Критику можно разделить на два вида:
1) Общую: в которой любой человек может высказываться по поводу деятельности того или иного субъекта. Такую критику можно слышать, например, от болельщиков, которые сидя у экрана с пивком, могут учить тренера тактике игры в футбол, или футболиста, который стукнул мимо ворот.
2) Профессиональная критика. Это тип критики, которая идет внутри цеха, когда специалисты, эксперты, оценивают работу коллег и говорят о недостатках.
Как реагировать на такую критику:
К первому роду критике надо относиться философски и понимать, что любая деятельность человека будет сопровождаться вниманием и, соотвественно, положительными и отрицательными отзывами. Кому-то плоды деятельности человека понравятся, кому-то не понравятся, кому-то очень понравится, он будет обожествляться, а у кого-то все это будет вызывать рвотный рефлекс. Каждый человек адресует свое творчество своей целевой аудитории и работает на нее. Вот на свою аудиторию и надо работать и не слушать людей (не идти на поводу) у тех, кто из другой оперы.
Но эталоны и критерии оценки в любом случае должны быть у вас внутри, а не снаружи. Людей много, вкусы у всех разные, а вы один. Вы должны доказать, пройдя через все трудности (и критику, непонимание, откровенные оскорбления, злых ухмылок) и доказать, что вы правы, что ваша работа заслуживает внимания. И если вы будете последовательны, (не будете метаться, ублажая критиканов - не ублажите все равно), то ваша целевая аудитория будет вас ценить, а не целевая вам должна быть по фигу)))
Поэтому чем вы увереннее в своем творчестве, тем более устойчивы к критике. Уверенность эту дает именно любовь вашей целевой аудитории. Поэтому преед тем как что-то делать надо четко понимать кто она ваша аудитория - это одинокие домохозяйки, которые мечтают встретить крепкий "дуб", чтобы " в ополе березке, одинокой, на ветру качаясь, было на кого опереться", или это "обдолбленный хиппарь, ищущий контакт во вселенной" или это мальчишка, которому девки не дают и он хочет поразить их скоростным ПШ, чтобы они почувствовали "потенциал" ))))
Вот если ваша целевая аудитория начинает вас критиковать, то это уже симптом, что надо что-то корректировать. Но и тут есть моменты! Зачастую целевая аудитория заставляет 30 лет петь одну песню! И если ты, вдруг, чуть отошел от своего кредо, то тут сразу начинается шквал нападок уже из своего стана. А новое общество вас также не принимает, так как вы чужой! Так было, например, с группой "Верасы", когда они после "Малиновки" решили сменить апмлуа и заиграли рок. В результате рокеры не пошли на "Верасы", а кто пришел на "Верасы" затыкали уши от музыки, не понимая, где же "Малиновка")))) Так и у актеров, случаются трагедии, когда прилипло апмплуа алкаша, а он хочет сыграть Гамлета))) Но это уже далекие перспективы. Хотя лучше, чтобы не ошибиться, думать об этом сразу в начале своей карьеры.
Второй вид критики - профессиональная. Это уже несколько иной формат. И здесь для того чтобы критиковать надо быть экспертом в своей области. Так как "критикан" ни разу летавший на самолете, вызывает только улыбку, когда начинает высказываться по поводу полетов известного летчика. На форуме Авиа.ру, где я часто бываю я это вижу часто - люди не имеющие отношения к авиации, ничего в ней не понимающие, начинают учить летчиков-испытателей (которые там часто пишут статьи и высказываются по разным вопросам) летному делу.... Выглядит это нелепо! Особенно для тех, кто хоть чуток в этом деле что-то понимает.
В профессиональной критике ты должен доказать, что что-то смыслишь в этом деле. Так как если у человека нет слуха, нет вкуса, он не понимает технических моментов, как можно серьезно относиться к критике такого человека? Я понимаю, когда Олимпийский Чемпион, многократный чемпион мира критикует спортсменов, указывая на их ошибки и над чем надо работать. Поэтому на передачи и приглашают экспертов, которые могут людям показать не только "эмоциональную" (дикторскую), но и профессиональную точку зрения. Но когда футболист, не умеющий забивать голы критикует футболиста, кто это умеет делать - это выглядит не как критика, а как желание показать себя и своими криками привлечь к себе внимание, дабы все думали, что он тоже хороший футболист. Поэтому в профессиональной критике если ты повар, то перед тем как критиковать другого повара, покажи, что ты умеешь варить борщ и знаешь как это делать правильно. Иначе тебе просто не поверят. И выглядеть ты будешь как истеричка, желающая хоть как-то крикнуть "Я есмь")))
Но как обычный человек , конечно, он может сказать, что суп не вкусный.... Это его право. Но это критика из первого пункта - в области вкуса. Он просто не ваш слушатель.
Исходя из этого и надо реагировать на критику.
Я вошел в эту тему, так как знаю не по наслышке как многие ее боятся! Я знаю людей, которые годами не могут выпустить CD, так как боятся потерять авторитет. Ведь им надо что-то доказывать! Поэтому ничего не выпуская, не оголяясь перед аудиторией, где сразу ты показываешь себя, легче сохранять свой статус (заработанный 20 лет назад).
Самое страшное действо оказывает критика на молодые неокрепшие умы. Я знаю как минимум три случая, когда из-за критики люди бросали музыку и гитару вовсе. Их это просто подломило. Поэтому я сейчас всем говорю, пока вы на стадии становления нужно учиться не только играть на гитаре, но и держать удар. Вас будут бить, чтобы вам сделать обидно и больно. И вы должны это пройти.
Обратите внимание на один факт! Когда мы слушаем какого-то гитариста и поражаемся его мастерству, то видим его творчество уже в зрелой фазе. Но если вы посмотрите его творчество не в зрелой фазе, когда человек учился и рос, то там были большие проблемы! Тем не менее он развивался и рос. Общество, окружение, среда его стимулировало, давало силы и веру в будущее. У нас в России пройти этот этап дико трудно. Нет рынка, нет спроса на продукт, формирование целевой аудитории идет десятилетиями и мало кто выдерживает перехода количества в качество. И все это под постоянными пинками и ухмылками, типа, Стив Вай лучше)))) Это надо пройти как можно быстрее.
Как? Лично мне помогло действительно авторитетное мнение. В Париже меня пригласил выступить в Парижской консерватории граф П.П. Шереметев. Он (помимо всего) ректор русской консерватории. Род Шереметевых всегда покровительствовал развитию русской музыки. Так вот после моего выступления перед такой аудиторией, и когда потом я в течении часа общался с таким человеком (ученик Рахманинова) и услышал его слова в свой адрес, после этого топики в мой адрес гитарпелееровских форумчан кажется просто комариным писком))) Поэтому чтобы побыстрее найти такую опору, надо получить оценку (искреннюю, заслуженную) от людей, которые для вас действительно авторитеты. Это действительно здорово помогает справляться с комариными укусами....