Уважаемый
Дмитрий Малолетов, , вы написали о том, что начинали играть на электрогитаре с Лед Зеппелин, Дип Пёрпл и пр. Но мне кажется, что вы смогли начать сразу с них, так как у вас уже был опыт игры на фо-но и классической гитаре (возможно, что я ошибаюсь). Вы смогли снять эти произведения на слух, т.к. он был хорошо развит, смогли сыграть, потому что перенесли часть техники с классики на электрогитару. Вы были знакомы с ритмом, гармонией, теорией и много чем еще. Смогли бы вы начать играть эти произведения, не будь у вас этого? Не уверен.
Теперь по поводу школ игры на фо-но, в которых технические упражнения идут позже произведений. Мне кажется, что это потому, что школы эти рассчитаны
на детей. Дело в том, что детям очень скучно заниматься немузыкальными техническими упражнениями, их мотивация резко падает, а если их начать заставлять, то можно вызвать отвращение к занятиям музыкой на всю жизнь. Смотрю сейчас фортепианный самоучитель для взрослых (Е. Мейлих, 1969) – там сначала идет именно техническое упражнение, а потом уже одноголосная мелодия. В начале каждого раздела идет именно техническое упражнение.
Потом, вы упоминали, что пианисты в основном учатся технике на произведениях. С этим я тоже не согласен. Как же знаменитый сборник упражнений Шарля Ганона «Пианист-виртуоз», целый сборник немузыкальных чисто технических упражнений. И если С. Рахманинов не играл технических упражнений, то другие пианисты (в том числе и с мировым именем) еще как играли. Вот что пишет по этому поводу сам Рахманинов:
Особой популярностью «Пианист-виртуоз» (часто называемый просто Ганон) пользовался в России: по относящемуся к 1917 году свидетельству Сергея Рахманинова, в российских музыкальных учебных заведениях начала XX века «в течение первых пяти лет учащийся приобретает большую часть технических навыков, изучая сборник упражнений Ганона, который весьма широко применяется в консерваториях. Фактически, это единственное используемое собрание строго технических упражнений. <…> Учащийся настолько хорошо выучивает упражнения Ганона, что знает их по номерам. Экзаменатор может попросить его, к примеру, сыграть упражнение 17 или 28, или 32 и т. д. Ученик тут же садится за рояль и играет »Так же и в классической гитаре – если вы возьмете школу Эмилио Пухоля (рассчитанную на взрослого человека, уже знакомого с нотной грамотой и пр.), то увидите, что она
ЦЕЛИКОМ (!) построена на технических упражнениях разной степени музыкальности.
Я хочу, чтобы вы меня правильно поняли. Я согласен с вами по поводу общей музыкальности – она должна быть на первом месте, но она должна идти рука об руку с технической подкованностью. Не должно быть перекоса ни в одну, ни в другую сторону.
Извините, что такую простыть накатал