Где-то была тема под названием "Союз композиторов", состоящая из одной страницы, в которой ничего не писали. Предполагаю, что и эта тема может не получить развития. Однако, в отличии от обычной переклички людей, которым нравится не только играть, но и сочинять, здесь мы можем попробовать поделиться своим опытом, чтобы помочь начинающим композиторам-самоучкам или друг другу, осваивать это непростое дело. Я уверен, что невозможно научиться сочинению музыки как некому ремеслу, во многом это загадочный процесс, который не сводится только лишь к передаче знаний, и все же, кому-то может быть полезна такая информация. Чтобы не было недопонимания, для меня композитор - это тот, кто разбирается в самой сущности музыки, и может при желании создать произведение в любом жанре. Сам же я не являюсь профессионалом в сочинении музыки, но хочу поделиться некоторым опытом в этом деле. Буду рад, если кто-нибудь так же решится поделиться своими знаниями и опытом.
Моя сочинительская деятельность началась задолго до покупки гитары, однажды я наткнулся в интернете на fl studio и guitar pro. Даже не вспомню как дело было, тогда я совершенно не понимал, как это работает, что нужно делать, но было интересно что-то потыкать на клавиатуре и получить какой-то звук. Понятное дело, получался тотальный авангард и хаос из нот, который звучал отвратительно. Все потому, что у меня не было ни теоретических знаний об устройстве музыки, ни опыта игры на музыкальных инструментах, ни каких-либо познаний о музыкальной форме и синтаксисе. Если вы не являетесь гением, который с рождения улавливает подобно профессиональному дирижеру все тонкости музыки, то для адекватного ее сочинения придется ознакомиться с музыкальной теорией, синтаксисом и музыкальной формой какого-либо жанра, в котором хочется сочинять и многими другими дисциплинами, о которых будет сказано далее.
Минутка юмора о ребятах, которые начинали с fl studio
https://youtu.be/2j8qWAz24doНе советую пользоваться этой программой, она не позволит вам раскрыть свой творческий потенциал. Лучше подобрать для себя полноценную DAW - многофункциональную программу для работы с музыкой, а также нотный редактор кроме гитар про. На форуме есть целый раздел по этой тематике.
Когда у меня появилась гитара, дело не сильно продвинулось, ведь должно пройти много времени, прежде чем человек начнет что-то понимать в музыке. Но постепенно это дало свои плоды. Кроме гитары я научился играть на блокфлейте, немного поучился играть на клавишах. Композитору будет очень полезно освоить несколько разных инструментов, выбрав при этом основной инструмент, для которого следует развивать технику, так как распыляться на многие инструменты сразу не получится, хотя, есть примеры успешных мультиинструменталистов. Хорошо если этими инструментами будут инструменты из разных групп, например, струнные, духовые, ударные, клавишные. Это полезно для того, чтобы на практике научиться инструментовке, оркестровке, инструментоведению. Ведь если мы захотим, как Ханс Циммер сделать партитуру для оркестра, без подобных знаний может выйти оказия, когда в партитуре будет такое, чего ни один человек не сможет сыграть, или инструмент не имеет необходимого диапазона. Приведу простейший пример: на блокфлейте и духовых инструментах есть особенность, чем выше нота, тем она громче и пронзительнее звучит. Если начинающий Моцарт пропишет в партитуре пианиссимо, то музыкант физически так сыграть, скорее всего, не сможет. Зато с появлением виртуальных инструментов стало возможно делать даже с классическим оркестром что-угодно, это создает некоторую свободу. Мне кажется, чтобы нарушать правила, надо для начала хотя бы с ними ознакомиться. Потому инструментоведение - это еще одна важная дисциплина, с которой придется ознакомиться.
Чем еще хорошо играть на музыкальных инструментах - развитие слуха и чувства ритма. Когда я впервые столкнулся с ритмической сеткой в fl studio, то не понимал, какой длительности ноты на нее нанизывать. Дело не только в теоретических знаниях, когда понимаешь, что здесь размер 4\4 и можно влепить такие-то ноты, ты их просто не чувствуешь, не слышишь, как бы это звучало. Игра на музыкальных инструментах в разных жанрах, учит ощущению ритма и темпа. Будто ты раньше заходил в комнату, где было темно, спотыкался об разные предметы, а теперь вдруг заходишь и видишь, здесь стол стоит, а здесь кто-то ведро со шваброй подставил специально. Игра роковых риффов, блюзовая импровизация и фанковый чес дали мне ощущение сетки такта из 16 нот, что очень помогает сочинять ритмы прямо "из головы". Хочу заметить, что распространенных ритмов в музыке не так и много, если как следует зазубрить их, то можно "выезжать" и на этом.
Когда-то давно я читал о неком композиторе, не помню, как его звали. Он, будучи в тюремном заточении, добыл письменные принадлежности и писал музыку прямо "из головы" даже без инструмента. Есть люди, которым был дарован абсолютный слух, они могут вытворять подобные вещи, а я - нет. И если с ритмом еще можно справиться, научиться не спотыкаться в темной комнате, то высота звука для меня - темный лес, полутемная комната. Сочинение мелодии происходит нащупыванием нужных нот, перебором различных комбинаций, которые, как мне кажется будут звучать хорошо. В воображении есть расплывчатые очертания того, как бы это могло звучать, но нет такой четкости как с ритмом. И это поправимо, придется развивать слух, изучать сольфеджио. Музыка, в какой-то степени, это язык. Если вообразить некого политика, то ему необходимо уметь ясно выражать свои мысли, если он не читает по бумажке, то должен прежде чем сказать, вообразить и выстроить свою речь в голове. Ему необходимо, прежде всего, представить скелет своей речи, основные тезисы, параграфы и идеи для них, которые он выскажет публике. После чего можно переходить к каждому тезису в отдельности, и тут уже нужно включать свое воображение и не только. У каждого музыканта со временем в сознании вырисовывается музыкальная карта, на которой есть самые распространенные решения, ходы, представление о том, как бы могло звучать, самое главное, отсеиваются ложные пути, которые не сработают, прозвучат некрасиво или не так, как требуется. На этой карте есть как практически вычерченные области, так и теоретические, например, правила гармонии, правила отношений мелодии и аккордов. Эта карта никогда не будет завершена полностью, нужно постоянно и ежедневно наносить на нее новые области, по этой причине композитору требуется ежедневная практика в сочинении своего или анализе чужого, копировании чужого. Нет нужны самому и с нуля все это чертить, изобретать велосипед, когда многие вещи уже сделали за нас теоретики и другие композиторы.
Сейчас я попробую описать некоторые способы сочинения, какие применяю сам. Сразу подмечу, что сочинять музыку на инструменте, нотоносце и на пианоролле - это немного разные вещи, почему-то мышление начинает работать иначе, получается немного разный результат. Возможно, это лишь у меня так. Этим можно воспользоваться, если случился творческий кризис, попробовать применить другой подход.
Самое простое, что можно сделать - это взять чужую гармонию, попробовать ее немного подкорректировать или оставить как есть, а потом попробовать придумать на нее свою мелодию. Опять же, без теории никуда, нужно понимать, что такое тяготения нот, разрешение, консонанс, диссонанс, интервалы, виды движения мелодии, волнообразное, скачки, опевания и т.д. Представьте, что мелодия - это речь, вы хотите что-то сказать, всякая внятная речь имеет логические части, которые отделены друг от друга, разделены паузами или длинными нотами, взлетами и падениями, движутся к какой-то цели, кульминации.
Другой способ - придумать гармонию самому. Тут уже нужно знать что-то теоретическое о гармоническом движении. Можно взять простейшее T-S-D-Т и не заморачиваться с чем-то сложным, ведь и этого вполне хватит для начала. К этому распространенному ходу можно добавлять аккорды из групп на картинке, обращения и различные нестандартные аккорды, ориентируясь на слух. У меня есть миди клавиатура, на ней гораздо проще играть и видеть разнообразные аккорды и созвучия, методом подбора и перебора искать интересное звучание. Однако, на данном этапе я не хочу лезть в эксперименты, хочу научиться делать красивую музыку на чем-то простом, не усложняя процесс, ведь если не можешь сделать из простого красивое, то из сложного тем более не получится. На ютубе есть различные лекции, в которых можно найти аккордовые последовательности для самых разных жанров музыки, я думаю, этим стоит воспользоваться. Далее следует этап создания мелодии.
Третий способ - сочинять прямо в нотном редакторе, располагая ноты на линеечках, не пользуясь при этом инструментами. Сюда же отнесу способ с сочинением в пианоролле. Мышление пытается подстроиться под ограничения, в результате получается нечто другое, отличающееся от первых двух способов.
Четвертый способ - импровизация. Сначала представляю основные параметры произведения, а потом пытаюсь что-то наиграть на ходу, получается много кусочков, из которых выбираются самые интересные. При такой импровизации следует не играть свои самые крутые клише, а пробовать играть непредсказуемо. С другой стороны, непредсказуемой импровизация может быть только у новичков, а профессионалы заранее знают, как будет звучать их музыка, так как они могут услышать ее еще до того, как сыграют на инструменте, и у них имеется подробная карта музыки в голове, а у новичков все на ней в тумане.
Особое внимание нужно уделять тембру или тому, какой инструмент лучше применить в данном случае. Для некоторых жанров достаточно всего одной ноты и каких-то семплов, чтобы получилась музыка. Это тоже работа композитора, но я считаю, что она похожа на что-то рутинное, прикладное, где творчество заключается скорее в поиске нужного тембра, автоматизации, эффектов, создания круто звучащего трека с точки зрения звукорежиссуры. Однако, труд композитора - это нечто загадочное, ручки может научиться крутить много кто, а Бах у нас один или Бетховен. Та же тема с битмейкерами, вроде люди что-то делают интересное, но выйти за пределы рэп битов у них не выйдет, да и не нужно оно им. Все же, раз заговорил о тембре, скажу то, что правильно подобранный тембр хоть гитары, хоть другого инструмента или синтезатора - это существенное влияние на восприятие трека-произведения, так что стоит повозиться с этим, поискать что-то более подходящее. Финальное звучание трека тоже важно. Каким бы ни был интересным трек с точки зрения идеи, если он звучит невнятно, то мало кто захочет его слушать. У меня самого проблемы со сведением и мастерингом, для этого нужно развивать слух, знания, навыки, а также иметь достаточно качественное оборудование, чтобы слышать все детали своего произведения и знать, что подправить, для лучшего звучания как на качественной аппаратуре, так и на самой посредственной. Хотя, это уже не совсем работа композитора, но времена такие нынче, когда композитору приходится все уметь. Это я говорю не только из своего скромного опыта, но и из опыта общения с более профессиональным человеком.
В заключении хочется поведать о своей теории по поводу не только музыки, но и почти любых других искусств. Человек и музыка неразрывно связаны, сочиняя что-либо, композитор вкладывает в произведение часть себя, свои переживания, свой мир. Это как рисунки древних людей на скалах - способ самовыражения, а не какая-то абстракция, которая никому не нужна и ничего ни о чем не рассказывает. Музыка - это рассказ, история, комедия, драма, картина. И делается она по принципу, например, литературной художественной драматургии. В книге всегда есть какой-то конфликт, что-то не ладится, нарастает проблема, с которой борется главный герой. Если только не считать произведения постмодернистов, где теряется форма, и смысл может быть каким-угодно, что так же отражается в музыке постмодернистов. Честный композитор может попытаться передать своей музыкой какую-то историю, переживания, чтобы затронуть души и сердца слушателей. Сама жизнь показывает нам, что бывают счастливые моменты, бывают трагические. Так и в музыкальном произведении существуют устойчивые звуки, неустойчивые, консонансы, диссонансы, мелодия движется вверх, вниз, волнообразно одновременно с этим. Творец сначала сгущает краски, накаляет обстановку, а потом хитроумно ее разрешает. В этом вся суть искусства, по Аристотелю, человек подражает природе, копирует ее. Произведение, как и жизнь человека происходит во времени, за которое многое может произойти, но финал всегда один - кульминация, еще одна вещь, о которой можно забыть. Обычно кульминацию обозначают движением мелодии вверх и нарастающим крещендо. Не могу обойти стороной такое понятие как Катарсис. В общем-то, это то, ради чего и создаются художественные произведения, чтобы не только затронуть душу публики, но и изменить людей в лучшую сторону, заставить их сопереживать герою книги, музыкальному произведению. Мне кажется, композитор должен стремиться именно к этому, в этом и заключается вершина мастерства композитора - умело рассказать свою историю при помощи звуков, умело разрешить все конфликты в финале и передать слушателю что-то таинственное, изменяющее его.
Короткий отрывок из фильма о том, как дирижер чувствует музыку, и как-то же самое воспринимает черствый человек.
https://vk.com/video?q=%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81&z=video51672335_456244963Наглядный пример гениальной работы Моцарта с красками, напряженными моментами и их разрешением, в конце звучит пикардийская терция, как символизм хорошего исхода или «свет в конце тоннеля».
https://youtu.be/D8SD3ToKDswВ заключении скажу то, что сказал мне один человек с гитарплеера, нужно любить музыку в себе, а не себя в музыке.
Жду ваших историй о своем творческом пути, идей о том, как и зачем создавать музыку в эпоху, когда все уже создано, как полагают некоторые мыслители.
Список учебных материалов для начинающих композиторов.
Способин - Элементарная теория музыки
В этом учебнике вы найдете все, что нужно для базового понимания музыки и музыкальной теории, этого вполне достаточно, чтобы начать сочинять свои произведения осознанно.
И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов «Учебник Гармонии»
Легендарный и суровый учебник гармонии - следующая ступень для развития теоретических знаний.
Курс по инструментоведению, оркестровке. На этом же канале есть видео по аранжировке и композиции.
https://www.youtube.com/watch?v=SzM_rSTNEyk&list=PLmq9CPOHWFuGyFBFvfq0yBxAHiTsJcVfihttps://www.youtube.com/watch?v=KzT3XY8Xpgk&list=PLmq9CPOHWFuHZDzgpDCXF4xblhEMOeu8chttps://www.youtube.com/watch?v=v2OdBCPBd5Y&list=PL07B50C50B1F35FBBОгромное количество информации по теории и аранжировке.
https://www.youtube.com/user/studymusicru/playlistsПлейлист из нескольких фильмов об устройстве музыки.
https://www.youtube.com/watch?v=IiQ5nYGcQ0U&list=PLpfs-luWFMspIrXvDnHdD8EugYru27RrKУроки по DAW Reaper
https://www.youtube.com/watch?v=0HQyfiuvCfUДля вдохновения можно посмотреть аниме про дирижера «Нодаме Кантабиле» и сериал про дирижера «Вирус Бетховена».
Теперь попытаюсь кратко ответить на некоторые вопросы пользователя cy13erpunk101.
> как развить гитарное мышление?
Чтобы развить гитарное мышление, нужно почаще участвовать в джемах, стараясь играть под любые неудобные минусы, каждый раз придумывая что-нибудь новенькое, будь то мелодический ход, интересные гитарные эффекты или даже полифония. Я иногда ввожу на ютубе что-нибудь вроде fantasy music backing track и играю под то, что предложит поиск.
https://guitarplayer.ru/guitar-jam-sessions/re-klub-dzhemov-nachinayuschih-gitaristov-i-ne-tolko/Возможно, нужно как следует освоить гитарный гриф, в этом деле поможет книга С.Попов-Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста. А этот сайт отчасти копирует данную книгу
http://guitarpages.narod.ru/Index.htmlТеоретический анализ чужих произведений, каверы.
>пытаешься что-то сочинить, но получается какой-то проход по пентатонике. Что мне еще нужно знать, чтобы сочинять хоть что-то толковое? Как выйти из тупика(если можно так назвать)?
Пентатоника - это не какая-то ерунда, просто ее можно играть уныло, а можно играть интересно. Чтобы было интересно, нужно добавлять к ней разные хроматизмы, переходить из минора в мажор, переходить в разные лады, делать множество гитарных приемов, таких как вибрато, бенды, слайды, легато, научиться обыгрывать аккорды. А чтобы это делать, придется развивать слух, понимать, какие аккорды играются - изучать сольфеджио, снимать на слух чужие произведения. Можно поучиться у хороших блюзменов вроде Би Би Кинга или Стиви Рея, разбирая их игру.
Сочинять свою музыку тоже поможет, главное - регулярность в занятиях.
> Как использовать аккорды как надо и в "кассу"? Как разнообразить обычную партию из 4 аккордов?
Видимо, изучать теорию и гармонию. Воровать чужие гармонические ходы, анализировать их.