Осторожно, многа букаф.
В последнее время все чаще стал копать наши и ненаши форумы, в поисках ответов на вопрос, почему же все-таки у нас (будем пока что брать Россию, Украину и Беларусь) нету костяка толковых, матерых и успешных рок банд. Есть отдельные образцы, но их за последние 30 лет по пальцам пересчитать можно. Ответы встречал разные, это и совсем несостоятельные "не тот менталитет" и "недостаточный уровень музыкантов", и более толковые "у нас рок никому не нужен" (низкий культурный уровень населения) и "нет развитой индустрии рок шоу-бизнеса с лейблами, фестами, турами, премиями и т.д.".
Касательно низкого уровня публики (мол пипл и так всякое дермо хавает) - тут выход только один - воспитывать правильный вкус. Воспитываться он будет тогда, когда из телевизора и радио в уши людей будет литься не "муси-пуси", а более осмысленная и "музыкальная" музыка. Литься она будет тогда, когда это будет выгодно дядям из шоубиза. Выгодно им будет тогда, когда рентабельность (отношение дохода к затратам) в работе с роком будет больше, чем при работе с попсой. На данный момент с попсой работать очень выгодно - минимум затрат (сексуальная девочка, простая музычка по накатанной технологии, агрессивная кратковременная реклама по тв и радио) - и катай себе концерты да по кабакам и корпоративам с пьяни собирай деньги. Немного утрирую, но в целом основная схема в индустрии "русская попса" думаю именно такая.
Рок - совсем другая специфика, потому что и сочинять сами хотим, и рынок гораздо более узкий и нестабильный. А самое главное - нету толковых форматных исполнителей, стабильно сочиняющих качественный материал и со вкусом его исполняющих. Иными словами, нету мейнстрима.
Сразу уточню, что я понимаю под мейнстримом, именно в рок музыке.
Часто натыкаюсь на утверждения в духе "мейнстрим - музыка для стада, коммерческие проекты-однодневки, которые по накатанным схемам штампуют злобные продюссеры, ремесло а не музыка". Такое определение, по-моему, раскрывает сабж только с одной стороны. Да, действительно, примеров "пустых" проектов, собравших сливки на заезженной мелодии и навязчивой рекламе, и канувших в Лету через месяц - валом. И не только, между прочим, в России. Просто штатовская рок-попса (в худшем смысле этого слова) до нас не доходит, так же как и наша до них.
Но если взглянуть на это с другой стороны становится понятно, что мейнстрим этим не ограничивается. Есть огромная куча классных композиций, от драйвовых, как
Audioslave - Show Me How to Live / Audioslave (2002) (достигла 2 в Billboard Mainstream Rock Tracks и 4 в Billboard Modern Rock Tracks) и до балладных типа
Alter Bridge - Broken wings / One Day Remains (2004) (29 в Billboard Mainstream Rock Tracks). Примеров масса.
Так как все же отличить "хороший" мейнстрим от "плохого"?
Имхо следует различать форму и содержание. Причем под "формой" предлагаю понимать не только композиционное понятие формы (т.е. структуру, как рондо или соната), а более широкий набор характеристик, таких как общее звучание (саунд, ну все поняли), структуру (в нашем случае чаще всего структура куплет-припев-бридж и ее вариации), используемые лады (чаще всего пентатоника и натуральные мажор и минор, реже другие диатонические лады, очень редко джазовые и экзотические лады), и т.д.
Естественно, жестко этот набор характеристик задать не выйдет, получим "среднюю температуру по больнице". Но мы на то и люди, чтобы вовремя включить абстрактное мышление и родить образ канонического звучания современной рок-группы.
Кстати, что интересно, форма современного мейнстрим рока остается практически неизменной с бородатых девяностых (как минимум с 1994 - классическая версия рождения постгранжа, а вообще радиоформат "modern rock" появился в районе 1991 года). Послушайте и сравните сами:
Soundgarden - My Wave / Superunknown (1994) и
Shinedown - Bully / Amaryllis (2012). Естественно, разброс гораздо больше, но общие рамки все-таки практически не сместились. И это, имхо, не говорит о "застое стиля" или отсутствии оригинальности у музыкантов. Скорее это говорит о том, что в таком звучании собраны оптимальные комбинации звуков, именно такие, какие нравятся большинству человеческих ушей. Тут и наш любимый гитарный рык, и сильный вокал, частенько с сочным форсированием, и приятные драмсы.
Отличается хороший, годный мейнстрим от плохого - содержанием. Музыкальным (думаю на форуме гитаристов объяснять не нужно, что сюда входит) и смысловым (текстовым). Кстати, многие скажут, что текст в такой музыке вторичен (многие этим прикрываются от критики их собственных творений, некоторые даже искренне в это верят). Скажу, что это не так, специально достаточно подробно изучал этот вопрос. Для американца слушать песню и ассоциировать ее настроение с определенным смыслом, изложенным в тексте - естественно. Это мы, несколько поколений людей, выросших на западной музыке и не до конца (а некоторые и вообще не) воспринимая смысл текстов, а только слушая вокальную мелодию и звучание звуков речи, так думаем. На самом деле, это вполне очевидно и для обычных "наших" людей, не музыкантов и не меломанов.
Собственно, сам собой напрашивается вопрос - почему у нас очень мало групп играет такую музыку? Или может быть я плохо ищу? Да нет, вроде не первый месяц пытаюсь ловить любую инфу о наших бандах в этом формате. Так в чем тогда проблема?
Основных проблем, по-моему, две:
1) Большинство моих знакомых музыкантов (я думаю в целом у вас картина будет та же) считает, что эта музыка примитивна, ее неинтересно играть, да еще и "коммерцем" обзовут. Несолидно. Лучше, мол, буду играть свой маткор/постхардкор/веджетериан прогрессив грайндкор/вставьте любой похожий авангардный андерграунд. Сам я тоже через этот этап проходил, в итоге надоело. Надоело строить из себя неизвестно кого (типа прогрессивного музыканта), надоело наблюдать зал, в котором 90% танцпола - коллеги из других групп и их и наш саппорт (читай - друзья). Надоело обманывать себя, все чаще осознавать, что те немногие отзывы на нашу игру - просто поддержка таких же чуваков с инструментами из нашей общей песочницы.
Любому музыканту, кроме так называемого самовыражения (желания что-то создать) как воздух необходима отдача слушателей. Необходимо знать, что ты стараешься не зря. Кто будет говорить, что ему это не надо - будет лгать. Заппа в своей книге об этом очень хорошо написал. А какая отдача, если ты играешь авангард, музыку для музыкантов? Никакой. Я не пытаюсь сказать, что авангард - это плохо. Совсем нет. Просто он, имхо, для состоявшихся музыкантов, для тех, кто до конца понимает, что делает. Ладно, это долгая тема.
По поводу кажущейся простоты такой музыки - лично я для себя довольно давно пришел к выводу, что сочинить что-то крутое, свежее, и при этом простое - это гораздо более тяжелая задача, чем сочинить очередной заумный ломанный рифак в каком-нибудь экзотическом ладу. Конечно, сочиняя второе, очень удобно прикрываться, мол "ты нифига не понимаешь, там кроме целотоновой и 19/16 ничего больше просто не подходило", но давайте будем честными перед самими собой. Херня это все, в 99.999% случаев.
Еще, по поводу простоты. Исполнять такую музыку, при мало-мальски сложных партиях - гораздо тяжелее, чем мясо в плотно заваленном .овном миксе. Потому что все слышно. Потому что кривой бенд не простят. Потому что вокалисту придется учиться петь, именно петь, со всеми нюансами и сложностями этого дела.
2) Сложность работы с вокалом. На самом деле, самая большая (имхо) проблема, и проблема многогранная. Во-первых, языковые сложности. Если это английский, то остро стоит проблема действительно хороших текстов, проблема произношения, проблема актуальности музыки с английским текстом в России. Вообще, это тоже отдельная большая тема, поэтому англоязычные банды пока отложим.
Для русскоязычных групп существует огромная проблема с текстами на русском. Во-первых проблемы с фонетикой. Даже не с ее относительной сложностью по сравнению с английским, а в том, что звучит наш язык совсем не так, как английский. И придется сломать мышление, перестроить свое восприятие этой музыки, потому что учиться не у кого. Лично я как-то и не могу выделить какие-то песни у наших, где все было бы гармонично в этом плане. Этот велосипед, похоже, придется изобретать самим. Если есть примеры обратного - очень хотелось бы видеть. Именно хороший рокешник с красивым вокалом на русском.
Во-вторых, проблема собственно смысла этих самых текстов. Даже не смысла как такового, а умения сохранять этот смысл в песенном тексте. Когда есть строгие требования к ритму и звуковому составу стиха, и при этом нужно еще подобрать незаезженные слова, сохранить образность... Тяжело это. По этому поводу, приведу цитату камрада из соседней темы:
У нас еще язык по звучанию и ритмике не очень подходит для рока. В Америке той же каждый нигер с словарным запасом в 500 слов может сочинить песенку, и она будет нормально звучать, а у нас только у профессиональных поэтов так получается (типа Пушкиной там). Русский сложный язык, чтоб на нем писать хорошие стихи, надо большим интеллектуалом быть. Всякая шпана, которая на западе обычно рок играла, уже не проходит автоматически, а у интеллигентов вроде Башлачева, у них яиц таких нет, чтоб играть настоящий рок.
Что-то устал я уже графоманствовать тут. Мыслей еще много, если разговор завяжется - изложу. Просьба не обвинять в отбирании хлеба у кэпа очевидность. Просто хотелось как-то полнее это все выложить.
(дополнено)3) Кроме непосредственно музыки необходимо очень серьезно заниматься общим имиджем группы, уметь постоянно поддерживать интерес к своей группе. Тут могут помочь всевозможные видеоролики на ютубе (только нужно трезво оценивать посыл этого ролика. Лучше ничего не выкладывать, чем выложить душную и постную фигню), различные события, инициированные группой (хардкорщики вон бомжей кормят, и дело хорошее, и группе в плюс), интересные статьи и новости о группе (знакомьтесь с девченками-журналистками
). То есть все, что заставляет студентоту и офисный планктон заходить на ваш сайт или страницу в контакте и проверять, а не замутили ли черти еще чего-нибудь?
Естественно, один из самых важных аспектов тут - ваши выступления. Людям должно быть интересно ходить на них, причем не один раз. Старайтесь как-то увлекать народ, создавайте шоу. Не надо быть клоунами на сцене, подойдите к делу креативно и с душой.
Может помимо музыки надо бы поднять визуальную составляющую концертов?
Концерт должен быть праздником на который хочется пойти. Попса может сделать примитивный но яркий концерт. Рок концерт в большинстве случаев это душный клуб, чуваки в черном и задник из простыни. Массы хотят, чтобы было весело и интересно.
В Риге, в маленьких клубах где народ пришел потусить, я видел удачно выступавшие фанк группы. Последняя была наподобие Примуса. Весело, ритмично. Народ общался, двигался.
Все рок/метал концерты это свои тусовки где в зале в основном друзья музыкантов.
Реальным решением проблемы, как я вижу, было бы "привязывание" групп к каким-нибудь проектам. Вот например раньше +100500 в конце выпуска играл что-то на гитарке. Можно было бы делать это с группой. И таких примеров миллионы придумать можно было.
Просто на самом деле нужно уметь писать что-то выдающееся в музыкальном плане, чтобы потом тебя вспомнили. А так на афишах можно писать "ребята из +100500" ну или если вас представляют во время проекта, что ваша группа называется "Каки акакия", то можно так и писать и тд, короче вариантов миллионы. Опять же какая группа на это согласиться, согласится ли на это руководитель проекта и тд и тп, геммора много, но было бы желание.
4) Объединяйтесь со своими коллегами по сцене, вместе мутите всякие интересные события, концерты. Снимайте совместные ролики, продавайте на своих концертах атрибутику своих друзей, а они пусть на своих концертах продают вашу. Упоминайте друг друга в интервью. Рука руку моет.
Вот меня удивляет, что начинающие группы не объединяются вместе чтобы сделать один классный вечер-концерт. А подписываются на баттлы где пытаюстся соревноваться друг против друга. Получается, что все стараются друг друга перекричать и если ты просто зашел с улицы то воспринимаешь всю программу как бардак. А потом оказывается что все равно зрители сравнивают не между собой, а со всем известными звездами.