вообще говоря, как ты знаешь наверное, бывают интервалы большие и малые. в случае с квинтой говорят чистая квинта, увеличеная и уменьшеная. в нашем случае Си-Фа, это уменьшеная квинта.
но квинтовый круг строится только чистыми квинтами, иначе ты просто из тональности не выйдешь.
то есть мыслишь ты правильно, интервал в каком то определном ладу- это растояние между его ступенями, если ты взял До мажор (или До-ионический), то асболютные интервалы между ступенями будут варьироватся.
Между До и Ми большая терция, между Ре и Фа тоже терция но уже малая.
между До и Соль квинта, между Си и Фа тоже квинта но уже уменьшеная.
Если ты взял Си-Фа#, то ты уже не в до мажоре, это ты точно подметил, но про квинтовый круг никто и не говорит, что тональность не будет меняться. это вообще говоря как раз круг тональностей, а не нот. причем все соседние в нем тональности в каком то смысле родственные, потому что отличаются от соседней на один знак, то есть на одну ноту. они как бы стоят рядом. это все завязано на диатонику.
давай попробуем разобраться откуда вообще берутся знаки в ключе.
есть такое понятие диатоника. диатонический лад это такой лад в котором интервалы между ступенями берутся по следующей формуле
Т-Т-1\2Т-Т-Т-Т-1\2Т-... начинать можно с любой ноты, и двигаться вверх каждый раз поднимаясь на нужный интервал- тон или полутон.
вот у тебя есть До мажор. смысл не в том что в нем нет знаков, мы просто обозначили эти нотки так. в матиматике говорят провели нормировку. обозначили ноль.
итак, мы просто взяли некие ноты, растояние между которыми строится по формуле Т-Т-1\2Т-Т-Т-Т-1\2Т-...и назвали их До Ре Ми Фа и тд. при этом получили 7 натуральных ладов, если играть от первой ноты получает До мажор, если от Фа Лидийский мажор и тд(подробнее смотри в уроке про лады и гаммы).
предположим, что мы хотим сыграть мажорную гамму от какой то другой ноты, не от До. понятно, что в ней должны появится какие то знаки, то есть чтобы соблюсти нашу формулу нам предется в каком то месте играть черные нотки а не белые. давай посмотрим с какой нам ноты начать чтобы получилась как можно меньше знаков. Например один.
Сразу так на вскидку понятно, что знаки нам понадобятся, когда вместо Т надо сделать растояние между соседними нотам 1\2Т и наоборот. давай внимательно посмотрим на нашу формулу [Т-Т-1\2Т-Т-Т-Т-1\2Т] внутри нее есть две похожих цепочки :
[Т-Т-1\2Т-Т-Т-Т-1\2Т ]
то есть, если мы начнем с ноты соль то один полутон мы с экономими, и нам понадобится только один знак, чтобы между 7 и 8 ступенями был 1\2 тон. то есть мы видим что Соль мажор отличается от До мажора только одинм знаком Фа#. теперь чтобы получить мажор с 2-мя знаками, делаем тоже самое только с соль мажором, и опять нота с которой начнется гамма будет выше соль на квинту то есть Ре мажор. там будет уже Фа# До#. ну и тд...
вот от куда сообственно вся эта колбаса с квинтами.