разбирающимся в концертном рынке. Вот и все дела. Тут больше моя жена решает, чем я сам. Не хочу никого обидеть, просто Шэрон всегда удается выбирать для разогрева самые лучшие группы.
Тут можно вспомнить Metallica, они разогревали тебя в прошлом году, и с тех пор очень сильно раскрутились, став мировыми звездами.
При выборе той или иной группы в качестве разогрева, мне приходится собираться с мыслями. Так что пускай жена решает, это ее «тема», именно она занимается подбором групп. Она интересуется у меня, слышал ли я ту или иную команду, как потенциальный будущий разогрев. Если мне в группе что-либо не нравится, тогда Шэрон дает мне право самому решить, стоит с ними ехать в турне или не стоит. Много лет назад, подбирая группу разогрева, я разосрался с одним агентом, еще тем мудаком, а я парень злопамятный, а когда кто-то решает за меня, это уже совсем другая история.
Летом прошлого года ты выступал по английским клубам, почему решился на этот шаг?
Я понимал, что начать с Закком выступать на таких площадках, как Madison Square Garden, Meadowlands или Nassau было бы не правильно, потому что это очень большие залы. На было важно понять, сможет ли этот парень работать в команде. Я хотел понять, будет ли у нас получаться, и главное, нам самим нравится. Как новые песни будут принимать фанаты, и как будет играть сама группа. Я не давал концертов больше двух с половиной лет, и захотел вернуть былое удовольствие. Но все получилось просто классно!
И как тебе выступалось на клубной сцене, после стадионных концертов?
Меня данный вопрос не беспокоит. В клубе можно легко прочувствовать публику, увидеть каждого в толпе, я могу пригласить кого-то из зрителей на сцену. Это были отличные рок-н-ролльные концерты. Я мог бы запросто прокатиться по американским клубам, сесть в автобус и две недели выступать на маленьких площадках, причем где угодно, ради собственного удовольствия. Это же круто! Играя в клубе, не нужно без конца монтировать и разбирать кучу аппаратуры, не нужно чтобы на тебя работал огромный обслуживающий персонал, когда не понятно, кто с тобой едет в турне. Через девять месяцев затяжного мирового тура, я тупо забываю имена тех, кто на меня работает, просто не помню, кто есть кто. И так постоянно. Я не знаю тех, кто грузит и устанавливает аппарат, я не знаю, кто они такие. А когда помнишь имена, это так приятно.
Оззи, думал ли ты, что у тебя будет столь продолжительная музыкальная карьера?
Никогда. Мне очень повезло, я настоящий везунчик, и поэтому очень горжусь собой.
Как тебе это удается?
Понятия не имею, по идее, я должен был подохнуть уже 50000 раз. Опустившись на самое алкогольное дно, я все не мог понять, почему я не помер? Не то, чтобы я жаждал смерти, во мне осталось еще достаточно любви и душевной теплоты.
Как себя оцениваешь?
Как прохвоста-трудоголика. В этом деле нужна преданность, нужно полностью отдать себя делу рок-н-ролла, такова твоя миссия. Для меня музыка это не хобби, не домашнее развлечение. Не халтура какая-нибудь помимо основной работы, для меня все по-настоящему, вот какая штука.
Перевод - Дмитрий Doomwatcher Бравый 13.03.18
... и добавил:
Давай вернемся к разговору о Закке, насколько быстро этот парень влился в твою студийную работу?
О, моментально. Тут же, сходу. Начали сотрудничать, и я каждый день падал рожой на пол (смеется), поэтому он решил: «подыму ка я Оззи, да уложу в постель».
Как ты работаешь в студии? В этом плане что-то изменилось?
Нет, ровным счетом ничего. Все как обычно, в принципе. Когда записывали «No Rest For The Wicked», все играли в аппаратной, что было очень непривычно. Обычно, я приходил в студию, и продюсер общался со мной через окно аппаратной. Сейчас все играли прямо в аппаратной, подключив усилители в студии, и оставив их в студии. Для нас что-то новенькое. Так поступать нас надоумил Кит Олсен. Начинали запись с продюсером Роем Томасом Бейкером, но альбом спас Кит Олсен. Он отсек весь ненужный лоск и все переделал. Поэтому огромная заслуга в том, что альбом реально получился, именно Кита Олсена.
Что же случилось с Роем?
Понятия не имею. Не скажу, что меня не устаивали его методы работы. Рой решил заняться другим проектом, а лейбл забраковал сделанный им микс, но в тот момент он уже работал с другим музыкантом, с кем конкретно, я не в курсе. Появился Кит Олсен и предложил переделать звучание барабанов. В итоге он прогнал барабаны через компьютер, и почистил звук.
Для тебя важна атмосфера при записи вокала?
Нет, я просто пою, причем неважно где, хоть в сортире, хоть в коридоре, хоть в помещении студии. Главное, чтобы все хорошо звучало. А зачем спрашиваешь, тебе интересно, нужна ли мне атмосфера ночного клуба? (смеется)
Некоторые любят петь в темноте, чтобы никого не было рядом.
Должен признаться, не люблю когда в студии толпиться много народу. Периодически лажаешь, это видят посторонние, поэтому такое очень даже выбивает из колеи. Ведь бывает же такое, как заголосишь не в тему прямо на середине очередной песни.
Твои требования к музыкантам?
Мне нужна преданность. Потому что группа для меня это семья, это настоящая армия. Мы все держимся вместе, поэтому нужна преданность. Я предан настолько, насколько другие преданны мне. Если преданны, тогда я буду держаться с ними до конца, но стоит только от меня отвернуться, все, вы мертвы, вычеркиваю. Пока что мне везло, еще никто от меня не отвернулся. Но если бы отвернулись, второго шанса я бы таким никогда не дал.
Что скажешь о музыкальных требованиях?
Мне достаются хорошие музыканты, и в этом плане мне всегда везет. Хорошие исполнители, своего рода мой стандарт качества, который я требую выполнять. Я бы никогда не стал сотрудничать с музыкантом, который тупо не умеет играть. Ритм-гитарист для меня должен быть универсальным, и уметь играть соло. Закк просто замечательный музыкант, поэтому остается поражаться, что он играет на гитаре всего шесть лет. А что с ним будет в 27 лет, когда меня уже и на свете не будет? Вы только представьте! Меня к этому времени уже будут катать на инвалидном кресле! (смеется).
Вот ты рассказал о поведении Джейка. Вот Закк новичок, не боишься, что со времени он начнет точно также вышлепываться?
Возможно, ведь как личность, он наверняка поменяется. Ну, и к лучшему. Он возмужает как музыкант и пойдет своей дорогой. Пока что (на момент этого интервью – ред.) он еще не гастролировал, но прямо таки рвется на гастроли. Пускай пару лет погастролирует, а там посмотрим… сами понимаете, гастрольная жизнь делает из мальчишки мужчину, честное слово. Сейчас он весь в предвкушении, но годика через три может устать. Это я «тертый калач» по части гастролей, мне не привыкать, и я видел, как другие быстро выгорают в дороге, на раз. Дорога делает из мальчишек настоящих мужчин.
Ты до сих пор любишь гастролировать?
Турне, это профессионализм. Это моя работа. Не скажу, что не люблю гастролировать или питаю к этому отвращение. Гастроли часть меня самого. Спроси любого работягу, хоть клерка в офисе, хоть водителя такси с 35-ти летним стажем, никто не станет спорить и говорить, что они не любят этим заниматься. Концерты это моя жизнь и моя работа. То есть я люблю выступать, когда все идет по плану. Но бывает так накрывает, что хочется запихнуть голову в песок и тупо сдохнуть. Никуда от этого не скрыться. Если даю хороший концерт, у меня душа поет. Когда есть нужный настрой и силы, все прекрасно. А когда настрой отсутствует, противно от одной только мысли, что завтра снова на сцену. Да, бывают не концерты а форменная катастрофа. Бывало я выходил на сцену и думал: «Только бы побыстрей все оттарабанить, и завершить «Paranoid»».
А как насчет записи альбомов? Продолжаешь работать в студии с удовольствием?
По-разному, есть свои плюсы и свои минусы. Постоянно наслаждаться студийной работой не реально. То есть если надо записать радостную песню, то вовсе не обязательно прыгать от радости, и конечный результат не обязательно должен супер радовать. И если сегодня мне нужно записать, к примеру убогую, жалкую песню, вовсе не обязательно меня должен кто-то выбесить, чтобы я проклинал обидчика. Такого со мной не бывает. Нужно, что называется, поймать нужный настрой, нужно уметь прочувствовать свою песню, и подобное умение приходит только годами. Трудно сказать, одним словом, я думаю, что я прав, но найти точное определение сложно.
Все песни на «No Rest For The Wicked» были написаны тобой в соавторстве, насколько легко было сочинять вместе с Закком?
Легче легкого! Мне понравилось наше сотрудничество. Под конец сотрудничества с Джейком, я понял, что по своему характеру он самый настоящий интроверт. Человек, который не станет демонстрировать вам свой энтузиазм. Джейк никогда не скажет: «Обалдеть! А ведь получается! Песня рождается на глазах!». Когда с ним работаешь, не понятно, получается у тебя или нет, и все из-за отсутствия коллективного, командного энтузиазма. Тогда как Закк может сказать: «Блин, что это за говно? Я такое, нахуй, играть не стану. Меня же, блядь, за такое засмеют!». А когда все получается, он скажет: «Это же круто! Это охуительно!» (Оззи мастерски пародирует бруклинский акцент) Мне работалось очень легко из-за поддержки как Закка, так и Боба Дайсли, Джона Синклера и Рэнди Костильо.
В этот раз Рэнди сыграл очень интересно. Раньше я к игре барабанщика никогда не прислушивался, но к Рэнди я прислушиваюсь и буду прислушиваться и дальше, все потому что этот парень дарит мне классные, интересные партии. Он даже предложил вокальную партию на песне «Crazy Babies». Новые песни сочиняли все вместе, все потому что мне больше не хочется тащить груз сочинительства в одиночку. Меня это очень утомляет. Я могу расстроиться и послать все к черту, и вот тогда, в таком состоянии, начинаю делать ошибки. Поэтому песни сочиняли все вместе, плюс добавили в сочинительскую команду еще одного игрока.
В какой момент ты понимаешь, что у тебя рождается лучшая песенная лирика?
Я слова песен не сочиняю, и с самого начала поручил лирику Бобу Дайсли. Могу ему объяснить, о чем, в моем представлении и понимании, должна быть та или иная песня, и он сочиняет. Я могу заниматься какими-то прочими делами в студии, и он обратится ко мне в этот момент, предложит тот или иной вариант текста. И будет сочинять до нахождения правильного, подходящего варианта. Он автор большинства текстов, причем сочиняет их очень давно. Но я могу предложить ему определенный сюжет, после чего он выстраивает слова в нужном, хронологическом порядке, чтобы лирика ложилась ровно на музыку.
В текстах песен часто встречается понятие порока, греха.
Ну, это не специально. Этот альбом дает мне возможность дать отпор такому телепроповеднику как Джимми Сваггерт. Этими текстами я словно говорю: «Считаешь себя хитровысморканным, не так ли? Вот уже 10-20 лет твои подручные валяют валяют мои имя в грязи, называя воплощением смерти и сатанизма. А ты сам то кто? Пора разоблачить твою гнилую сущность!». В песне можно говорить о чем угодно, на любую тему, и петь не только об алкоголе, ужасах, моей мести, своих чувствах, своем сопротивлении. Всяких тем достаточно.
Зачастую лирика у тебя получается очень личной. То есть ты с легкостью рассказываешь миру о своих личных переживаниях?
Да, это личные тексты. Не могу я петь, что-то типа: «Я познакомился с ней в понедельник, и прямо обомлел». Это не лирика, а слезливое говно, одним словом, не моя тема.