2Seagall:
Я считаю, что самый простой способ это понять - это то, что нужно чувствовать те эмоции, которые ты хочешь передать, во время исполнения, и не стесняться их выражать, как бы банально это ни звучало. Если ты к этому стремишися, ты сама найдёшь нужные тебе приёмы.
Но я всё же постараюсь проанализировать способы передачи этих эмоций и усиления эффекта. У Вая на сайте об этом хорошо написано. (
http://www.vai.com) От себя скажу, что очень помогает утрировать динамику и использовать вибрато и бенды. Но ведь главный вопрос - "КАК?" А это можно только прочувствовать, или на худой конец скопировать, но тогда это будут уже не твои эмоции. Так что мы опять вернулись к началу.
Насчёт ладов - да, каждый лад создаёт особое звучение из-за своей звуковысотной структуры и тяготений. Вот например дорийский лад - насколько я знаю, название произошло от племени дорийцев, которые захватили древнюю Грецию и отбросили её культуру до уровня первобытного общества. У греков лады как раз назывались в зависимости от эмоций, которые они вызывали.
Ещё я считаю, что в каждой культуре есть какие-то стандартные ассоциативные шаблоны (вот фразку отколол!), которые формируют востприятие определённого типа музыки, или даже лучше - звучания, в этой культуре. Пример - та же "лунная соната". И, когда мы слышым что-то новое, мы ищем в этой новой для себя музыке что-то общее с теми шаблонами, выстраиваем с ними связь. Это ещё называется "въезжать".
То есть, когда человек слышит новый для себя тип музыки, он ие знает, что чувствовать, и "не врубается". Эти же шаблоны играют роль фильтра, когда ма выражаем свои эмоции в музыке. Отсюда разница понятий о музыке в разных культурах. Хотя благодаря глобализации сейчас происходит активное перемешивание этих понятий.
Надеюсь, это хоть чем-то кому-то помогло.