Геннадий Ш, в небольшом зале не факт что проще звук отстроить. Как раз потому что со сцены срач из мониторов, барабаны грохочут, кабинеты гитарные. У этого всего хозяйства есть собственная громкость немалая, и этого всего звукарь убрать не может. Он может только добавить чего-то. А слишком громко тоже нельзя - там и у колонок предел может быть, да и вообще уши беречь надо не только у музыкантов. Иногда, если мощности сабов недостаточно, они начинают срать в нижнюю середину, получается грязь в миксе. В общем, даже хороший звукарь может сделать максимум возможного в данном зале при данном оборудовании и инструментах.
Что касается мониторов, там два момента. Во-первых, надо знать, какой микрофон. Если гиперкардиоидный, то нельзя ставить монитор сзади него. Если суперкардиоидный, то как раз лучше сзади. Диаграмма направленности обычно в характеристиках нарисована.
Во-вторых, дело не столько в расстоянии, сколько в уровне гейна и частотах. По-хорошему надо делать так - со всеми открытыми микрофонами постепенно повышается уровень в мониторах - в тандартном положении, закрывая ладонью, направляя прямо в динамик. Получаешь максимальный уровень без фидбэка - т.н. gain before feedback. Потом на графическом многополосном эквалайзере почередно поднимаются фейдеры, и на некоторых частотах появляется визг. Эти частоты убираются пониже. Таким образом можно поднять гейн до фидбэка еще на несколько децибел. Так делается сначала для порталов, потом для мониторов. Это в общем дедовский метод, сейчас есть девайсы, которые это все автоматизируют и работают точнее. Но если в зале ничего этого нет, то особо не разгуляешься. Звукарь может на микшере что-то исправить, если микшер современный цифровой. Если аналоговый, то просто уберет высокие. Но тогда читаемость ухудшится. Так или иначе, выше этого уровня громкость поднять не получится. Точнее, значительно ниже этого уровня, так как должен быть запас, и если во время концерта на большой громкости фидбэк уйдет вразнос, не только уши могут пострадать, но и оборудование.
... и добавил:Стало в ушах последнее время свистеть. Много сижу с композициями в наушниках. Работаю над аранжировками. Это от наушников или что-то с мозгами?
Срочно к врачу-аудиологу. И снизить громкость сильно. Везде. Это тиннитус. Любой уровень громкости выше 80 дБ продолжительное время приводит к постоянной необратимой потере слуха, и это может быть опасный симптом! Ударная установка или гитарный кабинет на небольших расстояниях - это намного выше безопасного уровня. Пугаться не надо раньше времени, у этого симптома может быть множество тривиальных причин типа серы в ушах, но шутить с ним нельзя!
У меня девчонки 15-16 лет и барабанщик за их спиной в трех метрах. Что посоветуете? Вижу как они бедные аж вздрагивают. Может им тоже наушники одеть?
Беруши. Серьезно, это не шутка. Есть специальные для музыкантов, но можно просто в аптеке купить.