Автор Тема: Музыка живет только в нотах? (понтярщики vs глухари)  (Прочитано 51488 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Начиная с венской классической школы, ограничившей масштаб исполнительского «волюнтаризма», генерал-бас вышел из композиторской практики.
Венская классическая школа — вершина академической музыки. Интересно, почему так вышло (генерал-бас вышел из композиторской практики)? Рискну предположить, что из-за усложнения музыкальной формы и фактуры. Т.е. всякого рода цифровки уже не могли отразить сложности замысла музыки, вот и решили потушить свет (и слить масло).

А вообще, буквенно-цифровая запись аккордов или ступеневая запись гармонии типа i bVI bIII bVII — очень удобные вещи, т.к. наглядно показывают схему произведения. Впрочем, только в случае, если все созвучия вписываются в принятую систему обозначений. Даже в бригадном, вроде, есть понятие "ложный аккорд", и разумеется, существуют просто нетерцовые созвучия. Кроме того, есть полифония и музыка "с элементами" полифонии.

Интересно также, почему джазовые музыканты возродили этот способ записи и импровизацию. Видимо потому, что лёгкая музыка ощутимо проще академической?
« Последнее редактирование: Июля 27, 2017, 12:53:28 от MrLf »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Музыка живет только в нотах?
« Ответ #1 : Июня 28, 2017, 18:29:36 »
Все джазовые стандарты 20-40х подходят под это определение по всем параметрам. Ярко выраженная тоника и основная тональность есть. Тема есть. Развитие темы в виде импровизации есть. Гомофонный стиль написания, с четким разделением на мелодию и гармонию есть. Чем джазовые стандарты не классика?
Не очень-то и подходят. Тему джазового стандарта вполне разрешается исполнить так, что мама родная не узнает, а вместо "развития" дать импровизацию как хаотичную мелодизацию гармонии, которую аккомпаниатор повторяет как заевший граммофон, по кругу долбая гармонический квадрат. Академическая музыка таких исполнений не подразумевает, это другая планета.
« Последнее редактирование: Июня 28, 2017, 18:31:39 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Музыка живет только в нотах?
« Ответ #2 : Июня 29, 2017, 03:32:34 »
Да совсем забыла, мне просто не совсем понятно, для какой целевой аудитории - эти цифровки предполагаются?
Для всех, кто хочет разбираться в гармонии - от начинающих, любителей, профессиональных музыкантов до выпускников консерваторий )), если им окончательно не выбили мозги.
Цитировать
И почему Вам не нравяться "литературные анализы" классических произведений?
У меня встречный вопрос - почему Вы любите задавать вопросы, но не читаете ответы. Я писал, что я не против "литературных анализов", но... (читайте выше).

Цитировать
Что в них плохого?
Что они не учат гармонии. вы представляете, если бы учебник гармонии состоял бы из таких описаний?
Нет, в нем есть практические правила, задания, анализ, обороты. Но подобные учебники имеют ряд существенных недостатков.

Цитировать
тех, кто уже "аккорды" знает и хочет прогрессировать....?
При чем здесь "знать аккорды". Речь вроде об анализе, редукция и все прочее... хотите по кругу?

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Музыка живет только в нотах?
« Ответ #3 : Июня 29, 2017, 04:28:11 »
Для всех, кто хочет разбираться в гармонии - от начинающих, любителей, профессиональных музыкантов до выпускников консерваторий )), если им окончательно не выбили мозги.

Это Вы на кого намекаете? :(

У меня встречный вопрос - почему Вы любите задавать вопросы, но не читаете ответы. Я писал, что я не против "литературных анализов", но... (читайте выше).

Нет Вы всё-таки против, судя по всему:
Что они не учат гармонии. вы представляете, если бы учебник гармонии состоял бы из таких описаний?...

От себя могу заметить, что ни один достойный учебник гармонии не страдал описаниями типа "ну погоди", да и
до сих пор не понятна роль джазовой цифровки в произведениях классиков, особенно Баха, оставим уж Бетховена с его
лунной сонатой, здесь это никак не вредит. :)




... и добавил:

Вопрос то простой на самом деле, не проще ли изучить ноты нежели "джазовую цифровку"? Не запутает ли, например,
начинающих гитаристов такой анализ? ???
« Последнее редактирование: Июня 29, 2017, 04:52:56 от Алиса84 »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Музыка живет только в нотах?
« Ответ #4 : Июня 29, 2017, 08:22:53 »
Алиса84, а как должен выглядеть анализ произведения с нотами без цифровой записи?

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8451
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Музыка живет только в нотах?
« Ответ #5 : Июня 29, 2017, 08:56:05 »
Вопрос то простой на самом деле, не проще ли изучить ноты нежели "джазовую цифровку"? Не запутает ли, например,
начинающих гитаристов такой анализ? ???
Начинающие гитаристы достаточно легко играю "по аккордам" и после подбирают "аккорды", находя закономерности самостоятельно. Сборники песен в таком же виде выходят (выходили) для начинающих (неискушённых любителей). Сама жизнь показывает, что это проще чем ноты для понимания.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Музыка живет только в нотах?
« Ответ #6 : Июня 29, 2017, 18:23:32 »
Это Вы на кого намекаете? :(
Ни на кого конкретно. Просто отсутствие результатов жизнедеятельности студентов и выпускников теоретического отделения говорит о том, что клиент скорее мертв, чем жив.

Цитировать
Нет Вы всё-таки против, судя по всему:
Вы все-таки упорствуете. Придется самоцитироваться:
Цитировать
Я не против таких описательных комментариев, они могут полезны в искусстве, но только после того, когда "формула" положена на бумагу, так, что можно понять всю гармоническую схему изучаемого произведения

Цитировать
От себя могу заметить, что ни один достойный учебник гармонии не страдал описаниями типа "ну погоди",
Вы не ответили, что такое  "описания типа "ну погоди" . Поэтому непонятно, что вы хотели сказать.
Если предпложить, что вы имеете ввиду, что это "словесно-описательный" подход при анализе, то - да. Я и говорил, что учебники гармонии не используют такой не годный для обучения подход, но они имеют ряд других существенных недостатков. Но это отдельная тема.

Цитировать
до сих пор не понятна роль джазовой цифровки в произведениях классиков, особенно Баха,
Вот видите - вам непонятно.  Точнее, вы не хотите понять.
В то время как Бах и другие музыканты эпохи барокко пользовались цифровками.

Цитировать
Вопрос то простой на самом деле, не проще ли изучить ноты нежели "джазовую цифровку"?
Что вы подразумеваете под словом "изучить"? Ноты - это способ записи музыки, а цифровка - это "Roman Numeral Analysis" - у них разные цели и задачи.
Анализироваться может, как нотный текст, так и непосредственно музыка в отсутствии наличия нотного текста.
Для таких как вы отсутствие нотного текста делает недоступным анализ - для этого вам пришлось бы сначала собственноручно снять с аудио всю партитуру, что трудоемко и вы вряд ли способны это сделать.
Еще один недостаток "нулевой редукции" (т.е. нот) - сложность обмена такой информацией ввиду объема, графики и сложности "раскодирования" такого сообщения. При чем после раскодирования, сообщение по-прежнему может оказаться непонятным, так как нуждается в трактовке.
Цитировать
Не запутает ли, например, начинающих гитаристов такой анализ? ???
Ноты не содержат анализ. Может быть вам просто недоступно понятие "гармонический анализ" и от того все эти непонятки?
Еще раз перекопипастю:
"Анализ текста без редукции – это точное копирование самого текста. С помощью такой «нулевой» редукции мы, конечно, не рискуем ничего потерять, но и найти, узнать о тексте что-то новое из него самого тоже не сможем".
« Последнее редактирование: Июня 29, 2017, 19:51:32 от eye »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Музыка живет только в нотах?
« Ответ #7 : Июня 29, 2017, 20:33:28 »
Анализироваться может, как нотный текст, так и непосредственно музыка в отсутствии наличия нотного текста.
Да, но при наличии отсутствия :) нотного текста анализ обречён на неточность, не так ли?

Для таких как вы отсутствие нотного текста делает недоступным анализ - для этого вам пришлось бы сначала собственноручно снять с аудио всю партитуру, что трудоемко и вы вряд ли способны это сделать.
Имхо, задача "снять с аудио всю партитуру" является капитальной засадой для любого человека, а вовсе не для каких-то непонятных "таких как вы" (это выражение Вы употребили, без сомнения, в уничижительном смысле). Нотную запись чисто исторически для того и придумали, чтобы подобной ерундой ("съёмом") не заниматься. И вообще, "анализ" как таковой — это разговор о том, как интерпретировать то, что мы слышим, а вовсе не о том, что собственно мы слышим.

Акустика — отрывок из книги В. Зисмана "Путеводитель по оркестру и его задворкам". Интересный камент по этому поводу я получил в своём блоге: "Значительная часть музыки живет именно в написанных нотах" :crazy:

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Музыка живет только в нотах?
« Ответ #8 : Июня 30, 2017, 00:54:03 »
Да, но при наличии отсутствия :) нотного текста анализ обречён на неточность, не так ли?
Мой опыт говорит, что, наоборот. Ноты записывают люди, которые совершают кучу ошибок. Я стараюсь снимать сам, то, что хочу проанализировать. Только мне ни к чему снимать всю партитуру, потому что я могу создать необходимую редукцию прямо с аудио источника. А люди, приученные исключительно к нотам, этого не могут. И в этом нет ничего уничижительного - им это не нужно, как и анализ. Это констатация факта.

Цитировать
Имхо, задача "снять с аудио всю партитуру" является капитальной засадой для любого человека, а вовсе не для каких-то непонятных "таких как вы" (это выражение Вы употребили, без сомнения, в уничижительном смысле).

Я имею ввиду, людей, которые ориентированы исключительно на ноты. Для анализа гармонии необязательно иметь полную партитуру - достаточно снять гармонию, иногда голосоведение, иногда мелодию и тд.
Я, например, всегда ориентируюсь на звучание музыки, а ноты, если есть - хорошо, как дополнительный материал.

Разумеется, если анализируешь классическую музыку, то хорошо иметь авторскую партитуру. Но все равно, я бы хотел послушать оригинал. Иногда очень удивляешься.

Цитировать

Нотную запись чисто исторически для того и придумали, чтобы подобной ерундой ("съёмом") не заниматься.
Прежде всего потому, что не было другого способа зафиксировать сочиненное.
А умение снять, то есть способность сыграть по слуху то, что услышал, я считаю, не ерунда. Мне кажется, это одно из базовых умений музыканта в современном мире.

Цитировать
И вообще, "анализ" как таковой — это разговор о том, как интерпретировать то, что мы слышим, а вовсе не о том, что собственно мы слышим.
Верно. Только странное иногда происходит - когда люди интерпретируют то, чего на самом деле нет.
Цитировать
Интересный камент по этому поводу я получил в своём блоге: "Значительная часть музыки живет именно в написанных нотах"
Я понимаю это  как грустную констатацию, что эту музыку никто не слушает и не исполняет. Потому что она никому не нужна. Ее и анализировать поэтому ни к чему.
« Последнее редактирование: Июня 30, 2017, 01:03:07 от eye »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Музыка живет только в нотах?
« Ответ #9 : Июня 30, 2017, 07:55:52 »
Мой опыт говорит, что, наоборот. Ноты записывают люди, которые совершают кучу ошибок.
Так это не "наоборот", а прямое подтверждение моих слов. Любой съём неточен всегда, а под нотами я имею в виду оригинал, разумеется (а не чей-то съём). Игра по слуху чужой музыки неизбежно приводит к искажению этой музыки. Для этого есть куча объективных причин: качество записи, качество самого исполнения, да и скиллы снимающего не бесконечны. Вот и получается, что анализ без исходных нот — это разговор о том, кому что удалось расслышать. Зисман по ссылке именно об этом и пишет. Фраза "Значительная часть музыки живет именно в написанных нотах" означает вовсе не то, что какая-то музыка пылится в библиотеке. Она означает то, что многие детали остаются при прослушивании за бортом, и это неизбежно.

... и добавил:

Только странное иногда происходит - когда люди интерпретируют то, чего на самом деле нет.
Это происходит неизбежно при анализе без исходных нот. Иллюстраций таких разговоров на форуме было множество: любой разговор в конечном счёте приходит к взаимным обвинениям в глухоте :crazy: Последняя иллюстрация:

Ноты записывают люди, которые совершают кучу ошибок. Я стараюсь снимать сам...
И так рассуждает каждый. Вот "слухачи" и живут в этом замкнутом круге...

... и добавил:

Тут конечно возникает резонный вопрос, а как анализировать то, что нотами записано не было изначально. На слух конечно, а как же ещё... Это такая особенность этой самой лёгкой музыки, к сожалению (это к разговору с Taps чуть выше), и одна из причин, почему она "лёгкая" (в данном случае слово "лёгкая" звучит как ругательство :crazy:).
« Последнее редактирование: Июня 30, 2017, 08:15:29 от MrLf »

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8451
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Музыка живет только в нотах?
« Ответ #10 : Июня 30, 2017, 10:11:33 »
MrLf, академические музыканты при написании музыки на основе народной изначально тоже "снимали" её на слух, те же менуэты, мазурки и т.д. И с другой стороны, сами оригинальные ноты могли быть записаны автором без подробностей, которые считались им очевидными или несущественными, но дают множество вариантов исполнения, существенно отличающихся в восприятии.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Музыка живет только в нотах?
« Ответ #11 : Июня 30, 2017, 11:31:56 »
MrLf, академические музыканты при написании музыки на основе народной изначально тоже "снимали" её на слух...
Так фиксация нотами народной музыки и делается потому, что только после записи в нотах появляется предмет разговора — для анализа, аранжировки / оркестровки и т.д. А до этого — это мир приблизительности, неточности и небрежности, слуховых понтов, мир лёгкой музыки, короче :crazy:

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8451
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Музыка живет только в нотах?
« Ответ #12 : Июня 30, 2017, 12:53:44 »
MrLf, можно снять и в виде Lead sheet мелодию с гармонией в виде цифровки. Для многих народных песен только это и важно, т.к. при исполнении сами "народные исполнители" именно этим руководствуются, а опора только на нотную запись становится упрощением и сужением оригинального музыкального материала.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Музыка живет только в нотах?
« Ответ #13 : Июня 30, 2017, 13:05:49 »
MrLf, вы зная мелодию и гармонию пьесы легкого жанра (обычную эстрадную песню) не сможете сделать аранжировку для двух гитар без нотной бумаги?

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Музыка живет только в нотах?
« Ответ #14 : Июня 30, 2017, 15:50:39 »
MrLf, можно снять и в виде Lead sheet мелодию с гармонией в виде цифровки.
Да, согласен. Lead sheet — это уже предметный разговор.

... и добавил:

MrLf, вы зная мелодию и гармонию пьесы легкого жанра (обычную эстрадную песню) не сможете сделать аранжировку для двух гитар без нотной бумаги?
Могу, но не буду, потому что это крайне неудобно. Что означает в данном случае "сделать"? Наиграть что-то, чтобы через день это наигранное забыть? Или маниакально повторять сутками напролёт, чтобы не забылось? ;D Сделать аранжировку — это и есть создать нотный текст. Нет нотного текста — нет ничего.
« Последнее редактирование: Июня 30, 2017, 15:54:16 от MrLf »