Всем привет! =)
Не знал, в какой подраздел это выложить, решил сюда. Если есть более подходящий - перенесите, пожалуйста ^_^
Я тут недавно собрал домашнюю студию и записал альбом. По ходу вёл дневник и, думаю, многим новичкам будет интересно почитать. Выкладывать буду частями, т.к. инфы много и я ещё в процессе написания ))
История Одного Альбома
От покупки звуковой карты до концерта
Очень много теории, много сотрясания воздуха, разговоров ни о чём, шуток о тупых басистах и русском роке. «Давайте обсудим, сидя на каком диване лучше играть», «Помогите выбрать комбик для дома за 5 т.р.» «Не понимаю, зачем вообще играть быстро» и т.д.
Мне стало скучно это читать уже через полгода. Мне хотелось на сцену, давать стране металла. Это было очень давно, и дал я в итоге не металла, а бякарока и не стране, а нескольким десяткам друзей.
Я рассказал о своих похождениях на одном форуме, и людям это показалось чрезвычайно интересно. Понять, почему так вышло, было несложно – большинство тех, кто выступает, выпускает пластинки и катает на гастроли – не рассказывают об этом на форумах, не пишут статей, не проводят семинаров. Наверное, им просто некогда. Или лень.
С тех пор прошло много лет, я многое понял и переосмыслил и меня потянуло на новые, более амбициозные свершения.
И теперь я хочу рассказать вам интересную историю, исключительно прикладного характера. Все факты в ней имели место в реальной жизни и ни один персонаж не вымышлен. Я расскажу, как я прошёл путь от мысли «Я хочу записать альбом» до концерта-презентации этого альбома.
Но давайте по порядку.
Часть первая (Начало)
Повествование начинается осенью 2011 года. На тот момент я занимался музыкой на любительском уровне где-то 6 лет. У меня было две гитары – Ibanez RG321 и Washburn WG780, довольно таки милый, хоть и стремноватый бас J&D2000, старый ноутбук Acer, звуковая карточка M-Audio Fast Track USB и мексиканский Shure SM58. Ну, ещё Line 6 POD x3 Live! на котором я жарил лютый метал в тотально пустых клубах Москвы и акустическая гитара фирмы Adams для исполнения песен группы «КИНО» в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Ещё весной 2011 я попрощался с мечтой стать крутым треш металлистом и распустил свою группу, в которой мы играли с друзьями под логотипом «IMHO». У меня остался только весёлый проект под названием «Бездна Анального Угнетения», песни для которого я сочинял и записывал исключительно по приколу и когда меня пёрло. Это была «виртуальная» группа, я был её единственным участником и никогда не думал, что из этого получится что-то серьёзное.
Как-то раз в порыве скуки я собрал все написанные на тот момент песни «Бездны» воедино, немного отмастерил, чтобы громкость треков была хотя бы примерно одинаковой, залил на несколько файлообменников и выложил ВКонтакте.
http://vk.com/pray_for_your_anusЭффект меня несколько удивил. Людям понравилось. В группу ВК за пару месяцев набралось порядка семисот участников, альбом очень хорошо приняли и обсуждали на mastersland.com были хорошие отзывы и на guitarplayer.ru
Я как-то вдохновился таким раскладом, к тому же было скучно. Я предложил двум своим друзьям, с которыми играл в разное время, превратить сказку в быль и устроить концерт Самой Тяжёлой Группы в Мире. Они согласились, и мы стали репетировать два раза в неделю в каких-то неблагоустроенных подвалах. Инструменты были мои (я даже потратил зарплату и купил барабанщику железо), играли мы втроём. Играли очень плохо. Я не тянул одновременно вокал и гитару, к тому же не умел (да и не умею) играть соло. Басист в целом был невысокого уровня мастерства, а барабанщик, вообще-то, считал себя вокалистом и гитаристом.
Я не хочу вдаваться в детали, т.к. это совершенно не важно, ограничусь тем, что в итоге мы дали концерт в московском клубе «Каста». Пришло человек 50-70, половина – наши друзья по впискам. Но были и люди, нашедшие это творчество в интернете и пришедшие поугорать под знакомые треки. И нас действительно тепло встречали. Люди скандировали «БА-У!! БА-У!!!», трясли головами под музыку и бухали.
Это было очень круто. Именно тогда я и подумал «Я не должен это бросать. Я должен выпустить действительно крутой альбом и сыграть классный концерт, на который придут люди!».
Так всё и завертелось.
Часть Вторая (Мысли по Теме)
Знаете, я очень вдумчивый и спокойный по своей натуре человек. Перед тем, как принять решение, я долго взвешиваю все «за» и «против», продумываю варианты действий на случай, если что-то пойдёт не так, анализирую другие возможности.
Идея записать классный альбом выглядит, безусловно, очень заманчиво. Но почему я решил, что именно у меня получится, если не получилось у сотен других музыкантов?
Чтобы не наступать на исхоженные грабли, перед началом работы я составил список наиболее частых ошибок, совершаемых начинающими и не очень музыкантами.
Итак, в чём же обычно кроется причина неудач на музыкальном фронте?
1. Неподходящий музыкальный материал.
А) Просто плохая (скучная, банальная, убогая) музыка. Не путайте с «простой» музыкой. Это разное.
Б) Слишком «неформатная» музыка. Иными словами, музыка, у которой слишком мало слушателей. Она может быть качественной, но никогда не соберёт сколько-нибудь большой зал просто в силу того, что это никто не слушает.
В) Слишком вторичный материал. Вся музыка является какой-то творческой переработкой музыкального наследия старших товарищей и это нормально. Но в каждую переработку необходимо вносить что-то своё. Какую-то яркую особенность, присущую только вашему коллективу. Если на сцене выступает «ещё одна Арея» и песни все похожи на «Герой Асфальта»– спорю на сто долларов, никто никогда не запомнит, как эта группа называлась. Даже если играли они ничего.
2. Плохие записи.
Сегодняшние реалии таковы, что основной продукт, который создаёт музыкальный коллектив – это записи. Именно записи люди будут добавлять себе в плейлист ВКонтакте, заливать в плеер или негромко включать во время секса (или кто там что вместо этого делает). Именно записями люди смогут поделиться со своими друзьями, совершенно бесплатно для коллектива распространяя его творчество, именно с записей они выучат тексты и будут подпевать на концертах.
Что такое «хорошая запись» рассуждать я сейчас не буду, чтобы не превратить небольшую заметку в «Войну и Мир», скажу лишь, что хорошие записи в РФ встречаются всё чаще, но не благодаря, а, скорее, вопреки. Проблема в том, что хорошая запись стоит очень дорого. Нужны качественные инструменты, оборудованная студия, опытный звукорежиссёр. Но и это ещё не всё. Чтобы запись получилась хорошей, необходим определённый навык создания правильной аранжировки. Нужно суметь подобрать тон каждого инструмента, чётко представлять себе стереопанораму, архитектуру композиции, роль обработок и эффектов. Нужно точно знать, какие фишки сработают на записи, а какие – только вживую.
Этим, в идеале, должен заниматься отдельный человек. Возможно – сами музыканты. Но ни в коем случае не звукорежиссёр, как у нас всегда и бывает.
3. Отсутствие продвижения
Да, действительно, попасть на первый канал очень сложно. Но, поверьте, это не единственный способ достучаться до своей целевой аудитории.
Позиция большинства музыкантов заключается в том, что они сидят и ждут чуда. Ждут, когда к ним придёт популярность, о них узнают и заговорят.
Сама по себе она никогда не придёт. Для этого нужно сделать что-то действительно из ряда вон. До целевой аудитории нужно добраться. Найти подход, способ донести до слушателя свой материал, дать ему возможность ознакомиться с тем, что вы сделали.
Вы не поверите, но вкладывая в «раскрутку в интернете» совсем небольшие деньги (15-30 тысяч рублей в месяц) за полгода вполне реально собрать достаточно объёмную аудиторию лояльных слушателей. При условии, разумеется, наличия неплохого материала и записей.
4. Плохая организация концертов
Здесь всё. Неоповещение публики о мероприятии, отсутствие билетов и флаеров, стрёмные клубы, плохой звук, плохой свет, участие в так называемых «фестивалях молодых групп», переносы концертов, отмены и опоздания. Продолжать можно долго, мне кажется, вы поняли, о чём я.
5. Отсутствие шоу.
Я не говорю о том, что нужно нанимать канкан из 125 стриптизёрш и поджигать занавес (хотя было бы неплохо), но на многое музыканты сами вполне в силах повлиять.
Любой концерт составляют три основных вещи: звук, свет, шоу.
Звук.
Можно же выступить в клубе, где хороший звук? Зачем выступать в местах, где звук точно будет плохим и слушателям будет сложно догадаться, что за песня сейчас звучит? Можно же договориться со знакомым звукорежиссёром, чтобы он нормально вас настроил или дать местному звукачу 1000 рублей за то, чтобы провести полноценный чек заранее? Можно. Почему это не делается – я не понимаю.
Свет.
Да, привезти свой свет – практически нереальная затея. Но можно же поискать клуб, где свет лучше, чем в остальных. Можно обсудить заранее световое оформление вашего выступления. Можно арендовать дым машину. Это всё не так сложно, как кажется, а эффект возымеет сильный.
Шоу.
Я не буду тут ничего расписывать, скажу только одно – я не понимаю, откуда взялась эта привычка выходить на сцену в одежде, в которой вы выносите мусор в пятницу вечером.
Итак, я вывел для себя ТОП 5 вещей, которых стоит избегать любыми способами.
Конечно, моя стёбная группа подходила под критерий «слишком узкая целевая аудитория», но я и не планировал сразу же становиться рок идолом и кумиром миллионов. Мне хотелось на чём-то попрактиковаться. Я сформулировал идею своих творческих потуг следующим образом: «Если с таким сложным и неформатным проектом как «Бездна» получится неплохо, значит, мои идеи работают и с нормальной музыкой должно получиться просто отлично!»
Я ещё раз взвесил все «за» и «против», глубоко вздохнул и понял, что готов попробовать.
Часть 3 (Студия)
Итак, песни у меня были (старые хиты + новые треки), теперь нужно было их записать в качестве, выгодно отличающемся от большинства, буду называть вещи своими именами, концептуального бяки, производимого отечественными металхедами.
Я сразу понял, что аренда студии мне не подходит по нескольким причинам:
А) Я собирался записывать все партии от баса до вокала самостоятельно, а играть толком ни на чём не умел, соответственно, запись одного трека могла затянуться до бесконечности. А это накладно.
Б) Я не хотел никого пускать в творческий процесс. Для меня это довольно интимно. К тому же я хотел иметь возможность записывать что-то, слушать, переделывать, переписывать с нуля и т.д.
В) Я не хотел, чтобы на меня хоть как-то давило время.
Г) Мне было бы некомфортно переться ещё куда-то после работы или записываться по выходным. Я хотел, чтобы это было под рукой, пришла мысль – записал.
Таким образом, я пришёл к выводу, что буду собирать студию дома.
Первым и самым логичным шагом стало приобретение мощного современного компьютера взамен моему откинувшемуся ноутбуку. Я не очень разбираюсь в железе, поэтому обратился к другу с просьбой собрать мне что-нибудь для музла с двумя 23” мониторами.
В итоге в Юлмарте был приобретён мощный современный комп с модным четырёхядерным Intel i5, 8 гб оперативной памяти, видеокартой с кучей выходов и большим вентилятором, а также двумя жёсткими дисками по 2 террабайта каждый + внешний на 1 террабайт. Чтобы дополнить фарш, всё было укомплектовано в моднейший корпус с лампочками и пропеллерами.
Цена вопроса: 45 тысяч рублей.
Не очень-то дёшево, но, по сравнению с сомнительными изделиями от компании Apple, и не дорого.
Хочу отметить, что работа с двумя мониторами намного удобнее, и я так на это подсел, что и на работе поставил себе два монитора. А домой в ближайшем будущем собираюсь купить третий и четвёртый.
Но, возвращаясь к оборудованию студии. В материнской плате у меня сразу же был Fire Wire разъём, т.к. кто-то мне напел, что файрвайр звуковые карты профессиональнее, ну а я поверил. Поэтому достаточно логичным шагом стало приобретение б/у карточки M-Audio Fire Wire 410. Если ничего не путаю, она обошлась мне в семь тысяч рублей.
В целом, это было неверное решение, и я советую вам никогда не покупать неновые звуковые карты. Самая распространённая проблема при покупке старой карты – отсутствие драйверов на сменившуюся уже с тех пор десять раз винду. Второе – шорох потенциометров, который неизбежно поражает все карты. Третье – неисправность какой-то функции, которую ты и не сразу разглядишь.
Я со своей картой попал только по третьему пункту. Практически сразу выяснилось, что один из двух выходов на наушники не работает. Не работает совсем. Потом, спустя определённо долгое время, я понял, что один из микрофонных преампов неисправен. Он вроде бы и работал, да как-то не так.
Короче говоря, чтобы в итоге записать всё как следует, я потратил на дополнительное оборудование денег больше, чем стоила сама карта. Но, обо всём по порядку.
Часть 4 (Инструменты)
Бас J&D 2000 довольно быстро ушёл за символические 5000 рублей по объявлению на форуме. Так же быстро ушло всё приобретённое для барабанщика железо.
Я обозначил для себя ценовой диапазон бас гитары, которую хотел бы приобрести как «до 25к рублей за б/у». Честно говоря, кроме «варвиков» практически ничего и не рассматривал.
В этой цене неплохо, на мой взгляд, звучат мексиканские фендеры, но это совсем не метал. Ещё мне доводилось слушать классную палку Tune, но басы не самые распространённые и заморачиваться с поиском не хотелось. Довольно быстро мне попался на глаза и был приобретён Warwick Corvette за 22 500 руб. Это четырёхструнный бас с привинченным 24х ладовым грифом из бубинги и корпусом из ясеня.
В целом звуком баса я был удовлетворён, хотя, должен признать, через Pod x3 Live! кардинального отличия в звуке от предыдущей китайской поделки я не обнаружил. Тут, наверное, виноват не столько сам бас или процессор, сколько моё неумение играть и своеобразность партий (много сплошняка восьмыми по тонике). Из существенных недостатков – у моего корвета перевешивает гриф. Меня это не очень парит, т.к. играть стоя нет необходимости но, вообще-то, это серьёзный недостаток.
Что касается гитар, то с Washburn WG 780 у меня как-то не сложилось с самого начала. Я купил эту гитару потому что хотел попробовать поиграть с флойдом, к тому же мне её продал друг по очень выгодной цене. Вообще-то, палка отличная, но мне она как-то не легла в руку с самого начала, вдобавок я достаточно быстро понял, что безнадёжен в плане соло и флойд мне не нужен совершенно.
Короче говоря, палка у меня просуществовала год, после чего была возвращена предыдущему владельцу, а на замену ей пришёл корейский Dean V Dave Mustaine “Gears of War”.
Dean был куплен довольно таки случайно, не могу сказать, что это был холодный расчёт. Просто меня очень привлекла цена в 25 000 рублей за красивую подписную гитару моего кумира + невероятных размеров, похожий на дверь, кейс в комплекте. В целом гитара мне очень понравилась и нравится до сих пор, на записи звучит разборчиво и, несмотря на вклеенный гриф и красное дерево, не обижена по верхам.
Использовать Ibanez RG321 в пачке с Дином было бы не самым умным в мире решением, поэтому пришлось искать злой корейской гитаре пару для записи. Честно говоря, я всерьёз подумывал о покупке LTD, но счастливый случай меня уберёг – я увидел объявление о продаже крайне соблазнительной японской Ibanez SZ 1220 по ещё более соблазнительной цене.
Чисто конструктивно – это лес пол. Краснодеревянный гриф с палисандровой накладкой глубоко вклеен в краснодеревянный корпус с кленовым топом и двумя хамбакерами. В этой гитаре Ibanez, кажется, воплотили всё лучшее от классического лес пола вместе с тем, однако, лишив её несуразностей и пережитков прошлого. Ibanez сделали совершенно несвойственный для себя очень толстый корпус и гриф. Гитара реально тяжёлая, но этот монолит даёт прекрасные обертона на низких частотах. Крепление струн – сквозь корпус, регулировки – две громкости и один тон. Звукосниматели открытые, без крышек. На мой взгляд, это настолько очевидные и эффективные улучшения, что Gibson не воплощают их в своих гитарах только из боязни потерять лояльность своей основной аудитории - олдфагов и брендофилов.
Звук в пачке с дином оказался просто великолепным. Более того, на риффах мне эта гитара понравилась даже больше дина. На соло, как ни странно, ситуация обратная – дин звучит как-то более собранно и «металлически». Хотя это, безусловно, вкусовщина.
Что касается моего старого Ibanez RG 321 – он не остался без дела. На эту бюджетную гитару для новичков я установил снятые с Ibanez SZ звукосниматели Seymour Duncan SH-4 и SH-2. Учитывая, что на RG 321 пятипозиционный переключатель, я ожидал услышать в высшей степени интересный звук в режиме отсечки и, к счастью, услышал его. С этими звучками неплохая, в общем-то, палка просто преобразилась и стала прекрасным инструментом для чистого звука и перегруза в духе хард рока. Этим я и воспользовался, записав на RG 321 партии чистой гитары на альбоме.
Таким образом, для записи альбома я приготовил одну бас гитару и три электрогитары, которые отвечали моим требованиям и обещали хорошо ужиться друг с другом в миксе. Я лично оцениваю уровень этих инструментов как «выше среднего», чего для поставленных творческих задач было более чем достаточно.
Для пущей острастки Ibanez SZ и Dean я значительно улучшил, запилив в бридж обеим палкам термоядерный звукосниматель Seymour Duncain SH-13.
Суммарно на инструменты (без учёта RG 321) я потратил 67 500 рублей.
Это всё было очень весело, но палки нужно было куда-то втыкать и чем-то записывать…
Часть 5 (Гитарное Усиление)
Компьютер и звуковая карта у меня уже были, дело оставалось за малым – за всем остальным =))
Записывать гитары я решил через аналоговый тракт и сейчас объясню, почему. Я много поиграл на процессорах, в том числе на своём POD X3 Live!, отслушал тысячи демок, сделал множество тестов и пришёл к одному важному выводу – основное отличие современных процессоров от связки голова-кабинет-микрофон в том, что ни один процессор до сих пор не может с необходимой достоверностью имитировать снятие звука микрофоном с живого динамика. Именно на этом моменте в процессорах появляется так называемое «мыло», а по сути – недостаточная читаемость в миксе.
Мне эта недостаточная читаемость, дополняемая моим неидеальным звукоизвлечением уже порядком надоела на тот момент, и я решил полностью устранить процессор из своего гитарного звука.
Проблема, которая возникла сразу же и которую я предвидел – громкость лампового аппарата. Дело в том, что я живу в обычной квартире в многоквартирном доме. Более того, моя семья вообще плохо переживает любые звуки кроме ток шоу «Пусть Говорят» и «Радио Шансон». Иными словами, мне нужно было добиться возможности записывать ламповый гитарный тракт на громкости, не выходящей за пределы комнаты.
Из этого вытекали дополнительные трудности – хайгейн (а мне нужен был именно он) по умолчанию требует определённой громкости. К тому же я имел определённые амбиции по качеству звука. Поэтому я принял единственное, на мой взгляд, возможное в такой ситуации решение – использование изобокса.
Ну а теперь давайте более подробно.
Итак, для начала нужно было собрать сам стек.
Голову я выбирал совсем недолго. Во-первых бюджет был достаточно скромным (до 45 000 рублей), во-вторых нужен был вполне конкретный звук.
Очевидные варианты в виде 5150 и 6150 я отбросил сразу же, т.к. при всём уважении к этим увесилителям и их владельцам – их звук мне просто субъективно не нравится.
Из MesaBoogie по характеру мне подходила только ректа, но она не укладывалась в озвученный бюджет. Все остальные гейновые усилки месы звучат очень своеобразно и мне явно не подходили.
Orange я почему-то не рассматривал вообще. Возможно и зря. Также не рассматривал Ерасова – в целом фирму уважаю, но личным общением с их ламповыми аппаратами остался не очень доволен. Возможно, просто не повезло с экземплярами. Randall не рассматривал в силу довольно отстойного качества их продукции, Laney – в силу отсутствия хайгейн моделей нужных мне свойств. Marshall – в силу дороговизны и слишком олдскульного звучания, не подходящего под концепцию материала, хотя звук jcm800 обожаю и надеюсь когда-нибудь разжиться этой волшебной головой.
Таким образом у меня осталось два производителя на выбор – Krank и Engl. Обе фирмы люблю и уважаю, у обеих есть приличные современно звучащие увеселители в обозначенной мной ценовой категории. Душа больше лежала к Энглу, ум больше тянуло к Кранку, но затем ум понял одну важную вещь – секрет успеха кранков в том, что один делают звук, который нравится в первую очередь самим гитаристам, а не слушателям. Он очень читаемый, колючий, чёткий и сухой. На нём классно играть и писать ритм, чтобы было слышно каждый нюанс новомодных митолкор риффов. Но в восторге ли слушатели от такого звучания? Не знаю, но судя по тому, как звучат гитары у наиболее популярных музыкальных коллективов – не особо. Слушатели, на мой взгляд, всё же больше тяготеют к немного мутному, насыщенному по низам и очень большому (за счёт обилия низких) звуку.
ENGL перечисленными выше качествами тоже, в общем-то, не отличается, но звучит, как мне показалось, всё же более усреднённо. В итоге, после долгих мучений, я решил брать ENGL Fireball 60.
Покупал «вслепую», не послушав усилок живьём. Заказывал напрямую через одного типа с гитарплеера, новый, прямо из Германии. Немного ссыкотно было отправлять 42 000 рублей незнакомому человеку, но кто не рискует, тот не рискует. Отзывы о его работе были положительные, да и человек в общении показал себя адекватным и разбирающимся в предмете. В общем, скрепя сердце, я отнёс в сберкассу кровно заработанную тысячу евро и стал ждать результатов.
Результаты не обещали быть быстрыми (средний срок доставки - месяц), поэтому, чтобы скоротать время, я занялся приобретением кабинета. Тут метаний у меня не было абсолютно – я совершенно точно знал, что мне нужен закрытый 2х12 кабинет с Vintage 30. В идеале, конечно, MesaBoogie, но переплачивать за шильдик 15 000 рублей у меня рука почему-то не поднялась, и я заказал аналог у Ерасова.
От общения с отечественными гигантами гитарной промышленности ощущения остались самые положительные – мне быстро ответили на все вопросы, дали консультацию, выставили счёт и доставили товар день-в-день. В итоге я купил Bull 212 с Vintage 30 + Legend V12. Идея совместить звук разных динамиков в одном кабинете показалась мне крайне удачной. К тому же, если какой-то из них не понравится – можно его и не записывать. Или заменить. В дальнейшем я остался очень доволен, что выбрал именно этот вариант, но об этом – ниже.
Набор примочек, приобретённых для работы над альбомом был настолько банален, что я не буду на нём подробно останавливаться. Я купил квак Dunlop CryBaby Classic, грелку Chris Custom Scream и десятиполосный эквалайзер Dunlop. В дополнение к этому на день рождения коллеги по работе подарили мне очень милый тюнер tc electronic PolyTune. Как видите, в цепи нет никаких фейзеров/хорусов/дилеев/реверов. Связано это с тем, что данные эффекты имеет смысл использовать только в стерео, с чем прекрасно справляется софт. А городить два оконечника и два кабинета для того, чтобы писать аналоговый дилей – удел ребят явно более обеспеченных финансово.
В следующей серии – эпохальное прибытие немецко-фашистского увесилителя и тайны загадочного изобокса. Не переключайтесь!
Часть 6 (Укрощение Лампового Зверя)
Сколько нужно гитаристов, чтобы поменять лампочку? Сто один. Один будет менять лампочку, пятьдесят будут смотреть и говорить, что сделали бы это быстрее и техничнее, а остальные пятьдесят уйдут пить пиво и рассуждать о том, что старые лампы были намного лучше.
В ожидании немецкой головы я занялся вопросом изобокса. Я понимал, что конструкция выйдет эпохальная с точки зрения размера и веса, поэтому было важно сделать её эстетически привлекательной. Именно по этой причине я отбросил идею делать изобокс самостоятельно, как собирался изначально. Вместо этого я связался с несколькими кабинетных дел мастерами с просьбой изготовить чудо коробку, получил пару отказов, после чего ребята из Нижнего Новгорода согласились мне помочь.
Мы довольно быстро нашли общий язык, что такое изобокс и как его делать, они понимали. Было решено делать коробку из плотно подогнанной фанеры, а изнутри обшивать акустическим поролоном. Наружное покрытие – чёрный карпет, привлекательная серебристая фурнитура. Крышка полностью съёмная, дно – двойное. По размерам мы взяли с хорошим запасом из соображений универсальности коробки, чтобы туда можно было поместить не только мой кабинет, но и любой другой кабинет с одним или двумя динамиками, а также практически любой комбик.
По цене договорились на крайне приемлемые 7 000 рублей.
Пока ребята трудились над чудо коробкой, голова ENGL Fireball 60 прибыла сначала в Питер, а затем и в Москву.
Доставка из Спб в Мск осуществлялась «Деловыми Линиями». Тут я впервые столкнулся с довольно таки очевидным неудобством – доставку со склада по Москве подобные компании осуществляют исключительно в рабочее время, когда я, как человек порядочный, пребываю исключительно на своей работе, довольно таки далеко от дома. Соответственно, встречать посылку дома некому, а ехать с этим чудом через весь город с работы – в высшей степени напряжно.
В итоге было решено вызволять ENGL из плена транспортной компании своими силами. Я попросил своего однояйцевого близнеца о помощи, и он в высшей степени любезно согласился покатать меня на своём Ford Focus. Путь нам предстоял неблизкий - от ВДНХ до пересечения МКАД с Варшавкой, а потом ко мне домой. Мы ушли с работы немного пораньше и стали прорываться по московским пробкам. Ударяться в подробности не буду, но, в итоге, нам удалось пробраться на склад до его закрытия. Оплатив доставку от Спб до столицы нашей родины и получив у угрюмой женщины все необходимые документы, мы отправились на склад.
Происходило всё в неприветливой атмосфере промозглой ранней весны 2012 года, мы стояли на пронизывающем ветру и ожидали, пока никуда не спешивший и не проронивший ни слова сотрудник склада вынесет долгожданную посылку. Он таки её вынес. Освободив заводскую коробку от деревянного каркаса, в который она была помещена, мы убедились в надлежащем внешнем виде и целостности усилка, зафоткались и отправились в путь дорогу.
Разумеется, мы не могли не затестить ENGL в тот же вечер. Немного просушив устройство от конденсата с помощью обычного вентилятора, мы подключились в томившийся ожиданием кабинет Yerasov и вдарили по струнам.
Чистый звук произвёл в высшей степени приятное впечатление своей динамикой и наполненностью по басам. Но не ради него покупалась голова! Разобравшись с переключателями, я врубил жужжалку и взял квинту ми минор.
Песок хлынул из динамиков и затопил комнату, так что мы замерли на месте с изумлёнными лицами и закопанные по колено.
«Это потому что тихо, ща я настрою, не ссы» - с этими словами я поставил ручку мастер громкости на 9 часов и повторил эксперимент. Шкаф отозвался смачным резонансом, пол под ногами ощутимо завибрировал, а младшая сестра прибежала в комнату спросить, кого из нас убило взрывом.
В итоге мы сделали снова потише, поковыряли голову минут десять и с кислыми лицами разошлись.
Но это не было катастрофой, так как я знал, что скоро прибудет спасение в виде изобокса и одним прекрасным весенним днём, когда я вышел от зубного врача после очередной пломбы, приятный женский голос обрадовал меня по телефону тем, что спасение, наконец-то прибыло. Правда, девушка осторожно уточнила, что посылка весит 65 килограмм.
После долгих сомнений я всё же заказал доставку на дом и отпросился с работы, чтобы встретить груз. Эту доставку осуществляла «Железнодорожная Экспедиция» и условия в этой компании были ещё хуже, чем в «Деловых Линиях». Доставка из Нижнего в Москву стоила около 500 рублей, в то время как доставка по Москве обошлась мне в 1200 рублей. Мне пришлось дополнительно доплатить за то, чтобы груз привезли в обозначенное время, а не «в течение дня».
В общем, в девять утра меня разбудил звонок и бодрый мужской голос сообщил «Ну я подъезжаю, чо, встречайте!»
Мы встретились и при виде упакованного изобокса сердце моё ушло в пятки – это было больше, чем я представлял в своих самых кошмарных снах. Ящик реально получился гигантский – как гроб для очень толстого коротышки.
В лифт он, разумеется, не влез, но я пропущу описание того, сколько времени и матерных слов мне потребовалось для того, чтобы доставить ящик до конечной точки его путешествия.
По крайней мере, внешне он выглядел просто безупречно и испытания на прочность прошёл с достоинством. Оставалось самое важное – испытание на громкость.
Но об этом я расскажу в следующей главе.
Часть 7 (Изобокс)
Итак, чёрный ящик оказался в комнате, и у меня возникло желание проверить его звукоизолирующие свойства немедленно. Для этого я позвал сестру, которую усадил внутрь, запер на все замки и приказал кричать изо всех сил. В комнате практически ничего не было слышно. Тогда я полез сам. Чтобы ещё раз подчеркнуть монументальность изделия, отмечу, что во мне без малого два метра роста. И в изобокс я уместился очень легко.
Щёлкнули замки, и раздалось очень тихое «давай, кричи!». Я поорал, фальцетом и басом и вообще как мог. Реверберации внутри обнаружено не было =) Сестра сказала, что в комнате ничего не было слышно. Убедившись, таким образом, в изолирующих свойствах чудо коробки, я начал загружать туда кабинет и микрофоны.
Микрофоны я решил использовать самые обычные – пару Shure SM57. Они были помещены прямо перед динамиками на маленьких стоечках. Получилось красиво.
Подключив все остальные провода, я стал тестить изобокс в боевых условиях. Результаты оказались на отметке «удовлетворительно». Громкость нормально бокс держит до 9 часов на усилке, дальше начинаются очень сильные резонансы по низам, сопровождаемые треском самой конструкции. Что интересно – микрофоны эти резонансы не ловят совершенно, снимая весьма чистый звук, однако, сам смысл изобокса теряется, если из комнаты постоянно доносится низкочастотный гул и треск.
В целом уровень заглушения высокий. Включал усилок на три четверти, в комнате не громко, просто сильно бубнит по низам, как будто работает сабвуфер без колонок. В итоге для записи я остановился на положении ручки громкости около 9 часов. Это позволило мне заниматься до поздней ночи без претензий со стороны семьи или соседей, а звук на записи получался весьма задорный.
Как вы помните, ранее я упоминал, что один из микрофонных преампов в моей карте оказался неисправен. Выяснилось это, собственно, когда я попытался записать сигнал с обоих микрофонов. Пытаться починить карту было глупо, покупать новую – накладно, поэтому я избрал компромиссный вариант – приобрёл два микрофонных преампа Art Tube MP.
Без USB, разумеется. По 3 000 рублей за штуку или около того. Микрофоны я подключил к преампам, а преампы – в линейные входы звуковой карты. Всё заработало и звук меня, после некоторой настройки, весьма порадовал. Разница в звуке Vintage 30 и Legend V12 слышна и она очень большая, я использовал звук обоих динамиков, смешивая примерно поровну, на мой взгляд, вышло крайне неплохо.
Часть 8 (Микрофоны)
Кстати о микрофонах. Если выбор Shure SM57 был весьма очевидным, то выбор вокального микрофона заставил меня серьёзно задуматься о жизни. Проблема была в том, что я ни хрена не разбирался в конденсаторных микрофонах.
До сих пор не знаю, насколько правильный я сделал выбор, но я решил приобрести AKG c414. Мне понравилось, что, судя по описанию, микрофон добавляет яркости на высоких (и это реально так), что в нём куча всяких настроек и что отрицательных отзывов найти не удалось.
Останавливала только цена. В России такой микрофон стоит, в среднем, 40 000 рублей. Это был уже, честно говоря, перегиб, но брать младшего брата c214 не хотелось.
В итоге были применены всякие умственные усилия в поисках вариантов и микрофоны были заказаны из Штатов, через специального человека. В покупке ко мне присоединился мой напарник по выгребанию бяки из колодца жизни, давно и отчаянно нуждавшийся в нормальном микрофоне и вместе мы заказали AKG c414, AKG c214 и два Shure SM57. Всё вместе, включая услуги специального человека, обошлось нам в 45 000 рублей, что, согласитесь, весьма выгодно.
Посылка шла месяц, после чего мы получили её на вокзале у водителя автобуса. Правда, со второго раза, т.к. в первый раз мы попали на репетицию парада Победы, и вся Мск тотально стояла из за марширующей по улицам бронетехники…
Я знал, что столкнусь с проблемой реверберации помещения, когда попытаюсь воспользоваться 414м в комнате, поэтому подготовился и запасся специальными приспособлениями заранее.
Как видно на фото, вокруг микрофона располагается специализированная небольшая ширма из толстого поролона, а стена за ним покрыта простым акустическим поролоном. Должен сказать, что это сработало – ревер на записях получился практически незаметный.
Разумеется, чтобы минус из наушников не лез в очень чувствительный 414й, пришлось купить закрытые плотнооблегающие наушники.
В целом звуком конденсаторника за тысячу долларов я остался доволен в высшей степени. Хотя, не могу об этом не сказать, разница в цене между ним и Shure SM58, которым я пользовался раньше – в десять раз. Разница в звуке… Не в десять точно =)
Чтобы в следующей главе перейти уже, наконец, к процессу записи, расскажу сразу и о мониторах. К моменту их приобретения мне уже тотально надоело тратить деньги на всякие непонятные вещи, поэтому я решил взять что-то недорогое. Особо притягательных б/у вариантов на глаза не попалось, и я обратил свой взгляд на Ямаху. В целом, выбор был между hs 50 m и hs 80 m. Восьмидесятые пугали своими габаритами, но пятидесятые пугали отсутствием низких частот.
В итоге, посоветовавшись с некоторыми людьми я приобрёл, всё же, Yamaha hs 80 m.
Кому интересно – инфы о них в интернетах довольно таки много. Пара мониторов + стойки обошлись мне в 25 000 рублей и на этом тотальные растраты были, наконец-то, завершены.
Это были мои первые мониторы, и я не могу не поделиться своими ощущениями от начала их использования. Первый час я просто не мог поверить, что такой звук вообще бывает и так можно слушать музыку. Потом ещё несколько дней я приходил с работы, открывал бутылочку пива и просто слушал с закрытыми глазами невероятные звуки, струившиеся из моей новой акустики.
Ни с какими наушниками (а я послушал много) это сравниться не может. Бояться «сухого» или «правильного» звука мониторов тоже не стоит – на них всё звучит просто великолепно.
Мониторы стали заключительным штрихом моей студии. Чтобы это как-то отметить, я позвал пару знакомых, и мы напились. Ну а вам – фото, как всё выглядит в итоге. ^_^
В следующей серии – наконец-то запись!!!
Продолжение ищите ниже в теме, так как это сообщение достигло лимита на максимальную длину! :о)