Сделал первый набросок статьи в раздел «Мастер-класс» для журнала «Music Box». Конечно это не окончательный вариант, но статья выйдет через два месяца, а поделиться своими мыслями с коллегами хочется уже сейчас))))
Громкость и экспрессия
Давайте представим ситуацию, вы сидите на трибуне стадиона, где-то на галерке, а в середине поля стоит человек и очень громко орет! Так как он очень далеко, вам его еле слышно, но тем не менее вы прекрасно понимаете, что он издает душераздирающие вопли, на грани срыва, до хрипоты.
А теперь несколько другая ситуация. Стоит 100 киловат аппаратуры и человек на стадионе шепчет в микрофон. Мощность аппаратуры такова, что его звуки и даже просто дыхание, прилично давит на уши и слышно в целом микрорайоне. Тем не менее, вы чувствуете, что он очень тихо, тихо шепчет.
Я надеюсь, что гитаристы в этих примерах найдут аналогию. Ведь люди в зале при неуверенном звукоизвлечении все равно почувствуют, что музыкант «легонько» гладит струны, несмотря на то, что его усилитель работает на максимум громкости. Когда нет экспрессии, когда гитарист «не орет», срывая «горло», такая игра не цепляет. Этот «шепот» не прикроешь, ни быстрыми пассажами, ни заумным ладово-гармоническим мышлением. Одна экспрессивная нота публикой оценится выше всего этого.
Если вспомнить историю гитары, то на протяжении веков музыканты боролись с ее конструктивным недостатком. Тихая громкость гитары не давала ей занять достойное место среди других классических инструментов. Лишь в XX веке Андрес Сеговия, известный испанский гитарист, вывел гитару на сцену больших залов. Его игра была слышна в залах на тысячи мест, без микрофонов и современных усилительных систем. Вообще в классической музыке громкое глубокое звучание инструмента (без форсирования и артефактов) отличает подлинных мастеров от среднячков. На акустических инструментах громкости можно добиться только благодаря экспрессивному мощному звукоизвлечению! Играть громко очень трудно. Как доказательство: многие люди могут мурлыкать себе под нос, напевать арии из опер! А теперь попробуйте все это исполнить на сцене театра и переорать симфонический оркестр! Это разные истории.
Электрофицированные инстурменты заметно упростили жизнь, сравняв всех по этому компоненту. Громкость теперь можно вывернуть любую. Но…. Экспрессию исполнения она никак не заменяет. «Гладя» струны, играя в рок-группе, трудно рассчитывать на ответные эмоции из зрительного зала.
Поэтому я давно пришел к выводу, что заниматься на электрогитаре надо сильно извлекая звук, максимально экспрессивно. Это должно стать привычкой и выработанным рефлексом. Не стоит думать, что экспрессия придет сама на концерте. Тут ждет сюрприз - эмоции зачастую неподготовленному музыканту только мешают. Руки не справляются с работой, так как они не готовы, не тренированы. Это очень важный момент. И в этом смысл данного текста. Заниматься на гитаре надо на максимуме громкости инструмента, на грани форсированного искажения. После этого уменьшить громкость звукозвлечения всегда можно. Это просто. А вот увеличить ее, если не заниматься, не получится.
Конечно, энергичные технические занятия (особенно на ранней стадии, когда они необходимы), не стоит путать с художественным исполнением, где важную роль играют динамические оттенки. И динамика при игре на электрогитаре должна больше идти именно от экспрессии исполнения, а не от подключенного бустера, который просто усиливает сигнал.
Надеюсь мои мысли, которые уже давно просятся наружу, помогут молодым гитаристам достичь подлинного мастерства.