В исследовательских целях собрал и кратко сформулировал лучшие практики проведения репетиций в группе, да и вообще организации группы. Комментарии, дополнения, возражения, случаи из практики — welcome!
Собиралась информация по крупинкам (ну и по кускам, если попадались) в англоязычных источниках. Пункты не отсортированы по важности, если что.
Итак,
лучшие практики:Быть подготовленнымРазучивать песню дома поодиночке по табам, играть под БТ, на репетиции просто сыгрываться и оттачивать нюансы. Репетиции ≠ разучивание.
Приходить вовремяПришли все вовремя — больше времени на репетицию. Время тратится на настройку оборудования и громкости, так что каждая минута на счету.
Иметь ответственного за песнюЗа каждую песню должен быть один ответственный. Может быть один ответственный за все, например фронт-мэн. Он до репетиции рассылает всем участникам группы табы/ноты/слова (чтобы не вышло, что каждый учил в своей тональности), а на репетиции его слово является решающим касательно звука и направления развития песни.
Ставить чёткие целиНапример, отработать конкретные песни до автоматизма, подготовиться к завтрашнему выступлению и тп.
Записывать звук с репетицииЖелательно многоканально. Впоследствии можно ссылаться на отработанный “эталонный” звук или следить за улучшениями от репетиции к репетиции. Также звук может помочь участникам готовиться дома.
Также важно каждому участнику слушать эти записи, чтобы понимать, в какую сторону двигаться.
Записывать видео с репетицииНа видео можно посмотреть как группа смотрится на сцене, понять, что нужно изменить и улучшить.
Не приводить постороннихОтвлекают, сбивают с фокуса (хочется не новое отрабатывать, а уже отточенным поразить публику).
Отключать телефонМеньше отвлечений — больше фокуса.
Делать перерыв в середине репетицииПередохнуть, расслабиться, настроиться, обсудить.
Быть открытымиНе нравится что-то — скажи. Нравится — тем более.
Быть вежливымиХвалить громко и при всех, критиковать как можно мягче.
Иметь чёткий график репетицийКаждый раз в одно и то же время. Чтобы вошло в привычку.
Планировать следующую репетицию после текущейСтавить планы на следующую репетицию по итогам текущей, по горячим следам.
Планировать репетиции на удобное времяУдобное в плане усталости, забеганности и прочего.
Фронт-мэн должен давать остальным участникам “зацепки”Когда начинается проигрыш, когда заканчивается песня, какой настрой у следующей песни и тп. Остальные должны следить за ним, как за дирижёром, следить за языком тела.
Отстраивать уровни громкости в самом началеВсе должны друг друга слышать, ни у кого не должны болеть уши.
Доводить песни до превосходного состоянияНе заканчивать отработку на “ну более-менее”. Довести до автоматизма, до блеска и лоска!
Каждую репетицию делать что-либо новоеНовая песня, старая песня в другом стиле.
РазогреватьсяВ начале репетиции играть что-то для разогрева. Например, простую песню (не входящую обычно в репертуар), блюзовый джем, народную мелодию.
Разбор полётовСразу после репетиции обсуждать, что пошло хорошо, что надо поправить.
Отрабатывать сценическое поведениеХотя бы несколько репетиций перед концертом. Представлять, что выступаете перед публикой, объявлять песни, говорить что-то пока гитарист меняет гитару между песнями. Видеосъёмка в этом сильно помогает.
Набор песен определяет фронт-мэнИменно он — посредник между группой и слушателями на концерте. Ему и решать, что именно будет сыграно. Разумеется, в идеальном мире все участники группы должны сходиться во мнении насчёт списка песен.