Автор Тема: Музыка живет только в нотах? (понтярщики vs глухари)  (Прочитано 49752 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7849/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Вот еще фрагмент по теме из книги "Формирование и развитие навыка чтения нотного текста с листа в классе фортепиано".
Там отмечается важность донотного слухового периода. Хотя срок, который они отводят (2-3 месяца) явно недостаточен и, думаю, диктуется "политическими" соображениями.
Ага, но там сказано, что именно усваивается в этот донотный период: "научился различать быстро-медленно, громко-тихо, высоко-низко, научился различать некоторые жанры (марш, вальс, полька, колыбельная)". Негусто, однако. Чтобы начать заниматься сольфеджио, ноты уже нужны. Чтобы начать заниматься на инструменте, ноты нужны почти сразу. Без нот на инструменте можно дать несколько самых начальных упражнений на звукоизвлечение, дальше всё. Чтобы сыграть связную "мелодию", состоящую из одного звука (чередуя четверти и половинные, русская нар. попевка "Петушок"), я лично даю ноты.

... и добавил:

    Поддержу аналогию Дмитрия: действительно, даже когда ребенок учится родному языку...
...у него есть единственный способ ему научиться: на слух. Это не лучший способ, это единственный способ в его ситуации. Так что поосторожнее с аналогиями: "все аналогии не верны" (с), потому что любая аналогия не точна.
« Последнее редактирование: Августа 02, 2017, 16:26:55 от MrLf »

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13987
  • Репутация: +8173/-336
  • любитель внести сумятицу
Hermit, Тут кабы "меткость стрельбы" решает, а это уже Спорт!! :D

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
eye, Отличный пост по теме!
Особенно понравилось, что ноты выключают слух из процесса))) Это как раз о том месседже, что выше я писал. Давно заметил, что игра по нотам и игра по слуху укладываются куда то в разные уголки мозга))) Например, все что я играю по слуху я могу мгновенно транспонировать, варировать и тд. Что выучил по нотам отпечатываются в нотах, даже в представлении и воображении.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7849/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Что выучил по нотам отпечатываются в нотах, даже в представлении и воображении.
Имхо, это издержки методик обучения. По-хорошему, по нотам петь надо. Взял листок и запел, глядя в него.

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13987
  • Репутация: +8173/-336
  • любитель внести сумятицу
MrLf, Вот некоторые сложные секвенции, например, невозможно пропеть, и тут без нот или табов ну никуда ??? даже всё, что прочитывается про себя, при игре звучит по другому.,

Оффлайн Hermit

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
MrLf, Ноты можно просто пропевать соответствующими слогами.  Но  ради удобства учителя довольно рано начинают применять нотную запись и это во многих случаях - ошибка, имхо. Я тоже был ребенком. И не из музыкальной семьи. И возвращаясь в далекое прошлое могу определенно сказать, был бы благодарен учителям, если бы они меня сперва просто окунули в мир музыкальных звуков, чтобы моему простому детскому ординарному мозгу было четко ясно и понятно,что мне важно не видеть,между какими линейками спряталась фа, а как ,например,слышать как звучит до - фа, и почему оно как-то похоже на ре - соль и так далее)) Надо было сформировать в голове этот начальный музыкальный опыт. Я уже молчу о том, что нас (пацанов) училка дразнила за наши скрипучие и блеющие голоса, когда нужно было что-то пропеть. И это вместо того,чтобы просто успокоить парней и сказать, что в случае сольфеджио вокальные способности(в плане тембра и остальных параметров) не так уж и важны. (потому у нас любимым предметом был  хор - там можно было просто рот открывать; потому что подход был несерьезный, а учителя не собирались никого мотивировать - нужны им эти дети... пока родаки не заплатят или не подадут красную/черную икру(главный навык педагога - разбираться в родителях))) - ребенок не талантлив и у него нет слуха... без шансов).
Что-то от темы ушел))) Но немного некоторой правды жизни не помешает. 
« Последнее редактирование: Августа 02, 2017, 16:43:51 от Hermit »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Ага, но там сказано, что именно усваивается в этот донотный период: "научился различать быстро-медленно, громко-тихо, высоко-низко, научился различать некоторые жанры (марш, вальс, полька, колыбельная)". Негусто, однако.
Согласен, что не густо. Я же говорю - "по политическим" причинам.  А то ведь нотники взвоют - многие педагоги считают, что обучить читать ноты - это единственная их задача. Это очень облегчает их работу.  Не густо - поэтому и проблемы в классическом обучении музыке.

Цитировать
Чтобы начать заниматься сольфеджио, ноты уже нужны.
Не нужны. Если рассматривать сольфеджио, как инструмент развития слуха. Наоборот, в этом случае знание нот и пение по ним - следствие занятий сольфеджио. У детей в ДМШ в подготовительном классе никаких нот нет (есть ступени) и они успевают за год-два научиться очень многому без нот. Ноты там присутствуют, как теория - ведь готовят будущих нотников (а не гибких музыкантов), а слух можно развивать без нот. Ноты сначала появляются как слова, и только потом как графические символы.

https://www.youtube.com/watch?v=jCNVI1cZHSk

Цитировать
Чтобы начать заниматься на инструменте, ноты нужны почти сразу.
Это зависит от подхода. Томми Эммануэль и Ko - научились играть без нот и поднялись на самую вершину. Более того - здесь многие прекрасно играющие музыканты (ну, вы знаете о ком я)) - не знают нот.

Цитировать
Без нот на инструменте можно дать несколько самых начальных упражнений на звукоизвлечение, дальше всё. Чтобы сыграть ... я лично даю ноты.
Я ж говорю, что это облегчает труд учителя. Но учителя разные бывают - "только ноты", "ноты/слух", "только слух". Думаю, истина, как всегда, посередине.

Цитировать

... и добавил:
...у него есть единственный способ ему научиться: на слух. Это не лучший способ, это единственный способ в его ситуации. Так что поосторожнее с аналогиями: "все аналогии не верны" (с), потому что любая аналогия не точна.
Это аналогия весьма верная (настолько верная, что даже больше чем аналогия - для мозга музыка (точнее звуковысотная система) это язык - ей занимаются те же участки мозга, что и вербальным языком). И это лучший способ освоения - доказано методиками освоения второго языка взрослыми. Одни учат "по нотам" язык 15 лет и так и ничему не научаются, а другие за месяц осваивают на слух иностранный язык.
Так что никто не против письменности, но начинать надо с освоения языка на слух, как средства коммуникации.
« Последнее редактирование: Августа 02, 2017, 17:20:36 от eye »

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13987
  • Репутация: +8173/-336
  • любитель внести сумятицу
Вспомнились слова Гельвеция: " Знание некоторых принципов, избавляет от необходимости знания множества фактов"  :)

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8271
  • Репутация: +1854/-249
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Это аналогия весьма верная. И это лучший способ - доказано методиками освоения второго языка взрослыми. Одни учат "по нотам" язык 15 лет и так и ничему не научаются, а другие за месяц осваивают на слух иностранный язык.
Забавный случай был во Вьетнаме со мной. Какие-то школьники-старшеклассники в Ханое в центре попросили интервью для задания по английскому. Так вот девушка предлагала попробовать какое-то блюдо, говоря "try" как "чай". У них "tr" читается как "ч". По "нотам" училась. Это вдобавок к общему "мяукающему" произношению.

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13987
  • Репутация: +8173/-336
  • любитель внести сумятицу
Rolly, эдак нас в культурологию занесёт)) почему восточные напевы (трушные, а не европодобные) так корёжат слух :pozor:

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7849/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
важно не видеть,между какими линейками спряталась фа, а как ,например,слышать как звучит до - фа, и почему оно как-то похоже на ре - соль и так далее))
Это и говорит о нужности нот. Не зная нот, ты бы и сформулировать эту мысль не смог. Чтобы услышать, как звучит до - фа, нужно знать о существовании до и фа, и знать как они выглядят в том числе.

... и добавил:

А то ведь нотники взвоют - многие педагоги считают, что обучить читать ноты - это единственная их задача. Это очень облегчает их работу.
Работу ученика это облегчает точно так же. На ранних этапах без нот вы будете вынуждены показывать упражнения с рук на руки, и по дороге домой они будут у ученика попросту рассыпаться в памяти, это будет просто дурдом. В конце концов всё равно придётся записывать сетками / табами, а это хуже значительно, чем ноты.

... и добавил:

Не нужны. Если рассматривать сольфеджио, как инструмент развития слуха. Наоборот, в этом случае знание нот и пение по ним - следствие занятий сольфеджио.
Так вот потому и нужны, что "следствие". Чтобы заниматься развитием слуха, надо что-то объяснять, а для этого нужны ноты. Только на самых ранних этапах может быть достаточно обойтись номерами ступеней, а дальше всё равно ноты нужны.
« Последнее редактирование: Августа 02, 2017, 18:22:10 от MrLf »

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13987
  • Репутация: +8173/-336
  • любитель внести сумятицу
MrLf, Ну фсьё, уболтал  :pozor:

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7849/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Это аналогия весьма верная (настолько верная, что даже больше чем аналогия - для мозга музыка (точнее звуковысотная система) это язык - ей занимаются те же участки мозга, что и вербальным языком). И это лучший способ освоения - доказано методиками освоения второго языка взрослыми. Одни учат "по нотам" язык 15 лет и так и ничему не научаются, а другие за месяц осваивают на слух иностранный язык.
Так что никто не против письменности, но начинать надо с освоения языка на слух, как средства коммуникации.
Нет, не верная аналогия. Если вы будете бесконечно слушать иностранную речь без каких-либо пояснений, вы её не поймёте никогда, можете хоть тысячу лет слушать по 24 часа в день. Нужны пояснения, например, пальцем тыкать в предмет и называть его. В случае с музыкальным языком ноты и есть такие "пояснения", без них обучение тормозится дико. С нотами обучаться (в т.ч. развивать слух) рациональнее, причём значительно.

... и добавил:

MrLf, Ноты можно просто пропевать соответствующими слогами.
До-Ре-Ми заменить на Бе-Ме-Му? Смысл?
Спец. слогами заменяют только для того, чтобы их произнести было легко. Чтобы не выпаливать скороговоркой "до-диез" из трёх слогов, ясное дело.
« Последнее редактирование: Августа 02, 2017, 18:34:56 от MrLf »

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13987
  • Репутация: +8173/-336
  • любитель внести сумятицу
Нет, не верная аналогия. Если вы будете бесконечно слушать иностранную речь без каких-либо пояснений, вы её не поймёте никогда, можете хоть тысячу лет слушать по 24 часа в день. Нужны пояснения, например, пальцем тыкать в предмет и называть его. В случае с музыкальным языком ноты и есть такие "пояснения", без них обучение тормозится дико. С нотами обучаться (в т.ч. развивать слух) рациональнее, причём значительно.
Тыкать в предмет и называть его - мало,, Важнее познать суть его, как говаривали  дзенские мудрецы,,

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7849/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Тыкать в предмет и называть его - мало,, Важнее познать суть его, как говаривали  дзенские мудрецы,,
Чтобы познать суть, вначале тыкнуть придётся всё равно.