Почитал некоторые топики... В ответ на это могу привести пример, который возможно раскроет смысл моих слов.
Пишет письмо ко мне в свое время парень и говорит:"Я в тупике! Уже год нет никого прогресса! Я играю 16-ми в темпе 240 и правая рука меня не пускает дальше... И так уже год... Я в депрессии! И понимаю, что мне нужен педагог, который поможет мне развиваться дальше. "
Я отвечаю, что надо посмотреть на него, послушать и т.д. Приходит на репетиционную базу. Волнуется, открывает инструмент, втыкается. Говорю... Сыграй что-нибудь. Он отвечает, что конкретных вещей сейчас не может четко сыграть, так как последнее время занимался только техникой!!! Ну хорошо, давай поиграем вместе на гармонию. Например, / Am /G /D / / Надо сыграть какую-то импровизацию.
С первого такта начинает играть гаммы в гармоническом миноре 16-ми. Становится понятно - гармонии не знает, и как следствие лады применять не может. Слуха гаромнического не развивал. И хочет показать свою технику. Хорошо.... Беру Am - G - F - E7..... (Должно подойти)))) Все вроде встало на место. Пошли в ход те же гаммы, только еще быстрее. Играя так 5 минут, он извинился и сказал, что играет плохо, так как волнуется. Дальше я попросил его сыграть простую мелодию. То есть не надо играть быстро, не надо играть гаммы, арпеджио и тд.... Надо просто придумать простую мелодийку на гармонию и ее исполнить как тему, как вокальную партию. Попытки были неудачными, так как видно, что играет только руками по "аппликатурам" на авось "попаду" куда-нибудь в лад. Логики в мелодии нет, формы нет... Предслышания нет. Только гуляние пальцев по отработанным аппликатурам любимого с детства лада.))) Импровизационно понимания развития тоже нет - сразу выходит на скорость и что он будет делать через пару квадаратов (будучи на пределе) сказать трудно. (Надо уже играть 32-ми))))) Гармонического слуха нет, так как знает один лад - минор. Паузы в его игре отсутствуют полностью. Любое отклонение, модуляция вводит в полный ступор. На чистом звуке, без дистрошна чувствует себя не в своей тарелке. Аккордовый аккомпанемент отсутствует в арсенале как класс))) Играет только одноголосные соло и кварто-квинтовые интервалы. В ритме полностью отсутствует свинг и какая-то внутридолевая жизнь. Все на ровных 16-х и малейшая смена ритмической основы приводит к замешательству.
То есть человек к работе в музыкальном коллективе в данный момент просто профнепригоден.
Но при этом технически (чисто руками) может сыграть практически все!!! Хорошее звукозивлечение, скоростная техника раза в полтора быстрее чем у меня)))) Играет свип в три октавы почти чисто))) Из ритма не вылетает, (на 16-х его все держат неплохо))))
Я как мог тактично объяснил ему, в чем я вижу его проблемы и над чем надо работать. Что "твоей техники хватит на исполнение 90% мирового гитарного репертуара! Что проблема в том, что ты не играешь музыку, а сосредоточен на технике, на гаммах и в этом видишь главные элементы музыкальных занятий. А они не главные!!!!! Они важны, но это только средство.
Начал он ко мне ходить на занятия. И через какое-то время я понял, что музыке человека в принципе научить невозможно!!!! Можно годами развивать технику и показывать "ученику" прогресс. И он будет его видеть! И думать, что он играет лучше! Вот только совсем не лучше. Так как все это херня никому не нужная.... Можно даже что-то сыграть из каверов, тупо натаскать его играть точно по таблатурам. Но без четкой самостоятельной работы в музыкальном плане ничего не получится. И людей, у которых нет музыки в голове, ее туда никак не засунешь! И вот такие люди, не понимая предмет разговора и что от него хотят, музыкальные занятия сводят только к суходрочке. И все их творчество ограничивается только выработанными механическими навыками. И они думают, что занимаются музыкой и впереди их ждет блестящее музыкальное будущее.
Был у меня не передаче на радио Дидюля! И тогда я понял, что в гитаристе Дидюле есть Божья искра! Потому что на вопрос " что является стимулом и движетелем для его музыкальной карьеры" Он искреннее ответил, что сочинив музыку, играя ее дома, ей очень хочется поделиться со всеми! Поделиться
Так что работа над техникой (даже чисто в механическом смысле) должна происходить в процессе игры конкретных музыкальных произведений, на основе художественных образов. (Для этого люди и писали этюды, которые в отличие от гамм все же имеют художественную ценность и многие из них играют на концертах). И в этом случае работают все рецепторы, коих в музыке огромное количество. Они должны все работать, так как если они не работают они атрофируются!
Вот такая длинная история...