Вернемся к основной теме! вот крайне интересный материал именно о Советских ВИА, я дико много узнал только из этой статьи,сделаю для затравки краткие выдержки а остальное все сами читайте !
http://rus.625-net.ru/audioproducer/2006/06/zapis.htm
автор Рафик Рагимов, профессиональный звукорежисер работавший со многими ВИА.
в середине 70-х типичный советский ВИА выглядел так: две гитары, бас, барабаны, клавишные, два-три вокалиста («совместители» или «чистые» певцы), саксофон, часто труба и тромбон. И точно такими же были в 50-х годах составы ритм-энд-блюза и раннего рок-н-ролла, так что те, кто сейчас противопоставляют «прогрессивные» рок-группы «отсталым» ВИА, просто не знают истории популярной музыки! Вот как, к примеру, выглядел ансамбль Witness американского певца и трубача Луи Прима: труба, саксофон-тенор, тромбон, фортепиано, гитара, бас, барабаны и вокалистка, певшая как соло, так и бэк-вокальные партии. Бэк-вокал пели и некоторые инструменталисты, а сам Прима то пел песни как солист, то играл на трубе.
Так получилось, что записывать ВИА стали примерно тогда же, когда в наших студиях появились первые многодорожечные магнитофоны — сначала 4-дорожечные, а потом и 8-дорожечные, что тогда казалось почти фантастикой! Это совпадение новой музыки и новой техники и технологии было скорее всего случайным, но очень удачным и «ко времени». Не знаю, как бы все выглядело и звучало, если бы мы начинали записывать ВИА на простые стереомагнитофоны или тем более моно. Наверно, это было бы более скучно, тускло, неярко. Ведь и записи «Битлз», сделанные до появления многодорожечников, звучат совсем не так, как их поздние записи. Кстати, самые первые записи первых ВИА были сделаны сразу в стерео, без сведения, и это слышно — не хватает красок, исполнители немного скованны.
Одной из первых записей ВИА на 4-дорожечный магнитофон стал первый диск ансамбля «Песняры», Александром Штильманом в начале 1971 года Назвать эту запись по-настоящему многодорожечной сложно: сначала записали все инструменты сразу в стерео, а потом весь вокальный ансамбль и солистов — тоже сразу в стерео. А потом установили баланс между двумя уже готовыми стереопарами — вот и все сведение…
В те времена у музыкантов ансамблей было трудно с хорошей аппаратурой, особенно с усилителями для гитары, баса и т.д. Самая лучшая аппаратура была у «Песняров». в «Мелодии» были фирменные комбо Fender, Marshall, были также барабаны Premier — все это приобрели для штатного ансамбля «Мелодия», Поскольку каналов было мало, приходилось выстраивать целую схему. Из восьми каналов два канала выделялось на ударные, то есть все микрофоны ударных сразу сводились в стереопару, при этом сразу делалась коррекция эквалайзером, иначе потом уже не соберешь. Когда стали писать на 16 каналов, то на ударные отводилось уже 4 дорожки: малый барабан, большой и остальное. Бас обязательно писался на отдельную дорожку, и на отдельную дорожку инструментальное соло, причем если в одном куплете, например, было соло гитары, а в другом — саксофона, то их писали на эту одну дорожку поочередно. Остальные дорожки — для солистов-вокалистов и бэк-вокала. Если инструментов было много, то вокал «потесняли» — оставляли для него только две дорожки, а освободившуюся пару отдавали духовым или клавишным, ведь бывало, что играли два клавишных — рояль и орган. такие фокусы делали из-за нехватки треков!
... и добавил:Продолжение:
Вначале записывалась ритм-секция: ударные, бас, ритм-гитара, рояль или клавишные. На это уходили 2-3 смены (имею в виду запись полного альбома ВИА, а не одну песню). Тон-зал разгораживали щитами, а когда позже построили кабины, то барабанщика, басиста, гитариста с усилителями сажали туда. Гитару и бас писали только микрофоном с комбика, — запись в линию приводит к утрате тембра, обертонов, в линии звучит сухой неинтересный звук, а когда ставишь микрофон поближе к центру диффузора, все звучит ярко и сочно. Для съема баса и гитары я применял только динамические микрофоны. «Мелодия» вообще имела отличный, очень богатый парк микрофонов, не хуже западных студий, поэтому можно было поэкспериментировать, поизучать их свойства.
На барабаны микрофоны ставили не жалея — на каждый том отдельно, на малый отдельно, на большой, на хай-хет. На хай-хет приходилось ставить, потому что не было узконаправленных микрофонов, приходилось использовать AKG 414 с переключением диаграммы. Но впоследствии я отказался от установки микрофона на хай-хет, особенно в кабине — он очень выпирал и его трудно было «обуздать». Оверхеды в кабине применялись редко, это все-таки способ записи для залов. А вот когда пишешь в зале, то часто достаточно только оверхедов и микрофонов на малый и большой барабаны.
На все клавишные отводились две дорожки, но если рояль играл важную роль, то его писали, как в джазе, на стереопару. Органы и синтезаторы в то время были монофоническими, так что тут ясно — каждому по дорожке. Записывать электронные клавишные на одну дорожку нельзя — их потом не разведешь и не обработаешь, и при сведении ничего не поправишь.
Последними из инструменталистов записывались духовики, струнники, если были, и исполнители сольных партий. Им в наушники подавалась ритм-секция, микрофоны ставили по возможности каждому, а количество дорожек зависело от формата магнитофона, но не больше трех.
Ансамбль «Песняры»
Затем записывали сольный вокал. Уже с начала семидесятых мы использовали наушники при записи вокала, это были очень хорошие наушники AKG. Уже тогда мы вырабатывали приемы записи вокала наложением на заранее записанный инструментал. Например, я давал очень мало реверберации в наушники вокалисту, потому что если дать ее больше, то солист начинает «кайфовать», хуже себя контролирует и поет нечисто. И то реверберацию я давал ему немного при записи в малой студии, потому что в большой студии сама акустика зала дает достаточно реверберации, даже если петь в наушниках. Каждая песня записывалась с начала до конца, но в сложных вещах могли работать и большими кусками. Но вписки-дописки мы уже тогда применяли. Если небольшая ошибка, подаешь назад ленту, пишешь еще раз с этого места до паузы, а дальше звучит уже хорошо записанный материал. Когда стало много дорожек, на сольный вокал выделялось две-три дорожки, и разные дубли писались на разные дорожки, а потом при сведении эти дорожки просто переключались кнопкой, чтобы прозвучали лучшие фрагменты разных дублей. Но все равно дублей было немного, ведь число дорожек было очень ограничено. Да и исполнители не могут несколько раз спеть хорошо, иногда первый дубль оказывается лучшим, хотя музыканты редко останавливались на первом дубле. Им все кажется, что следующий они споют или сыграют лучше.
Последним записывали бэк-вокал, потому что он должен следовать за солистом. Тут состав варьировался от дуэта до секстета. Я почти всегда применял наложение — не в смысле каждый поет по очереди, как сейчас пишут, а повторно спеть те же самые партии, то есть «дабл-трек», не с помощью задержки, а живой повтор. Конечно, это требовало высокого профессионализма и хорошо выученных партий, потому что надо попадать очень точно, это не все умеют. Но в те времена к записи относились очень ответственно и серьезно, все приходили очень подготовленными, такого, чтобы изучать партии в студии и что-то подбирать на ходу, не было.
Ансамбль «Самоцветы»
Дальше наступал этап сведения. В студию приходил аранжировщик, это было обязательно, и руководитель. Иногда приходил кое-кто из музыкантов, но это редко.
Первым делом устанавливался баланс ударных, когда их было уже четыре дорожки, и на этом этапе вводилась коррекция и устанавливалась панорама. Ударные я объединял в группу на микшере. Дальше — бас, ритм-гитара и клавиши. Баланс гитары и клавишных я устанавливал отдельно между собой, потому что я их раскидывал по панораме влево-вправо.
После ритм-секции наступала очередь духовой секции, которую я тоже соединял в одну группу и назначал на один фейдер, и сольных инструментов. При сведении духовых я отключал ритм-секцию и сводил только «дудки», чтобы контролировать тембр духовых, ведь надо сохранить все нюансы их игры. Если же слушать и ритм-секцию, и мелодические инструменты, можно пропустить серьезные ошибки.
И только сведя духовые, слушаешь их вместе с ритм-секцией и балансируешь группы между собой.
Затем сводится бэк-вокал, до солиста — тут последовательность, обратная записи. Хорошо свести бэк-вокал не так просто — надо найти точное время реверберации, подобрать стереопанораму. Вокальную группу тоже слушаешь, отключив все остальное. Затем прослушиваешь уже все вместе, за исключением солиста. Естественно, вокальная группа тоже собирается на подгруппу для работы одним фейдером.
И, наконец, баланс солиста со всем остальным. Тут все делалось достаточно традиционно — моды «топить» сольный вокал в общей массе, как стали потом делать в рок-группах, тогда еще не было. Не было и нынешней моды все компрессировать до предела.
Я компрессором не увлекался, чтобы не задушить музыку, не убить нюансы — так, немножко даешь, если у кого-то отдельные ноты выскакивали. Тем более, компрессор у нас тогда был очень грубый, «бешеный», я его использовал только с большим барабаном, даже бас практически не компрессировал.