На мой взгляд, сочинение любого произведения начинается с импровизации, то есть композитор начинает сочинять музыку, импровизируя. Затем происходит фильтрация и выбор нужных идей, которые дальше получают развитие, мелодическое или гармоническое, создание темы, формы и тд. Это немного напоминает работу фотографа, всегда делается большая серия снимков, сотни, из которых выбирается несколько. В свой статье, Мартин, ты в целом правильно осветил вопрос, хотелось бы добавить, что умение хорошо импровизировать требует высокой квалификации, поскольку надо быстро думать, быстро слышать незнакомую гармонию и находить точное художественно ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ решение, как хорошая шутка, сказанная уместно в ситуации, независимо от того заготовка это (цитата) или придуманная сходу, что в свою очередь подразумевает безупречное техническое владение инструментом, по крайней мере в рамках жанра. Ни в коем случае не соглашусь с теми кто говорит что импровизация блюза это ерунда, даже на заданную гармонию, я уж молчу про джазовый блюз, который требует колоссальных навыков и эрудиции.
Безусловно, надо учиться импровизировать, это развивает слух и мышление, и имеет важное прикладное значение. Неумение импровизировать напоминает ситуацию когда прочитал кучу книг, в голове полно фактов, но нет ни одного собственного суждения, ни отношения к прочитанному. Как известно Бах многие другие выдающие композиторы были хорошими импровизаторами, то есть сочиняли музыку с легкостью, похоже на то, будто на бумагу были записаны импровизации, чем и объясняется огромное наследие КАЧЕСТВЕННОЙ музыки.