В потоке жарких споров о том, как можно и как нельзя, что правильно и что неправильно, хотелось бы затронуть заведомо субъективную тему, относящуюся к личному восприятию музыки.
Я вот совершенно не могу воспринимать импровизацию, как готовый продукт. Для меня импровизация - это либо рабочий процесс (поиск идей, которые потом нужно развивать, доводить до ума и превращать в готовое произведение) либо просто музицирование для собственного удовольствия без особой цели, эдакое музыкальное самоудовлетворение. Например группа импровизирует на репетициях когда музыканты пытаются сообразить, как же им строить свои партии, или когда все устают разбирать песни и хотят немного отдохнуть и повалять дурака. А когда музыкант играет импровизационное соло на сцене, мне кажется, что нам показывают не готовую картину, а черновые наброски. Словно человеку было лень сочинять что-то тщательно продуманное и он решил обойтись импровизацией на ходу.
За это я и недолюбливаю блюз и прочую музыку, где на импровизацию делается упор. Блюз ведь при этом еще и практически не оставляет простора для творчества из-за своей жестко ограниченной формы.
Свободу, кстати, часто называют преимуществом импровизационных жанров, но мне кажется, что это сомообман. Свобода есть тогда, когда можно остановиться, подумать, попробовать разные варианты, переделать неудачное место, изменить структуру песни и даже подогнать гармонию под лидирующие партии. А на сцене импровизирующий музыкант очень жестко ограничен скоростью своего мышления и необходимостью играть сразу начисто, что вынуждает пользоваться шаблонами.
Такая вот мысль пришла в голову. Захотелось поделиться и посмотреть, кто что еще думает по этому поводу.