Я осилил только 14 страниц, дальше душа воспротивилась.
Всё по кругу.
Кажется я понял основную мысль Дмитрия Малолетова и её тайную подкладку... Дело тут такое: я как-то прочитал древнеиндийский мистический трактат об энергии "хара". Это, как там писалось, некая таинственная сила, которая может изливаться в человека, изменяя его. Одним из результатов изменения бывает всплеск творческой мощи. В трактате описывались случаи, когда люди, скопившие в себе энергию хара, начинали вдруг прекрасно рисовать, или музицировать, никогда этому не учившись. Хара, как бы, анулировала "сопротивление" тела и тело, пальцы, становились послушным инструментом души. Ну... ведь в чём суть занятий с инструментом - в том, чтобы руки перестали быть препятствием в выражении музыкальной эмоции: что в душе, то и в звуке - в этом суть техники. Занятия снижают инертность пальцев, и они становятся чистым проводником эмоции, вместо того, чтобы быть препятствием. И вот хара, она, вроде как, делает прорыв, взрывая мозг и нервную систему, делает пальцы, чудесным образом, подвижными и послушными - чистым проводником того, что в душе. Снимает дряблость и грубость тела, делая его тонкой стихией и подчиняя душевным импульсам. Наполнился харой, взял инструмент и - сыграл всё что ни захочешь.
И вот, я подозреваю, что Дмитрий, как человек начитанный (а он тут неоднократно упоминал о "духовном опыте"), видимо читал что-то подобное, и, может быть, как-то переиначил на свой лад. Его рассказ об ученике, который был выпихан на сцену джемовать, с неважным владением инструментом, но после этой встряски внезапно пошедший в гору, именно из-за данного психического потрясения - классическая иллюстрация одной из техник получения хары. Эмоциональный всплеск, мобилизация внутренних сил в момент времени, душевное напряжение, и т.д...
Я конечно допускаю, что с человеком могут быть разные невероятные чудеса - он не изучен и таит в себе много неведомого, и, кто знает, может и вправду бывали те невероятные случаи, описанные в том индийском трактате, и люди музицировали не учась, а также рисовали, внезапно писали поэмы и выдавали философские рефлексии. Но. Как-то уж это всё далеко, древне и окутано туманом... И с большим трудом верится, что нечто подобное возможно с человеком современной формации. Хотя... конечно, духовный опыт, интеллектуальная развитость, несомненно подхлетнёт внутренние резервы и сделает эмоциональную сферу более мощной и более властной над теми же пальцами.
А что касается того ученика, получившего встряску на джеме - думаю он просто после этого поклялся себе отдать всего себя целиком инструменту, чтобы больше
никогда не трястись и не потеть на джемах, а играть уверенно и свободно. Наверно в этом вся причина его внезапного роста. Просто взял себя в руки человек и начал больше и старательнее заниматься и развиваться. Внимательнее стал, усидчивее, серьёзнее.
Резюме: вряд ли можно в наше время всерьёз говорить о том, что "голова научит руки", и вряд ли есть путь овладения инструментом, минующий многолетние изнурительные занятия.