Спорить не буду, может педалькой с медиатором и можно сымитировать щелбан. Сделай одолжение, нащелкай пожалуйста "В моей душе покоя нет" или "У природы нет плохой погоды". Просто это один из моих любимых звуков баса, услышав однажды который(насколько это тогда позволяла аппаратура) я стал интересоваться каким, собственно, инструментом это делается? Был где-то 83-84-й год, а мне тогда было лет 7-8 и я уже пару лет занимался аккордеоном и пел в хоре. Помню, спросил об этом у мамы, она сказала - "не знаю я, мож бас-гитара какая нибудь". Бас-гитара?! ЧТО ЭТО? Вот бы мне на такой научиться!!! А она мне - "На аккордеоне сначала научись." Я было спорить - звук противный, уши режет, репертуар вообще не катит... - "Что-то я смотрю разговаривать научился, иди лучше этюды учи! Преподавательница итак говорит что ленивый донельзя, а ведь какой способный."
А играл я, между прочим, уже в 6 лет наощупь. Инструмент на колени мне ставила мама и видеть я мог только ноты, и то свернув голову.
А меня уже перло вовсю, и слушая в очередной раз "Бременских музыкантов" я поражался, ну КАК этот инструмент, не заполняя целиком звукоряд, а буквально "кидая картохи", ну просто держит... я не знаю.. несет на себе настроение всей композиции. Причем, иной раз, вставляя такие ноты, каких вроде и не должно быть там - а с сольфеджио я знаком - но до чего же вкусно они там сидят, а! Ну как будто один и тот же салат но с разными соусами-майонезами - и нате вам новое блюдо! А уж как если где пробежится басист по низам, я и сам не знаю что со мной делается - экстаз да и только. И "никакой бабы не надо".
Но что самое досадное, никто так и не обратил внимания на то, чем я действительно хочу заниматься. Даже ни преподы по музыке ни наш худрук по хору, а ведь был хормейстером в театре Станиславского и Немировича-Данченко... Ну, мол, какая там музыка - просто акцентирование нижних ступеней аккордов. "Пум-пум", одним словом. А ведь я спрашивал, интересовался, хотя и был очень замкнутым - ну, реально, рта не давали открыть! Да что там говорить - даже ручки не давали крутить, а ведь на всех совковых телеках, какие я видел, была регулировка НЧ и ВЧ тембра. Не, правильно тут говорят - были, были "мутки" с урезанием басов. И все мнения отчасти верны - и из-за способностей аппаратуры(регуляторы-то тембра были, а динамик-то, иной раз только пищалка одноваттная), и из-за "установки" в головах граждан. Мать мою до сих пор басы пугают, это для нее "буги-муги", по ее выражению. Однако, есть еще одно предположение...
Короче, так или иначе, проперло меня аж до 35 лет, блин, пока однажды не влетел я на мопеде в бочину "Калине". Тут в башке моей что-то щелкнуло и, сидя на больничном со сломанным носом, слушая что-то "басистое" я подумал "про какие пум-пум мне мозги может уже пол-жизни пропарили?!" Поехал, купил бас и все тут.
Извините, наболело...
Так вот, я что хотел сказать - как мне слышится, "щелбан"-то этот и есть настоящий щелбан. И вот почему. Насколько я успел пока ознакомиться с инструментом, я заодно понял что школа бас-гитары сравнительно молодая, в музыкальной истории. Зато существовала другая школа. И басисты тех времен, с соответствующим образованием, конечно, а иных и представить сложно в каком-нибудь оркестре а равно и в серьезных ВИА - как минимум были знакомы с контрабасом. И хотя я в руках его не держал, полагаю чтоб извлечь из него сколько-нибудь сочный звук нужен очень мощный щипок с одновременным зацепом кончиком ногтя - эдакий щелбан. Соответственно вырабатывалась техника игры, привычка, если хотите. И взяв в руки бас-гитару контрабасисты выдавали по привычке такой выхлоп, что приходилось урезать низы(как вам такая версия?), а позже использовать компрессор. Я тут мало-по-малу экспериментирую, страсть крутить ручки осталась, и на мой слух именно это устройство способно превратить бас в хлопок, пропустив при этом высокочастотную составляющую от зацепа ногтем. Такая вот тема... А вообще, думается, хорошо бы спросить Исплатовского Алексея Владимировича. Как бы не его этот щелбан в "Служебном романе"... Контрабасист, бас-гитарист оркестра Госкино как раз в те годы и, кажись, по настоящее время...
Вот про это никто не вспомнил
DISCO - Мгновенье, Стой... и добавил:Вот, на скорую руку, чисто для иллюстрации щипка. Струны круглые, бас минимум, компрессор максимум. Весьма звонко, но можно и помутнее сыграть.
[вложение удалено администратором]