уважаемые леди и джентльмены.
в 2009 году исполнилось 20 лет со дня проведения августовского международного рок-фестиваля в Москве, и тогда уважаемый
gwynbleidd_2004 предложил мне, как непосредственному очевидцу событий тех дней, написать об этом.
признаться, кое-что уже выветрилось из памяти, поэтому, надеюсь, последуют дополнения и уточнения.
итак…
11-е, пятница, ж/д вокзалприбытие в столицу запомнилось присутствием у выхода из вагона поезда пары местных барыг, с заговорщицким видом предлагавших из-под полы плакаты «ПинкОв» (разумеется, с ударением на последнем слоге - знатоки поймут)) по 50руб. за штуку. вдоволь поулыбавшись - у нас эти плакаты в «Союзпечати» лежали по рублю или даже по 50коп. - мы двинулись внутрь здания вокзала.
конечно, ожидали увидеть что-нибудь из символики рок-фестиваля, но в глаза бросались только множественные объявления типа «не снимайте жильё у незнакомцев». пришлось быстренько познакомиться с пареньком, сдавшим нам на несколько дней без предоплаты вполне сносную 2-х комнатную квартиру в 5-этажке, на Вернадского.
наспех обустроившись, рванули в Лужники, но билеты к нашему удивлению продавались совершенно свободно, где-то по червонцу или по пятнашке - ерунда в общем: только мороженого и прохладительных напитков ежедневно оприходовалось на едва ли не большую сумму. заодно прикупили кое-что из символики фестиваля (обалденнейшую по тем временам майку с логотипами фестиваля и групп-участников - фото вверху - мой младший брат затаскал до дыр - любитель Мановара, ага!).
билеты взяли на 13-е, рассудив, что звук во второй день должен быть по-любому лучше, чем в день открытия (что впоследствии и подтвердили те, кто побывал на обоих днях).
12-е, суббота, вездевесь день как во сне.. гуляя по столице, испытывали на себе всю гамму праздничных ощущений: всё словно в невесомости, шум со стадиона доносился за несколько километров! а поздно вечером, у телевизора, со сладчайшим предвкушением жадно смотрели в новостях хронику первого дня фестиваля.. честно говоря, совсем не помню во сколько угомонились и как заснули…
13-е, воскресенье, Лужникиофициальную часть опускаю, благо мы её не застали: как только мы ступили на поле стадиона, на сцену выкатились Skid Row…
(вообще-то сначала должны были идти отечественные группы, но «прошел неясный разговор, как по стеклу радара»©, что у Skid Row очень плотный гастрольный график, поэтому они выступают застрельщиками)
…«Youth Gone Wild», «18 And Life» - конечно же врезались в память. равно как и поразительное равнодушие Себастьяна Баха к сохранности собственных голосовых связок (Божий дар - что и говорить!): постоянно форсировал так, что вполне представлялось, будто микрофон в данном случае совершенно ненужная, но необходимая исключительно в силу старых рокерских традиций бутафория. какой голос!. и, Боже, как всё это рано!.. Себастьян Бах носился как заводной, но публика в большинстве своём явно ещё не прониклась как следует: светило солнце, народ ещё тянулся потихоньку на поле и на трибуны - как выступление закончилось. (впоследствии я много раз пересматривал видео московского выступления Skid Row и с удивлением отмечал, что многого из него не помню - вероятно, в тот момент мозг ещё не был готов принять всё это так запросто, вживую)
далее последовал невнятный и тусклый Нюанс, игравший какой-то жиденький нео- пост- про- пре- под- над- перед- после- и т.д. авангард, что в основном выразилось в бестолково мечущемся по сцене клавишнике с выкрашенным зелёной краской лицом (его представили как «клавишник-шоумен»).
Бригаду С встретили хорошо - «Маленькая Бэйба», например, горланили с удовольствием.
Парк Горького (кстати, до сих пор не понимаю - зачем их нарядили как на съёмку клипа? неужели не знали, что до публики будет минимум 50м??) большинство зрителей проигнорировали, массово разбредшись после выступления Сукачёва за пределами трибун. к сожалению отложилось, что ПГ начали выступление с уговоров оставшейся части зрителей пропеть с ними вступление к «Bang» - выглядело не очень.. (особенно мы досадовали на этот казус когда впоследствии вспоминали, как западные команды бодро и уверенно вылетали на сцену и сразу бескомпромиссно вжаривали, не выспрашивая поддержки и прочих снисхождений)
в перерыве стало совсем пасмурно и душно. иногда даже моросил противный дождик - народ тогда хохмы ради, то тут, то там пытался залезть под пластиковые дорожки, которыми был покрыт газон стадиона..
летал дурацкий вертолёт...
и тут как следует врезала по мозгам Cinderella!!!
находились мы в этот момент сначала в центре (на фото - позиция 1), т.е. недалеко слева от нас как раз стояла колонна солдатиков, протянувшаяся от башни с акустикой до сцены с целью разделить толпу на две части (справедливости ради отмечу, что солдатики как и милиция, обеспечивая порядок, были в целом весьма лояльны и даже умудрялись потихоньку оттягиваться, хотя и весьма умеренно)).
во время изумительнейшего медляка «Nobodys Fool» мы начали потихоньку продвигаться к переднему ограждению (на фото - позиция 2), но как раз на полпути нас подстрелили «Gypsy Road», а контрольным выстрелом была «Shake Me»… публика стояла плечом к плечу так тесно, как в общественном транспорте в часы пик, и все без исключения члены этой необъятной толпы начали прыгать в такт музыке ОДНОВРЕМЕННО! это было сродни культурному шоку: настоящий, рок-н-ролльный, искренний, необычайно заводной, и самое главное живой мотив пронзил до самых печёнок и захлестнул с головой - это была истерия, схожая с той, которую мы наблюдали на чёрно-белых кадрах хроники покорения Битлами Америки.. и я в этом участвовал!!! незабываемо..
в общем надо сказать, что ДО Cinderella и ПОСЛЕ Cinderella на стадионе была совершенно разная публика. и в качестве примера расскажу об инциденте, произошедшем в последующем перерыве: звукрежи зачем-то дали в порталы что-то из AC/DC и всех как кипятком ошпарило - не смея верить толпа так отчаянно подалась к сцене, что чуть не своротила ограждения!. а когда разобрались в чём дело - разочарованию предела не было…
и тут все увидели ВЕЛИКОГОИУЖАСНОГО! лично я слышал, а уж тем более видел Ozzy Osbourne первый раз в жизни, поэтому как следует «включился» только на «Shot In The Dark». но в кого я врубился сразу - это Zakk Wylde! Zakk играл и вёл себя на сцене как хотел: исполнял всё на ходу, на бегу, держа гитару за спиной и даже… над головой: одной рукой поднял Les Paul за гриф вертикально вверх, а другой наяривал тэппингом - полная раскрепощённость и свобода действий!
Ozzy по ходу тоже зажигал по-полной: строил публике «козьи морды», обливался водой, а когда народ, утомлённый жарой и духотой стал вопить, что мы, мол, тоже хотим, несколько раз по-честному пытался облить из ведра хотя бы передний ряд зрителей, но, увы - было слишком далеко.
Zakk так же в промежутках между композициями отдавал должное водным процедурам, но делал это своеобразно: каждый раз, попив из поднесённого бокала, остаток воды он выпускал фонтанчиком изо рта, сопровождая это возвратно-поступательными движениями руки в области паха, незамысловато символизирующими masturbation. естественно, что прекрасная половина публики встречала подобные эскапады дружным, предсказуемым «фу-у!», а сильная половина не менее предсказуемым гыгыканьем.
Randy Castillo (царство ему небесное!) между вещами или сдержанно крутился на перекладине, расположенной чуть сзади-выше ударной установки, или запускал в толпу барабанные палочки, хитрым образом ударив ими о малый барабан.
короче, к «Paranoid» дело подошло по общему мнению слишком быстро: что поделать – аппетит действительно приходит во время еды.
Motley Crue выcыпали на сцену по очереди в течении буквально пары тактов вступления «In The Name Of Rock’n’Roll», словно шайка налётчиков и вмазали так, что мало никому не показалось! даже лопнувшая на гитаре Mick Mars струна не остановила этой атаки: сзади тут же подбежал работник сцены - снял с гитариста один инструмент, мигом надел другой и был таков. В общем Mick Mars, безбожно потрясающий в воздухе своим Kramer, удерживаемым всего лишь за рычаг и издающий поэтому утробные, рычащие звуки, «Girls, Girls, Girls» с двумя сексапильными блондинками на подпевках (о которых перед последней песней Vince Neil поведал по секрету всему стадиону, что сегодня они будут их как следует «censored!») и даже голая задница Tommy Lee, продемонстрированная им на память почтенной публике - всё это вместе добавило запредельного антуража, которого вроде и без того было выше крыши. но западные звёзды справедливо и, самое главное, наглядно доказали, что хорошего слишком много не бывает!
после Motley Crue мы, устав упираться в ограду перед сценой (сзади порой давили так, что некоторых фанов, прижатых к ограждению и потерявших сознание, служба безопасности с трудом выдёргивала из толпы), оттянулись на первоначальные позиции.
и тут темноту взорвали Scorpions. ну здесь вообще просто каждый залп ложился точно в цель! и представлено было всё с фирменной гроссмейстерской непринуждённостью, и в тоже время с уникальной, или даже сверхъестественной отточенностью исполнения!
что ещё поразило, так это то, что судя по всему трек-лист у группы был открытым: после «Holiday» Klaus Maine для затравки напел в полголоса первую строчку из «Rithm Of Love», но увидев, что публика что называется не откликнулась, дал команду зарядить «The Zoo».
ну и напоследок конечно же всероссийская народная баллада «Still Loving You»! огни в десятках тысяч рук.. сердца, переполненные чистой грустью и готовые от этого разорваться.. комок в горле.. и тоска по празднику, подошедшему к концу…
да, к концу! ибо на Bon Jovi осталась едва ли половина зрителей: большинство дружно потянулось к метро. да и мы, пресытившиеся так, как до того невозможно было себе представить, с чувством выполненного долга поплелись со стадиона…
потомвернувшись в свой город и пересказывая родным, друзьям и знакомым перипетии фестивальных дней, я первое время часто ловил себя на ощущении, что всё о чём я повествую, происходило как будто не со мной.. воистину - это была настоящая поездка в Сказку!
«и это всё, что я могу сказать об этом»©