Ситация с нотами (ИМХО) выглядит примерно так:
Ноты являются необходимостью в классической музыке. Сложность партий, особенно оркестровых партитур требует точности исполнения.
Так что про классику можно сказать, что она «хранится» в нотах в неком графическом виде. Хотя основной передачей информации явялется звук - от "учителя к ученику" (от поколения в поколение).
В джазе нотная запись приняла «схематический» характер, обозначая только общий фарватер, в русле которого существует большой диапазон свободной трактовки. Запись в джазе предельно упрощена и не отражает деталей, которые составляют суть жанра (особые ритмы, импровизационность, расширение гармонии и т.д.). Хотя есть куча нотных сборников для джаза, джаз "живет" уж точно не в нотах, а на записях. Именно реальная музыка есть первоисточник ( основной учебник) и является главным носителем информации для музыкантов.
В рок-музыке ноты существуют только в учебных целях. На практике никто этим не пользуется, так как в этом нет смысла. Эта музыка изначально имеет фольклорный вектор, музыканты-самоучки сочиняли и играли музыку на слух. Так что рок-музыка как информация не живет в нотах.
Ну про чистый фольклор (фламенко, кантри, блюз, или русский дворовый блатняк, не говоря уж о древних индийских рагах) понятно и так. Какие там ноты? Там музыка тысячелетия жила и будет жить без всяких нот.
Вывод: В нотах «живет» только классическая музыка. Там где не подразумевается импровизация. Все, кто занимается этим жанром, (в том числе и гитаристам-классикам) тому без нот не обойтись и игра по нотам для музыкантов-классиков является атрибутом (без чего он не сможет находиться в этом жанре)
Для всех остальных импровизационных жанров, тем более «дворово-народных» ноты не требуются и являются дополнительным бонусом, помогающим в обучении, осмыслении или разборе партий т.д. Но как показывает жизнь без этого спокойно можно обойтись и получать Гремми за огромный вклад в мировое музыкальное искусство.......
... и добавил:
Стоит добавить о новых тенденциях в развитии нотной фиксации
Сегодня в классике с появлением новых технологий нотная запись эволюционирует. Я беседовал в свое время с Эдуардом Артемьевым, который написал музыку ко многих фильмам. Так вот раньше композиторы сочиняли партии и писали партитуры. Потом эти партитуры размножали и давали музыкантам оркестра. ТОлько на репетиции композитор мог услышать свое творение во всем многоголосии.
Теперь Артемьев (как и другие композиторы) открывает Logic Pro и делает на МИДИ-клавиатуре все оркестровку. Слушает ее и выверяет. После этого все партии распечатываются и редактируются (так как не всегда компьютер корректно делает запись некоторых нюансов). Редактируют это любые студенты за три копейки. И все…. Композитор классик сегодня не притрагивается к нотному листу!
Более того, музыкантам сейчас для репетиций высылается файл Ложика с партитурой и он может сам распечатать свою партию… Он может прийти на репетицию уже подготовленным, так как может играть свою партию с МИДИ- оркестром. И даже не зная нот человек может изучить партию по МИДИ событиям или в графическом редакторе (или просто на слух).
Кстати, в ноябре я буду играть с большим оркестром и именно так мне и прислали партитуру (в Logic Pro).
Так что сейчас современная классическая музыка живет тоже не в нотах. А в секвенсорных программах, в МИДИ - событиях. И многие партитуры прошлых столетий уже давно вбиты в секвенсор и запрограммированы. Бумажные партитуры, как и другие нотные издания, похоже скоро станут музейными экспонатами.
Ну а гитаристы это уже давно пронюхали и поставили себе гитар про, где помимо ноты можно посмотреть и талблатура, а для самых одаренных на грифе показаны точки, куда нужно тыкать пальцем. ))) Так что музыка там живет в том виде насколько пользователю хватает интеллекта)))