Автор Тема: Музыкальная Психология  (Прочитано 3455 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Seagall Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 143
  • Девочка - Дракон
    • http://
Музыкальная Психология
« : Апреля 06, 2002, 21:25:47 »
Зашел тут у меня с VictorGleim разговор о том, что очень немногим музыкантам удается достигнуть того, чтобы слушатели услышали в их музыке именно те эмоции, которые автор хотел передать. В основном, слушатель слышит в музыке то что он сам хочет услышать.
Но !!! Я наверняка знаю, что использованием в своей музыке определенных гармонических оборотов, ладов и т.п. можно вызвать у слушателя совершенно определенные эмоции.
Я об этом много слышала, даже где-то читала - мол так бывает, мол Паганини так умел - но все это только слова, никакой конкретики. Я понимаю, что человек, обладающий подобными психическими ключами вряд ли захочет ими делиться. Но мне все же эта тема очень интересна, и интересно что вы все по этому поводу думаете.
Меня могут обвинить в том что я стремлюсь это знать чтобы манипулировать людьми или в том что я пытаюсь Алгеброй Гармонию постичь. Может, все это действительно так, мне не хочется сейчас предаваться самоанализу. Но меня эта тема интересует давно, а обсудить ее в общем то не с кем.
Мне действительно очень интересно что вы об этом думаете.
Заранее спасибо тем, кто откликнется.

Оффлайн Shorty

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 74
  • Пигмей-парашютист
    • http://
Музыкальная Психология
« Ответ #1 : Апреля 06, 2002, 22:06:13 »
Есть такое наблюдение.
Музыка бывает тревожной, спокойной, агрессивной, волнующей и так далее.
Наверное, определенная последовательность звуков или гармония воздействуют соответственно даже на "необученный" слух. Видимо, всё перекликается с природой музыки, ее воздействием на человека. Об этом тут писал некий ASP, и, наверно, доля правды в этом есть.

Оффлайн Seagall Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 143
  • Девочка - Дракон
    • http://
Музыкальная Психология
« Ответ #2 : Апреля 06, 2002, 22:27:35 »
Извиняюсь за прагматизм - мне интересны конкретные знания, а не общие разговоры. Есть ли у кого нибудь какие то практические находки в этой области ?  
Если интересно,  могу поделиться тем, что знаю сама, но мои знания, к сожалению, слишком общие, неконкретные, и , думаю, для большинства из вас они вряд ли станут откровением. Именно из-за недостатка подобной информации я этот разговор и завела.

Оффлайн STRELEC

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 725
  • Зарегистрированный
    • http://
Музыкальная Психология
« Ответ #3 : Апреля 06, 2002, 22:47:35 »
 Да, тема интересная, поговорить есть о чем. Если поможет, то могу написать что меня заводит (немного не потеме, но всеже). Мне очень нравится когда в песнях используются паузи и постукивания (глушение пальцами левой руки), а желательно с бентами, я не могу толком объяснить, но звучит класно, ябы сказал "нагло". Satriani такие преёми часто использует. Только эти паузи и постукивания ещё нужно вставить правильно. Чтобы понять о чем я говорю, послушайте Your Kimono - Old TCR, там на 1:13 - 1:15 услышите. Вот в принцепе и всё. :D

Оффлайн Anton

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 938
  • UL-Flieger
Музыкальная Психология
« Ответ #4 : Апреля 07, 2002, 00:50:19 »
Цитировать
Я наверняка знаю, что использованием в своей музыке определенных гармонических оборотов, ладов и т.п. можно вызвать у слушателя совершенно определенные эмоции.


Ага, я тоже читал, что если коровам постоянно крутить тяжелый рок в стойле, то они меньше молока начинают давать. Вроде бы Вивальди вызывал обратный эффект.
Кузьмич завтра-послезавтра в раздел "Гитаристы" выложит материал о Роне Тале. Он там кое-что говорит по поводу эмоций в музыке, и что их вызывает...

Оффлайн Xylokopos

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 117
  • Лесоруб
Музыкальная Психология
« Ответ #5 : Апреля 07, 2002, 02:37:06 »
2Seagall:
Я считаю, что самый простой способ это понять - это то, что нужно чувствовать те эмоции, которые ты хочешь передать, во время исполнения, и не стесняться их выражать, как бы банально это ни звучало. Если ты к этому стремишися, ты сама найдёшь нужные тебе приёмы.

Но я всё же постараюсь проанализировать способы передачи этих эмоций и усиления эффекта. У Вая на сайте об этом хорошо написано. (http://www.vai.com) От себя скажу, что очень помогает утрировать динамику и использовать вибрато и бенды. Но ведь главный вопрос - "КАК?" А это можно только прочувствовать, или на худой конец скопировать, но тогда это будут уже не твои эмоции. Так что мы опять вернулись к началу.

Насчёт ладов - да, каждый лад создаёт особое звучение из-за своей звуковысотной структуры и тяготений. Вот например дорийский лад - насколько я знаю, название произошло от племени дорийцев, которые захватили древнюю Грецию и отбросили её культуру до уровня первобытного общества. У греков лады как раз назывались в зависимости от эмоций, которые они вызывали.

Ещё я считаю, что в каждой культуре есть какие-то стандартные ассоциативные шаблоны (вот фразку отколол!), которые формируют востприятие определённого типа музыки, или даже лучше - звучания, в этой культуре. Пример - та же "лунная соната". И, когда мы слышым что-то новое, мы ищем в этой новой для себя музыке что-то общее с теми шаблонами, выстраиваем с ними связь. Это ещё называется "въезжать". :D То есть, когда человек слышит новый для себя тип музыки, он ие знает, что чувствовать, и "не врубается". Эти же шаблоны играют роль фильтра, когда ма выражаем свои эмоции в музыке. Отсюда разница понятий о музыке в разных культурах. Хотя благодаря глобализации сейчас происходит активное перемешивание этих понятий.

Надеюсь, это хоть чем-то кому-то помогло.

Оффлайн oZZZy

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1086
  • кадавр
    • http://
Музыкальная Психология
« Ответ #6 : Апреля 07, 2002, 09:50:29 »

Оффлайн Seagall Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 143
  • Девочка - Дракон
    • http://
Музыкальная Психология
« Ответ #7 : Апреля 07, 2002, 16:24:15 »
Цитировать
Originally posted by Xylokopos
Я считаю, что самый простой способ это понять - это то, что нужно чувствовать те эмоции, которые ты хочешь передать, во время исполнения, и не стесняться их выражать, как бы банально это ни звучало. Если ты к этому стремишися, ты сама найдёшь нужные тебе приёмы.
B]

Ты сейчас говоришь об эмоциональности, о подаче во время исполнения, о гитарных фишках. А я спрашивала о композиционных приемах.
Например: ты чувствуешь тревогу, неуверенность ( не важно о чем конкретно речь, главное - таково твое чувство ) Ты сможешь это выразить в твоей музыке ? Не во время конкретного исполнения, а вообще ?
Вы все-таки не совсем меня понимаете, по-моему.... Только Стрелец понял о чем эта тема, хотя и высказался, в общем не по ней...
2 Anton Я бы не стала сравнивать своих слушателей со СТАДОМ КОРОВ ....

Оффлайн Xylokopos

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 117
  • Лесоруб
Музыкальная Психология
« Ответ #8 : Апреля 07, 2002, 17:06:27 »
Пдо "приёмами" я имел в виду не только исполнительские, но и композиторские. Тем более, что тут не очень чёткая граница. Прочитай то, что я написал дальше.

Вот только наверное я забыл написать, как всё это относится к теме. Когда ты выражаешь свои эмоции в музыке, ты используешь свою систему восприятий - фильтров. Чем более оригинально твоё музыкальное восприятие, тем менее понятны твои эмоции будут "среднестатистическому" слушателю, то есть он просто не почувствует то, что чувствовала ты, потому что у него другая музыкальная система восприятий. Об этом я писал выше. Отсюда вывод - для того, чтобы слушатель чувствовал то, что ты хочешь, нужно изучить шаблоны данного слушателя, и писать музыку по ним, то есть выражаться его, а не твоим, языком. Но ведь зачем? Ведь это как раз то, от чего музыкант обычно хочет уйти. Именно поэтому новое в музыке часто встречают в штыки.

Всё это, конечно, ИМХО.

Оффлайн STRELEC

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 725
  • Зарегистрированный
    • http://
Музыкальная Психология
« Ответ #9 : Апреля 07, 2002, 17:34:05 »
 Чем более оригенально твоё музыкальное воспреятие, тем менее понятни твои эмоции будут "среднестатистическому" слушателю, то есть он просто не почувствует то, что чувствовала ты, потому что у него другая музыкальная система восприятия.

 Не, вот тут я не согласен. Я считаю что у всех слушателей одинаковая музыкальная система восприятия. Вот ты сам посуди, вот взять например грустную композицию Joe Satriani - Tears In The Rain. Ты бумаешь что ктолибо слушая её будет смеятся, или чувствовать страх или тревогу? Нет, она написана для того чтобы слушатель грустил (и плакали). И в свою очередь, никто не будет грустить слушая The Audiens iIs Listening - Steve Vaj'a.

Оффлайн Seagall Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 143
  • Девочка - Дракон
    • http://
Музыкальная Психология
« Ответ #10 : Апреля 07, 2002, 18:10:03 »
Система восприятия зависит от многих вещей - от менталитета, от окружения человека, от условий его жизни, наконец. Но есть тем не менее определенные закономерности, действующие всегда. Каким бы ни был человек, он будет считать минор грустным а мажор веселым, хотя музыкант знает, что минорное трезвучие отличается от мажорного всего одной нотой. Это самый простой пример.
Но человеческие эмоции намного многообразнее схемы весело-грустно. Я пытаюсь найти закономерности для более тонких вещей,мне это интересно и надеюсь вам тоже.
... А самый простой способ передать музыкой состояние тревоги или смятения - это использование диссонансов.

Оффлайн Anton

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 938
  • UL-Flieger
Музыкальная Психология
« Ответ #11 : Апреля 07, 2002, 19:48:07 »
Цитировать
Tears in the rain...написана для того чтобы слушатель грустил (и плакали).


Хм. Мне кажется, что tears in the rain написана не "для того чтобы", а "потому что". Сатриани было грустно - эта грусть выразилась в этой мелодии.

Мне все-таки представляется, что стадо коров в этом разговоре вполне уместно. Вы, собственно, хотите понять, какого цвета лампочку нужно зажечь, чтобы у собаки выделилась слюна. Госпожа Seagall, а можно спросить? Мне просто интересно. А зачем тебе такой бихевиористский подход к музыке? Что ты будешь делать с этими "закономерностями для более тонких вещей", узнав их?

Оффлайн Seagall Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 143
  • Девочка - Дракон
    • http://
Музыкальная Психология
« Ответ #12 : Апреля 07, 2002, 20:39:17 »
2 Anton Я так и знала, что подобные изыски начнут сравнивать с собакой Павлова и т. д., об этом я предупреждала еще в начале темы. Мне хотелось бы научиться пользоваться этими законами в своей музыке, чтобы донести до слушателя именно то что мне хотелось бы сказать. Я хочу быть понятой людьми, которые меня слушают.  Вот мои мотивы, если тебе интересны подробности, сходи на топик Женщины в музыке, там ближе к концу этот разговор сам зашел.
Давайте, может отвлечемся от зачем и почему и начнем все-таки по делу или же закроем эту тему, если никому нечего сказать.

Оффлайн Anton

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 938
  • UL-Flieger
Музыкальная Психология
« Ответ #13 : Апреля 07, 2002, 20:52:26 »
Попробуй поискать в ленинской библиотеке в разделе диссертаций по "бихевиористской психологии". Возможно кто-нибудь проводил исследования о взаимосвязях некоторых музыкальных произведений с поведением животных.
Может быть я не прав. Но мне представляется этот вопрос не связан с творческим процессом музыканта, поэтому тут только психологи могут такими вещами заниматься.

Вообще, есть такие исследования. Вот, например, выдержка из книги В.П.Адаскевича "Пунктурная физиотерапия иммуномедиированных дерматозов" (в рунете нашел):

Сонопунктура - воздействие на акупунктурные точки звуковыми волнами различного тона. Влияние звука рассматривается не как механический массаж, а как воздействие различных звуковых частот на соответствуюшие органы и психику. Звуковая частота, соответствующая ноте "до", влияет преимущественно на функцию желудка, селезенки, поджелудочной железы; "ре" - на желчный пузырь и печень; "ми" не действует на какой-либо определенный орган; "фа" воздействует на мочеполовую систему; "соль" - на функцию сердца, сосудов и тонкой кишки; "ля" - на легкие и почки, "си" - на функцию "формирования теплоты". Низкие звуки влияют на нижнюю часть тела, высокие - на верхнюю, в частности на голову. Значение имеют также интервал и громкость звука.

Оффлайн Shorty

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 74
  • Пигмей-парашютист
    • http://
Музыкальная Психология
« Ответ #14 : Апреля 07, 2002, 21:07:37 »
Ув. Seagall.
По-моему этот вопрос уже задают себе музыканты лет этак 2000-3000. А среди них попадались далеко не посредственные экземпляры...
Если Вы научитесь воздействовать на эмоции хотя бы половины Ваших слушателей, Вам тут же поставят памятник за революцию в музыке и немедленно возьмут на высокооплачиваемую работу в Пентагон за изобретение нового психотронного оружия.

Успехов.