Мой небольшой опыт педагогики мне показал, что можно человека натренировать технически. Но вот как сделать музыканта и что нужно для этого для меня пока загадка. Это он должен сделать сам. Так как это его личная работа и его эмпирический путь познания мира.
Мне кажется, что надо много слушать (лучшие музыкальные образцы) и мечтать. Именно с мечты все начинается и она является движетелем и мотиватором. А образцы нужны, чтобы держать в голове то, к чему надо стремиться, на каком фундаменте строить свое творчество. Для начала))))
Я раньше с первых дней с ребятами пытался делать творческие занятия. Например, изучая последовательность аккордов было необходимо сочинить свою мелодию. (не импровизацию, а именно мелодию, (для вокалиста). Это давало развитие гармонического слуха (чувства гармоний и их функций), ладовое мышление и плюс тренировала творческо-композиционный аппарат. Мне всегда это было сделать легко, как само собой разумеещеся))) Поэтому я думал и другим также. Но многие люди это сделать не могут и задача мной поставленная просто непонятна. Сыграй мне то, чего еще нет))) И откуда это взять неизвестно. И оказывается, что придумать что-то многие люди просто не могут. И в лучшем случае на аккорды гонялась "минорная пентатоника", которая лезла со скрипом на гармонию. И требовать от них этого просто нельзя, так как нет у них того источника откуда это черпается. Но у кого это получалось добивались больших результатов в жизни. Есть даже один, который на этом заработал ни один миллон долларов))))
Далее, после удачно найденной мелодии надо было ее уже разукрасить гитарными приемами. То есть где-то ноту взять бэндом, вибрато добавить, поработать динамически на некоторых нотах, попытаться сделать легкую оттяжку в ритме и т.д. Вот в результате этой работы человек рещает массу задач и получает на выходе свою композицию, которую может сыграть на концерте, конкурсе. Пусть это делается теми средствами, которые есть на сегодняшний день. Завтра наработки этой пьесы войдут уже в следующую. Гармония будет расширяться до все более сложных форм. Техника будет развиваться тоже. Лично я занимаюсь именно по такому принципу. Через поиск и творчество. И при таком подходе неважно скольку на руке у тебя пальцев. Джанго Рейнхард таким образом нашел свои приемы игры, так как решал творческие задачи исходя из условий своего аппарата, а не из условий "правильных или неправильных постановок". У Марка Нопфлера вот неправильная постановка (с точки зрения классического гитариста). Вот пришел бы он к педегогу, поставил бы он ему руки правильно, исходя из эффективности мышечных движений и все! Не было бы сейчас Марка Нопфлера. Поэтому тут надо очень тонко на эту тему рассуждать. Человек должен сам искать и учиться. Это его задача. И никокой самый гениальный педагог, никакой Сергей Борисович или Павел (не знаю отчества) не поможет. В лучшем случае они человека научат играть гаммы, так как это понятно как можно сделать. Сиди и тренируйся. Результат налицо. Только что делать с этим "богатством" останется загадкой)))
Тут были упреки, что нет конкретики, все в общем виде. Мы и говорим об общей концепции. О подходах в организации занятий в целом. Конкретные задачи строятся на понимании уровня конкретного человека. Хотя кто хочет, тот из этих страниц найдет пользу и сделает выводы.
Были упреки, что все гоняется по кругу, что перемалывается одна идея... Это хорошо. Так как повторение мать учения! С возрастом понимаешь, что весь мир стоит на десятке идей, которые заново изучаются каждым поколением))) И ничего не меняется, кроме формы и среды обитания. Идеи и решаемые задачи все те же.