Это мастер класс произвел впечатление какого-то праздника. Я после разных мастер-классов уже не ждал ничего хорошего, но это событие приятно порадовало. Во-первых первая часть - концерт под минусовки.
Crush Of Love,
Flying In A Blue Dream,
Satch Boogie,
Summer Song,
Hill Groove
Always With Me Always With You,
Midnight,
House Full Of Bullets
И еще одна вещь, которую я не слышал, видимо с нового альбома.
Кажется, все. Если кто вспомнит - добавит. (Ага, пока писал - сетлист выложили)
Наверное, многие из нас настолько хорошо знакомы со стилем Сатриани по записям, много раз просмотренными видео и личным изучением его творений, что (лично я), никакого откровения или шока не испытал - всё те же темы, те же соло, те же движения. Но это не принижает его мастерства - просто всё до боли знакомо, а главное - ничего нового. За исключением человеческого фактора: Сатриани производит очень позитивное, доброе впечатление как человек. Да, приятно смотреть на Музыканта, Легенду, Монстра, исполняющего свои хиты. Звук классный, все сыграно по-настоящему, очень музыкально, хотя и ничего супер сложного.
Спасибо ATTр за организацию мероприятия - они даже экраны с боков поставили, на которых иногда крупным планом показывались руки - думаю всем видно было, хотя я больше смотрел на живого С.
Так что не знаю, что говорить о выступлении - все слышали и видели Сатриани на записях и видео, и игра на этом мастер-классе почти не отличалась от того, что я столько раз видел. Возможно, те кто сидел на первых рядах или ярые фанаты получили больший заряд эмоций. Например, в конце, когда Зинчука позвали на сцену для вручения Сатрианей сувениров нашим "звездам", он выглядел очень взволнованным и восторженным. А Четвергов поблагодарил Сатриани за то, что тот (цитирую) "сподобился" приехать в Россию. Малолетова на сцену не пригласили. Зато в молодых талантах Цыганков опять засветился, зато крутого Лазеева не позвали. В общем - политика Тынку. Который, кстати, упорно проторчал весь концерт в качестве фона Сатриани (сбоку - на большее наглости не хватило). Ну да, о чем это я....
Перед началом было сказано, что ранее Сатриани проводил только один мастер-класс, после которого очень устал и получил на нем массу негативных ощущений и ваще три дня болел. Поэтому попросили быть подружелюбнее и не использовать крепких выражений. Так оно и было - спрашивающие признавались в любви к маэстро и не задавали скользких вопросов про ПШ и прическу
. В итоге Сатриани обещал приехать с бэндом.
Во вступительных словах Сатч сам упоминул, что Вай и Хэммет были его учениками. В дальнейшем его спросили - был ли (ха-ха) Ван Хален его учеником - он ответил - "нет".
После каждого блока "песен" Сатриани в общих чертах комментировал особенности прозвучавших композиций. Типа, это мой композиционный стиль - сочетание противоположных стилей , т.е гибридный стиль. На одном полюсе - традиционное буги с пентатоникой, а на другом - ладовые полетные поливки.
Насчет Midnight позволю себе не согласиться с предыдущим оратором - во-первых там не везде выдерживалась ритмика (в ритмичной части), а во-вторых он порой не доигрывал восьмую, облегчая переходы аккордов. Короче, упрощал.
Сатриани сам включал минусовки и рулил громкость на усилителе. В одной вещи громкость оказалась чуть ниже необходимой, и он крутанул ручку - получилось больше чем надо, но он так и доиграл вещь и только потом в паузе сделал как надо. Человек не шугается играть и звучать очень громко.
Проблем с сустэйном не было - он у него бесконечный без всяких сустэйнеров.
Как-то в паузе, он сыграл легатный пассаж, и мне показалось, что это прозвучало не очень чисто.
Вещи в блоках шли "нон-стоп".
Гитара висела, кажется, не так низко, как обычно, т.е. на нормальной высоте.
Все по высшему классу - "медиаторные-флажолеты-с-рычагом-левой", легатные поливки, медиаторный тэппинг, открытые струны, блюзовые пассажи, острота атаки, динамика, "мелодии-на-одной-струне", трюки рычагом, фирменный звук, вау (с соответсвующими двежениями рта), лысина, очки и фиговая (
) постановка пр.руки - 200% Сатриани.
Потом была вторая часть мастер-класса, где Сатриани отвечал на вопросы.
Вопросы были:
Про Crush Of Love . Попросили прокомментировать ее - он сказал в основном про аранжировку, в которой для выпуклости мелодии для гитары оставлена большая "дыра" между басом и аккордами.
Про Тональную Ось - он усмехнулся (что-то типа, "так и быть, расскжу", то ли понимая, что перевод не всегда соответствует сказанному, то ли из-за того, что в сотый раз об этом) и начал играть всякие лады на басу "E" , а так же аккорды. Мне понравились фразы, которые он наигрывал - не просто гаммы, а фразы, что-то музыкальное. Так же интересна была идея, когда втечение одной непрерывной фразы была смена лада - начал в одном, закончил в другом.
Был вопрос про его занятия вокалом и собирается ли он петь в дальнейшем. Он ответил, что когда-то посещал препода по вокалу, лучшего в округе на то время. Там он занимался постановкой, диафрагмой, резонаторами и тд. Но сейчас, когда он поет, он делает это по своему, не думая о тех вещах. Но он думает об этом, когда играет вокальную мелодию на гитаре - как заставить слушателя воспринимать гитару, как вокал. Работает над оттенками, как вокалист.
Но в целом насчет вокала - "Есть люди, которые поют, а есть Певцы" ("что делать, если форма черепа не та, связки не те, диафрагма не та..."). Мне понравилась сентенция. Можно продолжить: есть люди, которые играют на гитаре, а есть гитаристы. Есть учителя , а есть - которые учат. Есть писатели, а есть, которые пишут... Но будем писать дальше.
Был вопрос про его учителя, джазового пианиста Ленни Тристано. Джо был приятен этот вопрос. Он сказал, что это гений, который создал кул, и современный джаз (так перевели) и он заставлял его петь импровизации и темы джазистов и требовал, чтобы это было точно интонационно и ритмически (тут мне очень захотелось попросить Сатриани спеть какую-нибудь импровизацию Паркера, но это было бы, наверное, расценено, как недружественный вопрос - вряд ли он сумел бы это сделать
) Однако Тристано не допускал ошибок и отправлял за них домой. (Тут родилась байка, что Сатриани в До-мажорной гамме все время завышал 4 ступень и был отчислен). В любом случае не известно, как закончились те занятия.
Чего-то спросили про композу "Down, Down, Down", типа, как у него получается - будучи шредером, сыграть там медленно и сильно. (Мне непонятен вопрос, тк там есть довольно быстрые блюзовые пассажи, ну, да ладно). Сатриани ответил, что это вполне естественно в такой вещи играть медленно. Хотя ему было бы интересно, если бы какой-нибудь шредер сыграл ее иначе и в другом настроении. Вообще про эту вещь он сказал, что она очень депрессивная, и это затягивает, что настроение после нее подавленное. Он пока думает, насколько возможно ее использовать в концертах. (Американский наивняк, а нам, в России, только и подавай депрессуху, тогда мы чувствуем себя хорошо
)
Дальше вопрос был про нотные издания с его творчеством, типа, чего это они такие неточные. По-моему это вопрос к Хал Леонарду... Сатриани ответил, что он не в состоянии проверять, чего там написали, тем более, как в случае с "Даун" - он не помнит, что он играл те 4 минуты несколько лет назад (здесь есть некая неккоректность ответа, так как на концертах многие соло он повторяет ноту в ноту). Короче, он предпочитает думать о том, что он сыграет в будущем, нежели о сыгранном в прошлом. А ноты выпускаются не для профи, а для пионеров... ( не помню - это он сказал или я?
)
Вопросов про оборудование, медиаторы, струны, легато, переменный штрих, к счастью, отсутствовали. За пределами мастер-класса остались, к сожалению, так же и некоторые хорошие вопросы... Но, как было сказано - его концерты сами по себе мастер-классы, с чем я полностью согласен - чем не школа видео Сатриани в Сан-Франциско? - все (многое) показано очень граммотно, в отличии от Вая в Лондоне. Но у Вая есть видео ALS.
Третьей часть шоу было представление публике людей организовавших мероприятие (честь им и хвала), рассказы о том, как это когда-то задумалось и казалось неосуществимым и тд, плюс пожимание рук и фотографирование заслуженных рядом со Звездой. Несколько затянуто, особенно после слов "это еще не все" - все обрадовались, что Сатриани еще сыграет
Будем ждать концерта.
PS Ходят слухи, что привезут Грега Хоу.
Так же возможен приезд Холдсворта (Фортэ).
Можно помечтать о мастер-классе Гилберта. Why not?