Автор Тема: Как играть ДЖАЗ ?  (Прочитано 85349 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tuhin

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 619
  • Репутация: +73/-1
Re: Как играть ДЖАЗ ?
« Ответ #405 : Февраля 04, 2020, 12:10:55 »
кок, эту песню - на тенор-саксофоне. На эл. гитаре-то я с 1-го сентября занимаюсь.

Ноты там в ключе Bb, то есть если играть вместе с ним соло, то для гитары следует транспонировать на тон вниз. Так и учусь: те вещи (темы или соло), что на саксе играю, пытаюсь и на гитаре ковырять. "Дело не в инструменте, а в самой музыке", как завещал великий Холдсворт  :)

Я наоборот пробовал - учился на тенор-саксофоне, пытался какие-то гитарные вещи на саксе ковырять. Еще перестраивал гитару на тон ниже и играл по саксофоновым нотам. Кстати, могу посоветовать гитаристам поиграть этюды Lennie Niehaus. Прививают свинговую артикуляцию и при игре на гитаре тоже

Оффлайн 20/20

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4142
  • Репутация: +2137/-5
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Как играть ДЖАЗ ?
« Ответ #406 : Февраля 04, 2020, 13:47:50 »
Я наоборот пробовал - учился на тенор-саксофоне, пытался какие-то гитарные вещи на саксе ковырять. Еще перестраивал гитару на тон ниже и играл по саксофоновым нотам. Кстати, могу посоветовать гитаристам поиграть этюды Lennie Niehaus. Прививают свинговую артикуляцию и при игре на гитаре тоже

Хороший совет, коллега! Одно время на этих этюдах сидел по рекомендации крепкого профи - преподавателя консерватории. Хотя особой красотой эти этюды и не отличаются (это общераспространенное мнение среди саксофонистовя), но очень помогают в плане стабилизации ритма, акцентов, свинга - самых необходимых джазовых компонентов.

Разумеется, рекомендуктся слушать демо этих этюдов, просто по нотам играть не будет то, надо слышать живой звук, ну и вообще, чтобы получить представление о стилистике нужно слушать записи самого Ленни периода 50-х, там чистый West Coast,  интеллигентно-причесанный "бледнолицый" cool, и играет он примерно то же, что и в этюдах, только гораздо красивее, не говоря уже о высокой культурно- эстетической ценности самих записей - там и аранжировки и соло других исполнителей "на уровне".

Но это не Паркер, не Колтрейн, это направление Пола Дезмонда, Бада Шэнка, Арта Пеппера.

PS Да, строй у этюдов Lennie Niehaus Eb.
« Последнее редактирование: Февраля 04, 2020, 13:58:37 от 20/20 »

Онлайн кок

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 52266
  • Репутация: +33020/-93
  • Слесарь-сборщик пентатоник
Re: Как играть ДЖАЗ ?
« Ответ #407 : Февраля 04, 2020, 14:05:08 »
https://yadi.sk/d/tBKtNPCZJtfP5A
)) Поиграл типа ;D
Всем привет

Оффлайн 20/20

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4142
  • Репутация: +2137/-5
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Как играть ДЖАЗ ?
« Ответ #408 : Февраля 04, 2020, 20:40:30 »
https://yadi.sk/d/tBKtNPCZJtfP5A
)) Поиграл типа ;D
Всем привет

Клёво! С меня очередной лайк (потом  ;D)

Вообще все сам или только солешник? (А то Шазам оказался ???)

Онлайн кок

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 52266
  • Репутация: +33020/-93
  • Слесарь-сборщик пентатоник
Re: Как играть ДЖАЗ ?
« Ответ #409 : Февраля 04, 2020, 23:11:20 »
20/20,
...сам...вот переделал немного
https://yadi.sk/d/tBKtNPCZJtfP5A


... и добавил:

Драмс дорожка только ... где то скачана)

... и добавил:

Его)
https://yadi.sk/d/zlI6_QFL3WCyZj

Оффлайн lonestar special

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1037
  • Репутация: +122/-5
  • Великий Новгород
Re: Как играть ДЖАЗ ?
« Ответ #410 : Февраля 04, 2020, 23:45:10 »
Не знаю. упоминал ли кто нибудь Эйберсолда. Я очень доволен его материалом. Материал доступный и очень качественный.
А так..... в любых занятиях должна быть четкая задача.
Сколько раз мы, садясь за инструмент через 15-20 минут начинали проcто бренчать?
У Эйберсолда есть замечательное упражнение на II-V-I по 12-ти тональностям. А секвенций на данную последовательность - 1000000000.
Выбрать то, что понравится не составит труда.
Как то так....... по минимуму :)

Онлайн кок

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 52266
  • Репутация: +33020/-93
  • Слесарь-сборщик пентатоник
Re: Как играть ДЖАЗ ?
« Ответ #411 : Февраля 04, 2020, 23:46:34 »

Оффлайн Tuhin

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 619
  • Репутация: +73/-1
Re: Как играть ДЖАЗ ?
« Ответ #412 : Февраля 05, 2020, 12:14:15 »
У Аберсольда подход к импровизаций, основанный на "chord-scale system" - "играем такую-то гамму на такой-то аккорд". Система конечно рабочая, раз по ней обучают уже много лет (в том числе и Осейчук наших саксофонистов), но я думаю ноги у нее растут из фортепианной традиции. Вообще (сугубо личное мнение) у музыкантов прослеживается два концептуальных подхода к импровизации: более "клавишный" и более "духовой". По мне последний более мелодичный, в большей степени интуитивный. Так вот, концепция Аберсольда, основанная (опять же на мой взгляд) на фортепианной традиции, в отношении гитары не столь эффективна (по крайней мере в моем случае не сработала), хотя материал для практики конечно у него хороший. Для быстрого старта в джазе на гитаре мне кажется хорошо начать импровизировать аккордовыми звуками (аккорды у нас все под пальцами) + использовать хроматизмы + вариации тем. А далее весь мелодический материал привязывать к визуализированным формам аккордов, не слишком заботясь о названиях гамм (как, например, предлагает Херб Эллис в своих книгах делать, и как, я подозреваю делало и делает много гитаристов), тем самым развивая свой личный метод импровизации.

Оффлайн lonestar special

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1037
  • Репутация: +122/-5
  • Великий Новгород
Re: Как играть ДЖАЗ ?
« Ответ #413 : Февраля 05, 2020, 12:52:25 »
Само собой Эйберсолд - это не панацея, но вполне для того, чтобы за что то зацепиться для начала.

Оффлайн EVS

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4658
  • Репутация: +2374/-102
  • негр чорный зачотный
Re: Как играть ДЖАЗ ?
« Ответ #414 : Февраля 05, 2020, 17:53:09 »

Оффлайн 20/20

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4142
  • Репутация: +2137/-5
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Как играть ДЖАЗ ?
« Ответ #415 : Февраля 07, 2020, 01:25:23 »
Не знаю. упоминал ли кто нибудь Эйберсолда. Я очень доволен его материалом. Материал доступный и очень качественный.

Самое полезное, что есть у Эйберсольда, это его "постулаты". Сама система - играть звукоряд на тот или иной аккорд, не раз подвергалась критике, потому что если играть звукоряды, все будет звучать одинаково монотонно (однако звукорядами можно пользоваться только в самом начале обучения).

Альтернатива, мыслить мелодическими линиями (с аккордами в подкладке), учить не licks, а джазовый язык, ну и конечно же, понимать, что аккорды должны связываться мелодией (а не просто каждый из них обыгрываться в отдельности той или иной гаммой).

Но "постулаты" важны - слямзил с саксофонного форума.

Jamey Aebersold’s
ПАМЯТКА

Взятая из его семинаров «Импровизировать может любой»

• Два фактора препятствуют людям в импровизации: боязнь потеряться и страх сыграть не ту ноту.
• Записывай свою собственную игру и слушай сам себя. Не будь критичен. Просто слушай.
• Юмор – важнейшая часть творчества.
• ТВ подавляет воображение.
• Невежество губит. Так же как курение.
• Ты можешь заниматься час без перерыва?
• Если ты не думаешь перед тем, как сыграть фразу, это не импровизация, а просто упражнение.
• Пой! Пой! Пой!
• Проще спеть то, что у тебя в голове, чем сыграть это на твоём инструменте, твоя цель – быть способным играть на инструменте то, что у тебя в голове.
• Думай каждую ноту перед тем как её играть.
• Кто-нибудь когда-нибудь умер от того, что слишком много думал?
• Блюз, в большинстве случаев, джазовыми музыкантами играется в F и Bb.
• Не занимайся одним и тем же всё время – покоряй новые высоты.
• Звукоряды ОЧЕНЬ ВАЖНЫ!
• Большая часть музыки состоит из двух-, четырёх- и восьмитактовых фраз.
• Большинство барабанщиков поют себе мелодию, чтобы не потеряться, но они могут научиться слушать фразы.
• Твой алфавит – хроматическая гамма, знай её от самой нижней ноты своего инструмента до самой высокой.
• Существует только две увеличенных звукоряда и три уменьшённых.
• Обычно джазовые музыканты играют восьмыми – играй так гаммы и упражнения.
• Используй джазовую артикуляцию играя аккорды и гаммы, не отделяя каждую ноту языком или лигуя каждую ноту, а используя промежуточный вариант. Артикуляция – ключевой компонент твоей индивидуальности.
• Занимайся артикуляцией – через 4-6 недель ты сможешь изменить свою музыкальную индивидуальность. Слушай профессионалов. Когда будешь заниматься упражнениями на артикуляцию, играй так медленно, чтобы было удобно и проще для пальцев. В этом случае ты сможешь сосредоточиться на артикуляции.
• Одна из причин, что у тебя не такое звучание, как у тех парней на записи, это то, что ты не занимался артикуляцией.
• Играй соло вместе с записью, надлежащим образом практикуя артикуляцию – имитируй мастеров джаза.
• Внушение направляет твою душу и воодушевляет.
• Слушай и заимствуй идеи из записей.
• СЛУШАЙ! Ещё и ещё и ещё! Все ответы на твои вопросы есть в записях.
• Слушай джаз каждый день.
• Если ты хорошо оснащён технически - у тебя больше возможностей.
• Не используй «минусы» для того, чтобы отсчитывать время, используй их, чтобы учится слышать каждую ТОНАЛЬНОСТЬ, которая играется.
• В действительности, джаз – взаимодействие между исполнителями.
• Лучшие вещи в жизни - это свобода и доступность изучения джаза.
• Это круто – играть с людьми, которые немного или гораздо лучше играют, чем ты – они подталкивают тебя к импровизации.
• Никто не рождается музыкантом. Хорошие инструменты и учителя важны, но исполнитель создаёт себя сам.
• Ты не можешь представить как много времени, энергии и внимания джазовые музыканты вкладывают в своё дело.
• Придумывай своя собственную гармонию. Сядь за клавиатуру и исследуй.
• Играй арпеджио и держи его движение в голове (мысленно) в то время, когда поёшь мелодию, основанную на этом аккорде.
• Пой 12-тактовый блюз (это не так сложно), просто думай и напевай, когда ведёшь машину или ждёшь автобуса.
• Сдвигай блюз вверх и вниз на полтона, просто упражняйся мысленно – тебе будет проще потом, когда ты придёшь в класс.
• Не трать время на тренировку слуха, освоение аккордов и другие упражнения - ты можешь делать даже во время принятия душа. В этом направлении ты можешь приобрести нужнейшие музыкальные навыки не тратя на это лишнего времени.
• Чарли Паркер занимался от 11 до 15 часов в день в течение 3-4 лет.
• Развивай слух – когда ты слышишь то, что пытаешься сыграть, всё становится проще.
• Изучай расстояние между нотами – интервалы.
• Звукоряды основаны на полутоновых и тоновых интервалах, аккорды основаны на мажорных (4 полутона) и минорных (3 полутона) терциях. Учись узнавать эти интервалы на слух.
• Когда ты поёшь, представляй клавиатуру. Если не знаешь, в какой ты тональности – думай в «до». Занимайся этим не в классе, не трать зря время занятий.
• Всякий раз, видя обозначение аккорда, сознавай, что он подразумевает горизонтальный звукоряд (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) и вертикальный аккорд (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8). В основном, аккорды строятся от каждой следующей ноты звукоряда, но не все!
• Клавиатура очень важна для изучения гармонии и для качественного прослушивания аккордов. На клавиатуре все проще осваивать. Ты можешь купить клавиши меньше, чем за $100. На них всё очень наглядно.
• Играй известные и простые мелодии в 12 тональностях чтобы уметь воплощать на своём инструменте то, что звучит в голове.
• Ты не ошибешься, если будешь начинать или заканчивать фразу с аккордового звука (тоники, терции или квинты).
• Играй звукоряд непрерывно в течение двух минут быстрыми восьмыми пока не достигнешь автоматизма. Можешь глазки закрыть.
• У меня есть мнение, что люди, которые учатся на инструменте, чтобы поупражняться в терпении, лучше узнают себя.
• Нисходящее движение по полутонам проще спеть, чем сыграть на инструменте.
• Я, Джеми, знаю много, могу много, но не могу ничего сделать за тебя!
• Если ты много ДУМАЕШЬ о том, что делаешь, ты и помнить будешь много.
• Выучивая тему, запоминай изменения аккордов в ритме. Играй звукоряды каждого аккорда, потом арпеджио каждого аккорда; потом импровизируй. Запоминай, запоминай, запоминай!
• Если у тебя есть сомнения насчёт чего-то в музыке, найди фортепиано и проиграй это. Это звучит так же как на записи?
• Если ты хочешь взять кварту в мажорном аккорде, ты должен повысить её (F# в С) Лидийский, или сыграть как проходящий звук.
• Может быть, мажорный аккорд должен бы строиться так: CDEF#GABC Lydian. Думай, что это повышенная квартой, а не пониженная квинта.
• На фортепиано: изучай двухголосное голосоведение в правой руке (терция и септима наиболее предпочтительны).
• Если ты не играешь на клавишных, просто играй тонику левой рукой, запоминай тоники аккордов темы.
• III VI II V I (вертушка) Вертушка вернёт тебя к началу темы.
• Пианист (играя с ритм-секцией) должен играть в регистре от октавы ниже среднего «до» до полутора октав выше среднего «до», чтобы не топтаться вместе с духовиками в верхнем регистре.
• В истории джаза есть свой этикет – не пережимай.
• Понаблюдай, как свободно пианист аккомпанирует себе левой рукой, играя правой соло.
• Используя разные голосоведения, ты можешь играть аккорды без сдвигов вверх и вниз по клавиатуре.
• Практикуй звукоряды и упражнения в темпе и без остановок – так же как мы и играем музыку.
• Когда ты играешь аккорд на гитаре или клавишных, для хорошего звучания не нужно брать много звуков.
• «B» полууменьшённый: BCDEFGAB. Чистое «до» звучит не всегда хорошо, разве что как проходящий звук. Используй иногда повышенную 2 (C#).
• СЕКВЕНЦИЯ означает повторение аккорда, аккордовой модели или мелодической фразы в другой тональности.
• Трать постоянно 15 или 30 минут в день у фортепиано, если ты духовик.
• В джазе некоторые вещи используют снова и снова, так что не так всё сложно – не боги горшки обжигают.
• Существует 12 тональностей, но чаще всего играют в 6 (C, Bb, Eb, Ab, F и G), реже используются B, E, F#, C#, E и A, но в джазовых темах встречаются безумные модуляции и разрешения в любую тональность.
• Знаки при ключе распространяются на мелодию (для удобства обозначений); в гораздо меньшей степени они относятся к гармонии.
• Посмотри на последний аккорд темы (или ближайший к последнему), если это мажор и он завершает полный такт, возможно, это и есть аккорд тональности темы. Особенно, если и первый аккорд такой же.
• Моё среднее образование – мой камертон.
• Хроматический камертон дарит тебе самостоятельность – ты можешь сам постигать музыкальную вселенную.
• Используй камертон для изучения интервалов в пределах октавы, не трать классное время на тренировку слуха – занимайся этим «на ходу» (коротая время).
• Нажимай на «бумажной клавиатуре» и пой те звуки, которые должны звучать на разных клавишах – через несколько тактов проверь себя с камертоном.
• Возьми тему и просто пой тоники.
• Не пой просто звукоряд – представляй клавиатуру своего инструмента, контролируй себя камертоном. Поменяй тональность и займись этим снова.
• Пиши мелодии!
• Не так трудно написать тему, Стив Аллен написал 450 тем со словами просто в один присест, за один день.
• Записанная музыка – это поддержка. Вместо запоминания.
• Транспонированные партии – это поддержка. В прошлые времена у нас на было сборников, мы снимали всё с записей и учились транспонировать с ходу. Мы пользовались своим слухом и памятью.
• Хороший музыкант имеет в голове большой репертуар – он не сильно зависит от сборников.
• Музыке не важно, кто её играет.
• «Играй то, что есть, зачем нам слушать твоё враньё?» - Арт Блэйки.
• Когда ты, в конце концов, сыграешь то, что есть в твоей голове, ты впервые поймёшь, кто ты есть.
• «Нужно много времени, чтобы играть так, как ты сам» - Майлз.
• Ты можешь найти ответы на все свои вопросы о джазе прослушиванием: СЛУШАЙ! СЛУШАЙ! СЛУШАЙ!
• Когда ты солируешь, используй повторы, секвенции, не разбрасывайся. Это позволит слушателю предвосхищать то, что ты делаешь. Это называют «ТЕМАТИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ». Великий пример -Сонни Роллинз.
• Интервал от «си-бемоль» до «ми» составляет три тона (Bb=>C=>D=>E), поэтому он именуется «тритон».
• Очень немногие взрослые люди имеют достаточно времени, чтобы учиться играть джаз (или даже просто его послушать!)
• Если ты хочешь держаться гармонической сетки, играй аккордовые звуки на первую и третью доли.
• Тоника, терция, квинта и септима очерчивают гармонию.
• Характерные для би-бопа соло очерчивают гармонию очень подробно.
• Ты знаешь наизусть дюжину тем? Ты должен знать мелодию и форму, быть в состоянии написать аккордовую последовательность. (Джеми помнить 1000 тем наизусть!)
• Учи темы и слушай музыку в течение дня, чтобы удержать их в голове.
• Складывай свой тематический репертуар в блокнот и ты сможешь пересматривать их для проверки.
• Для упражнения в том, чтобы твоё соло звучало так как ты слышишь в голове, поставь минусы и играй 4 такта, потом пой 4 такта, потом играй 4 такта… потом пой и т.д.…
• Чтобы добиться своей цели: Подумай – Скажи – Сделай.
• Обычный человек должен учиться играть ритмично – это не придёт само собой. Нужно пользоваться метрономом.
• В джазе ритм играет очень важную роль, пользуйся метрономом для занятий. Когда ты учишь звукоряды и аккорды всегда играй их в ритме и используй надлежащую артикуляцию.
• Когда учишься музыке, начинать импровизировать нужно пораньше.
• Мне интересно видеть как люди импровизируют на протяжении всей своей жизни.
• Если ты не импровизируешь каждый день, какой смысл заниматься звукорядами и аккордами?
• Музыка должна приносить радость – получай удовольствие от занятий.
• Когда я спрашивал некоторых музыкантов, сколько времени в течение дня они думают о музыке, они отвечали - 24 часа.
• Когда ты солируешь, следи за общими звуками в меняющихся аккордах, предвидь, думай наперёд. Обыгрывая один аккорд, думай о звукоряде следующего. Это не так сложно, попробуй это сам поскорей! Это называется «играть поверх тактовых черт».
• Мелодия песни называется темой.
• Препятствия дают шанс. Возвращайся к ступенькам, на которых ты споткнулся.
• Начиная заниматься, не думай, что сможешь играть только когда усвоишь огромное количество информации и овладеешь большим искусством – лучше начинай играть ПРЯМО СЕЙЧАС!
• Если ты играешь восьмыми, ты можешь играть боповый звукоряд в такт и закончить его там же звуком, каким и начал, (большинство звукорядов состоит из семи звуков, и в этом случае с ними так не получится). Боповый звукоряд предоставляет тебе 8 нот в такте, а не семь, если играть восьмыми.
• Эффективное использование бопового звукоряда позволяет отличить тех, кто может играть от тех, кто пытается.
• Не забывай, что аккордовый символ подразумевает звукоряд (горизонталь) и аккорд (вертикаль).
• Ты не можешь слушать достаточное количество записей – но это так важно!
• Если у тебя плохой звук, кому нужно то, что тебе есть что сказать – даже если у тебя гениальные идеи.
• Чтобы найти пониженную септиму, просто спустись на тон от тоники.
• Чтобы найти повышенную девятую ступень, поднимись на минорную терцию от тоники.
• Терция и септима наиболее важны в определении качества аккорда. С тоникой и так все ясно.
• Запиши себя и послушай объективно. Не бойся слушать сам то, что предлагаешь послушать остальным
• В 4/4 размере, если хочешь удержать гармоническую стабильность, играй аккордовые звуки (1, 3, 5, и 7) на первую и третью доли.
• «Take 5» Дэйва Брубека (на 5/4) на самом деле состоит из последовательных тактов на 3/4 и на 2/4. 1 2 3 1 2, 1 2 3 1 2, 1 2 3 1 2.
• Лидийский – наилучший звукоряд для мажора. (особенно для окончания тем).
• Наиболее правильны «Real Books» Чака Шера.
• Темы, которые любят джазовые музыканты, и которые стимулируют их творчество, часто содержат красивые аккордовые звуки в оригинальной мелодии. Красивыми звуками могут быть мажорная 7-я, 9-я или #4 в МАЖОРЕ; b7, 9 и 4 в МИНОРЕ.
• Старайся солировать в теме, не играя мелодию и без ритм-секции, так, чтобы слушатель мог бы угадать тему. (это значит, что ты хорошо обыгрываешь гармонию).
• Музыка – между твоих ушей…
« Последнее редактирование: Февраля 07, 2020, 01:27:49 от 20/20 »

Оффлайн -I-

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9730
  • Репутация: +3712/-60
  • Long Live Rock ’n’ Roll
    • vk.com/sergeon11
Re: Как играть ДЖАЗ ?
« Ответ #416 : Февраля 07, 2020, 02:50:57 »
Сегодня ты играешь джаз а завтра Родину продашь) :crazy:

Онлайн кок

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 52266
  • Репутация: +33020/-93
  • Слесарь-сборщик пентатоник
Re: Как играть ДЖАЗ ?
« Ответ #417 : Февраля 07, 2020, 06:50:11 »
Иди...к...Путину

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13988
  • Репутация: +8173/-336
  • любитель внести сумятицу
Re: Как играть ДЖАЗ ?
« Ответ #418 : Февраля 07, 2020, 09:51:04 »
кок, клёвое ругательство,. :crazy:

Онлайн кок

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 52266
  • Репутация: +33020/-93
  • Слесарь-сборщик пентатоник
Re: Как играть ДЖАЗ ?
« Ответ #419 : Февраля 07, 2020, 10:39:08 »
 :)
я не ругаюсь....I --  мой внучок(виртуальный))....хороший парень :crazy: