Автор Тема: Громкость и экспрессия  (Прочитано 14162 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Громкость и экспрессия
« : Сентября 21, 2014, 20:02:12 »
Сделал первый набросок статьи в раздел «Мастер-класс» для журнала «Music Box». Конечно это не окончательный вариант, но статья выйдет через два месяца, а поделиться своими мыслями с коллегами хочется уже сейчас))))

Громкость и экспрессия

Давайте представим ситуацию, вы сидите на трибуне стадиона, где-то на галерке, а в середине поля стоит человек и очень громко орет!  Так как он очень далеко, вам его еле слышно, но тем не менее вы прекрасно понимаете, что он издает душераздирающие вопли, на грани срыва, до хрипоты.
А теперь несколько другая ситуация. Стоит 100 киловат аппаратуры и человек на стадионе шепчет в микрофон. Мощность аппаратуры такова, что его звуки и даже просто дыхание, прилично давит на уши и слышно в целом микрорайоне. Тем не менее, вы чувствуете, что он очень тихо, тихо шепчет.

Я надеюсь, что гитаристы в этих примерах найдут аналогию. Ведь люди в зале при неуверенном звукоизвлечении все равно почувствуют, что музыкант «легонько» гладит струны, несмотря на то, что его усилитель работает на максимум громкости. Когда нет экспрессии, когда гитарист «не орет», срывая «горло», такая игра не цепляет. Этот «шепот» не прикроешь, ни быстрыми пассажами, ни заумным ладово-гармоническим мышлением. Одна экспрессивная нота публикой оценится выше всего этого.
Если вспомнить историю гитары, то на протяжении веков музыканты боролись с ее конструктивным недостатком. Тихая громкость гитары не давала ей занять достойное место среди других классических инструментов. Лишь в XX веке Андрес Сеговия, известный испанский гитарист, вывел гитару на сцену больших залов. Его игра была слышна в залах на тысячи мест, без микрофонов и современных усилительных систем. Вообще в классической музыке громкое глубокое звучание инструмента (без форсирования и артефактов) отличает подлинных мастеров от среднячков. На акустических инструментах громкости можно добиться только благодаря экспрессивному мощному звукоизвлечению!  Играть громко очень трудно. Как доказательство: многие люди могут мурлыкать себе под нос, напевать арии из опер! А теперь попробуйте все это исполнить на сцене театра и переорать симфонический оркестр!  Это разные истории.

Электрофицированные инстурменты заметно упростили жизнь, сравняв всех по этому компоненту. Громкость теперь можно вывернуть любую. Но…. Экспрессию исполнения она никак не заменяет. «Гладя» струны, играя в рок-группе, трудно рассчитывать  на ответные эмоции из зрительного зала.

Поэтому я давно пришел к выводу, что заниматься на электрогитаре надо сильно извлекая звук, максимально экспрессивно. Это должно стать привычкой и выработанным рефлексом. Не стоит думать, что экспрессия придет сама на концерте. Тут ждет сюрприз - эмоции зачастую неподготовленному музыканту только мешают. Руки не справляются с работой, так как они не готовы, не тренированы. Это очень важный момент. И в этом смысл данного текста. Заниматься на гитаре надо на максимуме громкости инструмента, на грани форсированного искажения. После этого уменьшить громкость звукозвлечения всегда можно. Это просто. А вот увеличить ее, если не заниматься, не получится.
Конечно, энергичные технические занятия (особенно на ранней стадии, когда они необходимы), не стоит путать с художественным исполнением, где важную роль играют динамические оттенки. И динамика при игре на электрогитаре должна больше идти именно от экспрессии исполнения, а не от подключенного бустера, который просто усиливает сигнал.

Надеюсь мои мысли, которые уже давно просятся наружу, помогут молодым гитаристам достичь подлинного мастерства.

Оффлайн Eug23

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Диванщег!
Re: Громкость и экспрессия
« Ответ #1 : Сентября 21, 2014, 20:16:07 »
Дмитрий Малолетов, боюсь оказаться невежливым в адрес известного мэтра, но порою исполнение полушепотом вызывает кучу положительных эмоций, а душераздирающие вопли некоторое недоумение. Пример цепляющего шепота:
https://www.youtube.com/watch?v=jhdFe3evXpk
Пример цепляющего негромкого тембра:
https://www.youtube.com/watch?v=BH-7HDi58TA
Мысль мною лично понята, но аналогия выбрана неверно. (имхо конечно)

Оффлайн Vlad_7602

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3326
Re: Громкость и экспрессия
« Ответ #2 : Сентября 21, 2014, 20:25:25 »
Да, всё так и есть.

Оффлайн *Jackson*

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 531
Re: Громкость и экспрессия
« Ответ #3 : Сентября 21, 2014, 20:31:21 »
согласен! гладить струны всегда можно.. а играть мощно нужно научиться!

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Громкость и экспрессия
« Ответ #4 : Сентября 21, 2014, 20:45:24 »
Сделал первый набросок статьи в раздел «Мастер-класс» для журнала «Music Box». Конечно это не окончательный вариант, но статья выйдет через два месяца, а поделиться своими мыслями с коллегами хочется уже сейчас))))

Громкость и экспрессия
Прочитала, очень интересно! :good: Тема, которая заслуживает внимания, так как о ней не так часто пишут. "Навеяло" по поводу Сеговии, он играл предельно "чисто" и, конечно, экспрессивно. Его правая рука творила чудеса, несмотря на "утрированную классическую постановку" на сегодняшний день. "Громкость" же, с моей точки зрения, не всегда уместна. Лишь игра "громкостью" и экспрессия в своей совокупности завораживает публику. В зале становится предельно тихо и смый тихий звук слышен каждому. :) 
   

Оффлайн Vlad_7602

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3326
Re: Громкость и экспрессия
« Ответ #5 : Сентября 21, 2014, 20:50:45 »
Алиса84, предлагаешь автору заменить "громкость" на "атаку"?

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Громкость и экспрессия
« Ответ #6 : Сентября 21, 2014, 20:59:55 »
Алиса84, предлагаешь автору заменить "громкость" на "атаку"?
Я просто высказала своё мнение и не предлагала ничего заменять. "Атака", с моей точки зрения, это одно из художественных средств для выражения экспрессии. :)

Оффлайн Vlad_7602

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3326
Re: Громкость и экспрессия
« Ответ #7 : Сентября 21, 2014, 21:05:17 »
Алиса84, да успокойся ты. чего так реагируешь. никто тебя ни в чём не обвиняет.
а про атаку да, экспрессия скорей. что то я погорячился с громкостью  :sooo-sad:

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Громкость и экспрессия
« Ответ #8 : Сентября 21, 2014, 21:46:11 »
Алиса84, да успокойся ты. чего так реагируешь. никто тебя ни в чём не обвиняет.
а про атаку да, экспрессия скорей. что то я погорячился с громкостью  :sooo-sad:
Ничего Вы не "погорячились" громкость может быть тоже в некотором роде экспрессией! ;) 

Оффлайн fruitcore

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1381
  • телекастеры, дилейчики, джазмастеры, пружинки
Re: Громкость и экспрессия
« Ответ #9 : Сентября 21, 2014, 21:48:27 »
Всё просто: если музыка должна быть шепотом, то надо научиться играть тихо; если музыка должна быть криком - то надо играть громко. Но и то, и другое нужно уметь делать.
Другой вопрос, что рок/металл - кричащая музыка чаще всего, это да. Но музыка не ограничена этими направлениями.
Например в филармонии музыканты не играют со всей дури, это ж не значит, что они не умеют играть. Наоборот они умеют мастерски управлять своей динамикой.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Громкость и экспрессия
« Ответ #10 : Сентября 21, 2014, 21:57:46 »
Eug23  Не надо путать "шепот", как художественный прием (когда надо исполнить колыбельную) и неумение управлять звуком (когда руки не  тренированы).  Что касается Марка Нопфлера - это один из лучших электрогитаристов, который здорово умеет это делать и именно поэтому гитарный мир обратил на него внимание в то время, когда все поливали на хай гейне.

Dire Straits - Sultans Of Swing (Alchemy Live)

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Громкость и экспрессия
« Ответ #11 : Сентября 21, 2014, 21:58:53 »
Всё просто: если музыка должна быть шепотом, то надо научиться играть тихо; если музыка должна быть криком - то надо играть громко. Но и то, и другое нужно уметь делать.
Другой вопрос, что рок/металл - кричащая музыка чаще всего, это да. Но музыка не ограничена этими направлениями.
Например в филармонии музыканты не играют со всей дури, это ж не значит, что они не умеют играть. Наоборот они умеют мастерски управлять своей динамикой.
Примите, пожалуйста, плюсик: + :)

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Громкость и экспрессия
« Ответ #12 : Сентября 21, 2014, 22:17:31 »
Проблема заключается в том, что электрогитаристы, (некоторые) думают если "я сделаю громче, то это будет цеплять". Смысл в том, что громкость не заменит экспрессию. Акустические музыканты впитывают это с детства. Им про это и говорить не стоит.
Идея статьи возникла во время конкурса "Многоликая гитара", когда у конкурсанта, который поливал легато на дисторшне, вырубился процессор. Воткнулся напрямую в усилитель, ламповый перегруз включили.. Сыграть не смог ни одного пассажа. И гитара вся дребежжала на половине нот, так как струны опущены так, чтобы тэппингом пыль в глаза пускать)))) Это ошибочный путь.... После такого обучения человек будет калекой. ))) И надо будет учиться заново.

Что касается филармонии, то там играют так как это задумал композитор и как записал в нотах. А там иногда бывает три форте)))

Но это даже дело не в этом... Был свидетелем когда вышел на сцену Башмет с оркестром в зале Чайковского. Тогда я понял чем Башмет отличается от других (которые играли до него прекрасно). Его альт звучал громче других и всего оркестра! Он пробивал звуком зал. А вот студент, который выучит эти ноты и сыграет, так не прозвучит, даже если инстурменты у них будут одного уровня.

И классические гитаристы в Карнеги холл (в камерном зале) играют концерты без подзвучки!!!! Это политика престижного зала - живой акустический звук. Юрий Нугманов, мой товарищ хороший, там давал сольный концерт. И поверьте, когда играет Нугманов и сидишь рядом, то гитара у него прыгает! По другому тебя в зале никто не услышит.... А шептать фуги Баха могут многие, как и напевать арии)))
Этот подход надо перенести на электрогитару, убирая громкость при занятиях и тренируясь на игре форте... Не шептать, играя Джонни би Гуд)))   На "пиано" когда надо уйти проблем не будет. А вот наоборот сделать не получится.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Громкость и экспрессия
« Ответ #13 : Сентября 21, 2014, 22:32:21 »
Проблема заключается в том, что электрогитаристы, (некоторые) думают если "я сделаю громче, то это будет цеплять". Смысл в том, что громкость не заменит экспрессию...
Вы правы, дело как раз в этом. Мне кажется, нужно убрать термин "громкости" из статьи. Ведь новички поймут его "неправильно". Вы  же как-раз пишете об этом "неправильном" понимании. :) :) :)

Оффлайн jinn71

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9754
  • Гитарист
Re: Громкость и экспрессия
« Ответ #14 : Сентября 21, 2014, 22:38:47 »
Дмитрий Малолетов, Идея то понятна но в основном людям в "теме", а надо бы писать для тех кто не в "теме"
ведь такова идея?
С вашего позволения добавлю
1) в статье нужно говорить именно о динамическом диапазоне точнее о его расширении в сторону громких звуков.
2) О критериях громкого звука: например-Понятие громко это когда струна перестаёт держать строй ( на электо), или акустический корпус перестает отвечать усилением звука при том что амплитуда увеличивается ( на нейлоне)
3)О правой руке: например-Многие озадачены расслабленной рукой дак вот в ней должно быть достаточно напряжения чтобы извлечь очень форсированный звук.
4) перечислить бы пару упражнений для новичков.

С уважением Женя.